Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Полностью-организ.повед..doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

                                   Содержание

Тема 5. Формирование группового поведения в организации

 

Введение……………………………………………………………………………. 

1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………

1.1. Понятие группы  организационное поведение………………………………

1.2. Формирование  группы и ее основные характеристики…………………….

1.3. Развитие  группы………………………………………………………………. 

2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…

2.1. Формальные  и неформальные группы……………………………………….

2. 2. Межгрупповые конфликты ………………………………………………….. 

3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….

3.1. Формы проявления  социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..

3.2. Групповые  нормы…………………………………………………………….

3.3. Сплоченность  группы………………………………………………………… 

Заключение………………………………………………………………………. 

Список литературы……………………………………………………………… 
 
 
 

         Введение 

     Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

     Цель  контрольной работы – дать общую  характеристику формированию группового поведения в организации. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

- рассмотреть  групповое поведение, формирование и развитие группы;

- выявить природу формальных и неформальных групп;

- раскрыть межгрупповые конфликты;

- проанализировать групповые, социально-психологические процессы и явление конформизма ;

- дать оценку  степени сплоченности группы;

- привести примеры групповых норм поведения.

     Источниками для выполнения работы послужили  учебники под редакцией: Вайсмана Р.С.; Гибсона Джеймса Л., Иванцевича Дж., Донелли Дж.; Глумакова В.Н.; Громковой М.Т.; Красовского Ю.Д.; Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М.; Карташовой Л.В., Никоновой Т.В., Соломанидиной Т.О.; Никифорова А.М.; Познякова В.П., Дружинина; Спивак В.Н.  
 
 
 
 
 

      1. Групповое поведение, формирование и развитие группы 

      1.1. Понятие группы  организационное  поведение 

     Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.

     Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

     Группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных.

     В качестве основных выделяют следующие  признаки группы:

       - осознание индивидами своей принадлежности к группе;

     - наличие между индивидами определенных отношений;

     - сформированность внутренней структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);

     - функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми нормами;

     - изменение в мнениях, установках индивида, обусловленные их включенностью в некую общность.

     Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации  и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

     Люди  живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.

     В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе  людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.

     Первым  обратил на это внимание Элтон  Мейо во время своих известных  экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.

     Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она - естественная форма объединения индивидов; с  другой - структурный элемент для  построения организации.

     Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные социальные потребности; но и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном поведении, разные ученые поразному трактуют содержание этого понятия.

     Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

     Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в:

     · общении,

     · самоуважении,

     · безопасности,

     · усилении власти,

     · получении определенного общественного  статуса,

     · достижении социальных, экономических  и других целей. 
 

     1.2. Формирование группы  и ее основные  характеристики 

     В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

     По  мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой  и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

     Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование  группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

     Недостатком всех этих определений является некоторая  их произвольность, отсутствие методологического  критерия.

     В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

     Адаптация характеризует начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и  принимают друг друга, формируют  задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

     Идентификация связана с формированием чувства  принадлежности индивида к группе. Этот процесс протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым нормам.

     Интеграция  знаменует собой этап, когда уже  завершена борьба за власть в группе, окончательно установлены групповые нормы, роли каждого, то есть когда объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

     Интеграция приводит к превращению коллектива в саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

     Для данного этапа развития группы характерны следующие признаки:

     · четко обозначены цели;

     · достигнута совместимость индивидов  в группе;

     · лидер группы доказал на практике право на лидерство;

     · группа успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

     · размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать  его;

     · люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности  и решая групповые задачи;

     · конфликты и стрессы, проявляющиеся на первых порах особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

     Показателем эффективности интеграции является степень сплоченности группы. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы начинается с проявления разобщенности между ее членами.

     Таким образом, если следовать логике развития группы и тем процессам, которые  его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

     1. Адаптация.

     2. Идентификация.

     3. Интеграция.

     4. Распад.

     При этом следует заметить, что стадии эти не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они лишь указывают на доминирующие тенденции, которые определяют тот  или иной ее жизненный цикл.

     В жизни все сложнее. Бывает, что процессы и адаптации, и идентификации, и интеграции происходят одновременно. А случается и так, что, достигнув уровня интеграции, группа переходит на более низкую ступень, потому что в ней появился новый лидер или изменились ее задачи.

     Что же касается процесса коммуникации, то он сопровождает развитие группы на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого члены группы взаимодействуют, общаются, строят свои отношения, формируют характеристики группы, управляют своим поведением.  
 
 
 
 

     1.3. Развитие группы 

     Отличительными  признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Информация о работе Формирование группового поведения в организации