Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ, оценка и определение путей повышения финансового состояния государственного предприятия «Озерцы».
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
-изучение теоретической базы проведения оценки финансового состояния предприятия;
-проведение анализа финансового состояния конкретной организации с расчетом основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность финансового менеджмента……………………………………………6
1.1 Роль, место и задачи финансового менеджмента…………………………….6
1.2 Функции финансового менеджмента…………………………………………8
1.3 Методика измерения и оценки финансового состояния организации…….12
2 Анализ и оценка финансового состояния государственного предприятия «Озерцы»……………………………………………………………………………15
2.1 Характеристика государственного предприятия «Озерцы»и перспективы его развития…………………………………………………………………………15
2.2 Анализ финансового состояния государственного предприятия «Озерцы»
и его оценка…………………………………………………………………………19
2.3 Пути улучшения финансового состояния государственного предприятия «Озерцы»……………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕиспр.docx

— 90.96 Кб (Скачать документ)

Поэтому не без основания  чрезмерные запасы товарно-материальных ценностей называют "кладбищем  бизнеса".

В рамках управления товарно-материальными  запасами учебному хозяйству рекомендуется:

  1. Исключить опасность хищений и порчи материальных ценностей посредством введения прямого материального стимулирования работников и охраны складов.
  2. Для исключения вероятности устаревания товаров, рекомендуется ввести систему контроля над сроками использования товарных запасов.

Оптимальная система управления запасами позволит решить следующие основные задачи (таблица 10 ):

 

 

 

Таблица 10 – Задачи управления запасами

Задачи управления запасами

Рекомендуемые мероприятия, за счет которых предприятие может  решить поставленные задачи

1. Поддержание ликвидности  и текущей платежеспособности; оптимизация  структуры запасов

- улучшение структуры  и сокращение запасов за счет  выявления избыточных запасов,  неликвидов и дефицитных запасов;

- поддержание оборотных  активов в наиболее ликвидном состоянии;

- сокращение потребности  в источниках финансирования;

- снижение расходов, связанных  с финансированием запасов

2. Поддержание конкурентоспособности

- поддержание рационального  соотношения имеющихся в наличии  видов готовой продукции;

- сокращение потерь.

3. Сокращение расходов, связанных  с формированием и содержанием  запасов

- поддержания наиболее  экономичного соотношения между  расходами на хранение и расходами  по приобретению запасов;

- аренда или приобретение  в лизинг складов.

4. Обеспечение необходимого  контроля запасов

Внедрение системы материального  стимулирования и материальной ответственности  за складские запасы. В том числе  и по подразделениям предприятия.


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

Таким образом, излишние запасы приводят к необоснованному отвлечению средств из хозяйственного оборота, что в конечном итоге влияет на рост кредиторской задолженности и  является одной из причин неустойчивого  финансового положения. Недостаток запасов может привести к сокращению объема производства продукции и  уменьшению суммы прибыли, что также  влияет на ухудшение финансового  состояния предприятия. Учитывая это, запасы должны быть оптимальными.

Проведенный анализ работы, показал, что предприятие имеет значительный размер дебиторской и кредиторской задолженности, увеличивающейся к 2010 году (таблица 11).

Таблица 11 - Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель

2009год

2010 год

1

2

3

Краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность, млн  руб.

212

493

Кредиторская задолженность, млн руб.

11451

17571

Кредиты, млн руб.

4658

5662

Выручка от реализации продукции, млн руб.

3751

4384

Длительность оборота  дебиторской задолженности, дни

20

40


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия за 2009-2010 годы.

Таким образом, имеет место  превышение кредиторской задолженности  над дебиторской. Отрицательным  также является высокий размер длительности одного оборота дебиторской задолженности. Покупатели рассчитываются за приобретенную  продукцию, оказанные услуги в среднем в течение 30 дней.

Значительный размер дебиторской  задолженности предприятия сдерживает финансовые потоки денежных средств  за реализованную потребителям продукцию  и оказанные услуги и тормозит дальнейший финансово-хозяйственный  процесс. Следовательно, главной рекомендацией  по совершенствованию финансово-хозяйственной  деятельности для предприятия  является оптимизация размера дебиторской задолженности.

Для уменьшения размеров дебиторской  задолженности предлагается использование  факторинга.

С экономической точки  зрения, факторинг относится к  посредническим операциям. Факторинг  можно определить как деятельность специального учреждения (факторинговой компании или факторингово отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях  участвуют три стороны:

1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)  – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих  клиентов;

2. поставщик - предприятия,  осуществляющие поставку товаров,  выполнение работ, оказание услуг  своим контрагентам на условиях  товарного кредита;

3. покупатели - предприятия,  имеющие задолженность срок платежа  по которой возникает в будущем  или уже наступил.

Факторинг - разновидность  торгово-комиссионной операции в сочетании  с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту - банку за поставленные товары, выполненные  работы или оказанные услуги.

Целью факторинговых операций является создание для поставщика условий  для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение  оборачиваемости капитала.

Предметом факторинговых  операций, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое  возникает в будущем. Факторинг  является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более  удобный способ финансирования оборота  для предприятий, активно ведущих  торговую деятельность. В тот момент, когда дефицит оборотных средств  становится особенно острым в силу резкого увеличения числа торговых контрагентов, Вы получаете от финансового  агента - банка наибольший объем (около 80% от суммы требований) денежных средств. Другими словами, факторинг - покупка  банком у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. В  течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту  банка после поступления средств. Преимущества применения факторинга представлены на рисунке 1:

 

Преимущества  применения факторинга


Осуществляется  финансирование клиента сразу же, не дожидаясь срока платежа


 

Дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия


Предприятие уменьшает  свои расходы за счет сокращения персонала  бухгалтерии, т.к. факторинговая фирма берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета


Повышается уровень  информации о платежеспособности покупателей


 

Рисунок 1 -  Преимущества применения факторинга

Примечание – Источник: [14]

 

Анализ эффективности  предложенных мероприятий.

Стоимость факторинговых  услуг определяется как сумма  стоимости предоставленного поставщику финансирования и факторинговой  комиссии по текущим ставкам банка.

Базой для определения  стоимости факторинговых услуг  является процент от суммы требований и количество дней отсрочки платежа  покупателем.

Применение факторинга с  комиссией в 1,5% позволит предприятию  ликвидировать дебиторскую задолженность  и своевременно погашать кредиторскую задолженность.

Размер дебиторской задолженности в 2010 году составлял 493 млн руб. Оборачиваемость дебиторской задолженности составляла 8,9 оборотов или 40 дней.

При реализации дебиторской  задолженности банку 80% средств или:

493* 0,80 = 394,4 млн. руб. поступит на счет предприятия через 3 дня.

Оставшаяся часть дебиторской  задолженности в размере:

493 – 394,4= 98,6 млн. руб.

Полученные средства за вычетом  комиссионных банка в размере:

394,4 – (493* 0,015) = 387 млн. руб. направляются на погашение кредитов.

Средняя оборачиваемость  дебиторской задолженности возрастет, соответственно сократится и ее срок оборота до размера:

80% дебиторской задолженности  возвращается через 3 дня

20% дебиторской задолженности  возвращается через 50 дней.

(80 х 3 + 20 х 50) / 100 = 12,4 дней.

В таблице 12 представим результаты применения факторинга на предприятии:

Таблица 12 - Расчет эффективности применения факторинговых операций

Наименование показателя

2008 год

С учетом факторинговых операций

Дебиторская задолженность  предприятия, млн. руб.

493

В размере 20%

98,6

Срок оборачиваемости  дебиторской задолженности

40 дней

12,4 дней

Плата за факторинг, млн. руб.

Х

7,395


Примечание –  Источник: собственная разработка

Таким образом, применение факторинга позволит хозяйству в значительной степени повысить оборачиваемость дебиторской задолженности и соответственно сократить сроки платежей до 12,4 дней. При этом при комиссии за факторинг в размере 7,395 млн. руб. дебиторская задолженность предприятия сократится с 493 млн. руб. до 98,6 млн. руб.

В рамках управления кредиторской задолженностью следует придерживаться либо политики сокращения абсолютного размера кредиторской задолженности и увеличения срока ее погашения, либо политики сокращения срока погашения кредиторской задолженности при допустимом увеличении ее абсолютного размера. Данные меры позволят предприятию сократить длительность финансового цикла и уменьшить возрастающую потребность в банковском финансировании дефицита оборотных средств, повысить рентабельность собственного капитала и период его окупаемости. Чтобы решить проблему рентабельности основной деятельности нужно сокращать себестоимость продукции, работ и услуг, путем уменьшения издержек  связанных с производством продукта и повышения производительности труда. Так же можно рассмотреть вариант расширения специализации производства [14].

В заключении необходимо отметить, что процесс управления финансовыми  потоками подразумевает одновременное  управление всеми основными его  составляющими в рамках единой финансовой политики предприятия, опирающееся  на принципы своевременности поступлений  и выплат; оптимальности их величины и максимизации финансового эффекта  от их использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ финансового  состояния предприятия позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Финансовый менеджмент предполагает создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия.
  2. Круг функций, реализуемых финансовым менеджментом, достаточно широк. Это объясняется тем, что финансовый менеджмент может быть рассмотрен в двух аспектах: как управляющая система  или как специальная область управления предприятием.
  3. Анализ финансового состояния начинают с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным бухгалтерского баланса с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. Этот анализ нам позволил выявить, что за 2010 год наблюдается рост стоимости имущества предприятия. Темп прироста внеоборотных активов (26,16%) ниже, чем мобильных средств (59,91%), что определяет тенденцию к ускорению оборачиваемости всей совокупности активов, что положительно сказывается на финансовой деятельности предприятия.
  4. Проведенный анализ источников финансирования позволил сделать вывод, что в 2010 году наблюдается рост как собственных средств предприятия, так и заемных. И на конец 2010 года доля собственных средств предприятия составила 44,4%, а доля заемных средств соответственно составила 55,6%.
  5. Проанализировав показатели финансовой устойчивости предприятия, можно сказать, что государственное предприятие «Озерцы» имеет 55% имущества, сформированного за счет заемных средств и, соответственно, 45% - за счет собственных.
  6. Платежеспособность предприятия находится на низком уровне и предприятие не способно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
  7. Деловая активность предприятия с каждым годом снижается. Это происходит по причине увеличения оборачиваемости денежных средств, производственных запасов и продолжительности операционного цикла на предприятии.
  8. Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности предприятия имеют тенденцию к снижению.
  9. Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо усовершенствовать управление запасами предприятия, дебиторской и кредиторской задолженностью. И для уменьшения размеров дебиторской задолженности предлагается использование факторинга, что положительно скажется на финансовом состоянии предприятия.

Информация о работе Финансовый менеджмент