Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа
Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы
организационное поведение……………
1.2. Формирование
группы и ее основные
1.3. Развитие
группы………………………………………………………………
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные
и неформальные группы………………………
2. 2. Межгрупповые
конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых,
социально-психологических процессов,
оценка степени сплоченности группы, примеры
групповых норм поведения и явлений конформизма…………………………………………………
3.1. Формы проявления
социально-психологических явлений в
коллективе, явление конформизма…………………………………………………
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность
группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.
Цель контрольной работы – дать общую характеристику формированию группового поведения в организации. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
- рассмотреть групповое поведение, формирование и развитие группы;
- выявить природу формальных и неформальных групп;
- раскрыть межгрупповые конфликты;
- проанализировать групповые, социально-психологические процессы и явление конформизма ;
- дать оценку степени сплоченности группы;
- привести примеры групповых норм поведения.
Источниками
для выполнения работы послужили
учебники под редакцией: Вайсмана Р.С.;
Гибсона Джеймса Л., Иванцевича Дж., Донелли
Дж.; Глумакова В.Н.; Громковой М.Т.; Красовского
Ю.Д.; Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М.; Карташовой
Л.В., Никоновой Т.В., Соломанидиной Т.О.; Никифорова
А.М.; Познякова В.П., Дружинина; Спивак
В.Н.
1.
Групповое поведение,
формирование и развитие
группы
1.1.
Понятие группы
организационное
поведение
Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.
Группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных.
В качестве основных выделяют следующие признаки группы:
- осознание индивидами своей принадлежности к группе;
- наличие между индивидами определенных отношений;
- сформированность внутренней структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);
- функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми нормами;
- изменение в мнениях, установках индивида, обусловленные их включенностью в некую общность.
Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В
большой организации
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.
Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она - естественная форма объединения индивидов; с другой - структурный элемент для построения организации.
Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые поразному трактуют содержание этого понятия.
Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.
Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в:
· общении,
· самоуважении,
· безопасности,
· усилении власти,
·
получении определенного
·
достижении социальных, экономических
и других целей.
1.2.
Формирование группы
и ее основные
характеристики
В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.
По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).
Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.
Недостатком всех этих определений является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.
В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.
Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.
Идентификация
связана с формированием
Интеграция знаменует собой этап, когда уже завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.
Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.
Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:
· четко обозначены цели;
· достигнута совместимость индивидов в группе;
· лидер группы доказал на практике право на лидерство;
· группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;
· размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать его;
·
люди чувствуют свою принадлежность
к группе, поддерживают друг друга,
преодолевая совместно
· конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.
Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.
Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:
1. Адаптация.
2. Идентификация.
3. Интеграция.
4. Распад.
При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот или иной ее жизненный цикл.
В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.
Что
же касается процесса коммуникации, то
он сопровождает развитие группы на всех
ее стадиях. Коммуникация является средством,
с помощью которого члены группы взаимодействуют,
общаются, строят свои отношения, формируют
характеристики группы, управляют своим
поведением.
1.3.
Развитие группы
Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.
Информация о работе Формирование группового поведения в организации