Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:43, реферат
Дивидендная политика - составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости компании.
Роль дивидендной политики:
-оказывает влияние на отношения с инвестором и размер внешнего финансирования;
-воздействует на движение денежных средств компании.
Введение. 3
1. Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический аспект. 4
1.1 Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику. 4
1.2 Этапы формирования дивидендной политики. 9
1.3 Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики. 15
2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний. 18
2.1 Порядок и учет начисления дивидендов. 18
2.2 Дивидендные выплаты на примере некоторых крупных российских компаний: тенденции и перспективы. 23
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 1. – Методики дивидендных выплат 30
Приложение 2. – Пример начисления дивидендов 32
Приложение 3. – Пример заполнения раздела А листа 03 33
Приложение 4. – Дивидендный выплаты крупнейших российских компаний 35
Намека на изменение дивидендной политики со стороны других банков пока не было. "Сбербанк" намерен пересмотреть дивидендную политику не ранее 2012-2013 гг. Наиболее доходной с точки зрения получения дивидендов в банковском секторе нам видится покупка конвертируемых привилегированных акций типа "А" Банка "Санкт-Петербург". Акции конвертируются в обыкновенные в мае 2013 г., а до тех пор представляют собой квази-облигации с обязательством банка платить 13.5% от долларового номинала $3.1 ежегодно. Судя по котировкам на начало февраля, дивидендная доходность по конвертируемым акциям БСПБ составит около 6.9%.
Телекоммуникации.
Глобально телекоммуникационные компании характеризуются невысокими темпами роста, что отчасти компенсируется неплохими дивидендными выплатами. В целом дивидендная доходность компаний отрасли находится на уровне 2-6%. На российском рынке акций именно бумаги операторов связи исторически имеют один из максимальных уровней dividend yield (до 10%). В текущем году инвесторов порадуют выплатами лишь МТС и VimpelCom Ltd. При этом первая, учитывая планы M&A ее основного акционера АФК "Система", может направить акционерам 75-100% чистой прибыли.
МРК и "Ростелеком", выплатив промежуточные дивиденды за 9 мес. 2010 г., на этом и ограничатся. Следующие дивиденды инвесторы получат лишь в 2012 г. уже от бъединенной компании на базе "Ростелекома". На данный момент дивидендная политика "национального чемпиона" еще не утверждена. Учитывая старый устав компании, предполагающий выплаты акционерам в размере 30% чистой прибыли, мы не ожидаем высокой дивидендной доходности в бумагах компании. Однако, обращая внимание на дивидендную политику мировых аналогов, можно отметить, что выплаты акционерам могут возрасти в долгосрочной перспективе.
Потребительский сектор.
Инвестиции в акции компаний российского потребительского сектора и розничной торговли (за некоторым исключением) никогда не сулили значительной дивидендной доходности. Основной причиной этого являются существенные инвестиции, направленные в расширение бизнеса в ответ на растущий спрос со стороны российского потребителя. Дивидендная доходность потребительского сектора по итогам распределения прибыли 2010 г. составит лишь 1.4%, а общий объем дивидендных выплат не превысит $700 млн. При этом из четырех компаний, которые, как ожидается, заплатят дивиденды, на одну только Балтику приходится около 87% всех дивидендных выплат.
Дивидендная доходность не является основным фактором, определяющим привлекательность инвестиций в акции компаний розничной торговли и потребительского сектора. Инвестируя в бумаги сектора, инвесторы, прежде всего, ориентируются на получение дохода от роста котировок акций на фоне большого потенциала увеличения выручки и прибыли компаний. Ожидается, что по мере перехода в более зрелую фазу развития компании сектора увеличат размер дивидендов до уровней своих аналогов с развивающихся рынков.
Машиностроение.
Устоявшейся дивидендной политики в отрасли не сформировалось. До кризиса российские компании старались делиться с акционерами: за исключением "КАМАЗа", компании сектора направляли на выплаты акционерам 10-30% чистой прибыли по МСФО. Наиболее щедрой компанией отрасли являлась Sollers (ранее - "Северсталь-Авто"), отправляющая на выплаты акционерам около 30 % прибыли по МСФО, что примерно соответствовало дивидендным выплатам крупнейших мировых компаний сектора. Тем не менее, кризис резко снизил возможности компаний по выплатам. Повторяя мировые тенденции, 2008 год прошел под знаком убытков отрасли, прервав историю выплат. С 2009-2010 гг. мировые компании начали постепенно возвращаться к выплатам, что стало возможным за счет мощных вливаний бюджетных средств в стимулирование спроса на новые автомобили на локальных рынках. Не был исключением и российский рынок, где с 2010 г. правительство наряду с увеличением госрасходов на закупки автомобилей запустило программу утилизации старых автомобилей в обмен на сертификат, дающий скидку при покупке нового. В отличие от мировой индустрии действующая программа оказала серьезный эффект лишь на крупнейшего российского производителя - "АвтоВАЗ".
Последовательная и понятная инвесторам дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Четко обозначенная и выполняемая дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж. К сожалению, пока немногие российские компании осознают это, а высокие дивиденды связаны не со стремлением компании дать инвесторам определенные сигналы, а с необходимостью покрытия с помощью дивидендных выплат финансовых потребностей собственников.
Дивидендная политика должна основывается на балансе интересов организации и её акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышении инвестиционной привлекательности организации и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В работе были рассмотрены понятие дивидендной политики, содержания, типов, некоторые теоретические концепции. Показана актуальность дивидендной политики для России. Изучены тенденции и перспективы дивидендных выплат российскими компаниями.
1) http://www.nalkod.ru/statia43
Финансовый анализ и менеджмент. [Электронный ресурс] - режим доступа:
2) http://finance-place.ru/fin-
Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Статья 42. Порядок выплаты обществом дивидендов. [Электронный ресурс] – режим доступа:
3) http://www.consultant.ru/
4) http://www.nalkod.ru/statia270
5) http://www.nalkod.ru/statia275
Аналитики (Банк Москвы).Дивидендный монитор - [Электронный ресурс] - режим доступа:
6) http://www.finam.ru/analysis/
7) Каллаур, Н.А. Дивиденды организации – М., 2009 – 160 с.
8) Мацепуро Н.А. Дивиденды по весне считают // Главная книга. 2011. N 6. С. 29 - 32.
Дивидендная политика
в современном акционерном
9) http://gaap.ru/articles/51048/
Дивидендная политика предприятия. [Электронный ресурс] - режим доступа:
10) http://www.finekon.ru/
Название методики |
Основной принцип |
Преимущества методики |
Недостатки методики |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Методика постоянного |
Соблюдение постоянства |
Простота |
Снижение суммы дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций |
Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков |
Методика фиксированных |
1. Соблюдение постоянства суммы
дивиденда на акцию в течение
длительного периода вне 2. Регулярность дивидендных выплат. |
1. Простота. 2. Сглаживание колебаний |
Если прибыль сильно снижается,
выплата фиксированных |
|
Методика выплаты |
1. Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда. 2. В зависимости от успешности
работы предприятия выплата |
Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций |
«Экстра» - дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций |
«Экстра» - дивиденды не должны выплачиваться слишком часто |
Методика выплаты дивидендов акциями |
Вместо денежного дивиденда акционеры получают дополнительные акции |
1. Облегчается решение ликвидных
проблем при неустойчивом 2. Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие. 3. Появляется большая свобода маневра структурой источников средств. 4. Появляется возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями. |
Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции |
Расчет на то, что большинство акционеров устроит получение акций, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность |
Пример В I квартале 2009 года ООО выплатило дивиденды на сумму 220 000 руб., в том числе дивиденды учредителю – юридическому лицу в размере 100 000 руб., физическому лицу – 50 000 руб., сотруднику организации, также являющемуся ее учредителем, – 70 000 руб. Сама организация дивиденды не получала. Сумма налога, удержанная с юрлица: Н1 = (100 000 руб. / 220 000 руб.) х 9% х (220 000 руб. – 0 руб.) = 9000 руб. Сумма налога, удержанная с физлица: Н2 = (50 000 руб. / 220 000 руб.) х 9% х (220 000 руб. – 0 руб.) = 4500 руб. Сумма налога, удержанная с физического лица – сотрудника организации: Н3 = (70 000 руб. / 220 000 руб.) х 9% х (220 000 руб. – 0 руб.) = 6300 руб.
*Налогоплательщики, Пример заполнения раздела А листа 03 см. в приложении 3 |