Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Полностью-организ.повед..doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)
p>     Немецкие  ученые В. Зигерт и Л. Ланг дают для  этого следующие рекомендации.

     Для укрепления сплоченности:

     1. Помогите группе испытать общий успех;

     2. Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру;

     3. Развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающейся в совместной работе;

     4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;

     5. Поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.

     Для разрушения сплоченности:

     1. В драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;

     2. Покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей;

     3. Посейте недоверие между людьми и прежде всего к лидеру группы;

     4. Образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего - превратите в перебежчика лидера группы;

     5. Ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;

     6. Устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

     Менеджеру могут пригодиться и советы американских ученых, которые рекомендуют:

     Для укрепления сплоченности:

     1. сделать группу меньше;

     2. поощрять согласие с целями  группы;

     3. стимулировать соревнование с другими группами;

     4. выдавать вознаграждение всей  группе, а не отдельным ее членам;

     5. если необходимо, изолировать группу  от негативного влияния других  работников.

     Для разрушения сплоченности:

     1. сделать группу больше;

     2. расформировать группу;

     3. выдавать вознаграждения не всей группе, а отдельным ее членам;

     4. поощрять несогласие с задачами  группы;

     5. не изолировать группу.

     Наконец заслуживают внимания и рекомендации отечественного ученого Н. Власовой, которая во втором томе своего трехтомника  «…И проснешься боссом» приводит 22 правила управления группой:

     1. оцени потенциальные возможности  людей и распредели между ними  ролевые позиции в группе;

     2. обозначь место и значение  каждого члена группы в решении  общей задачи;

     3. поставь перед группой общую  цель, не забыв убедить каждого, что общая цель - это и его личная цель;

     4. распредели обязанности, ответственность,  права, власть и средства, разработав  грамотные должностные инструкции  и сбалансировав ресурсы;

     5. обсуди первые трудности с  ориентацией на выявление их причин;

     6. предложи группе постоянно квалифицировать  свою деятельность;

     7. стабилизируй, сплоти группу, создай  благоприятный климат, а потом  имитируй кризис, чтобы люди научились  разрешать противоречия и конфликты  (задача, требующая времени, ресурсов, уверенности в достижимости ожидаемых результатов и участия небольшой, но квалифицированной группы социопсихологов);

     8. развивай коллективное принятие  решений. Авторство присваивай  группе, однако внутри группы  отдавай должное каждому в  зависимости от его вклада;

     9. разработай постоянные критерии  оценки работы и следуй им;

     10. веди коллективный и публичный  разбор противоречий;

     11. поддерживай в группе главные  ценности: уважение к каждому,  оценку по вкладу, ориентацию  на положительное в человеке, гласность, демократичность, учет индивидуальных особенностей;

     12. раскрывай смысл и значимость  работы, место и ценность каждого  в общем деле;

     13. децентрализуй власть и предоставь  полную самостоятельность всем  членам группы (но не забудь, о  чем говорилось в п. 4);

     14. поощряй инициативу, исключи практику  поиска виновного. Важно найти  причины и пути устранения  ошибок;

     15. не забывай про постоянное  повышение квалификации и ощущение  перспективы для каждого;

     16. все групповые проблемы разрешай  совместно и гласно;

     17. давай постоянную информацию о достижениях каждого;

     18. всем членам группы дай право  свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или  сомнения по поводу любого  обсуждаемого вопроса;

     19. назначь одного члена группы  на роль «адвоката дьявола» - человека, защищающего явно неправое дело или занимающегося «крючкотворством», выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение;

     20. выслушивай различные точки зрения  и критику также спокойно, как  и то, что совпадает с твоей  точкой зрения;

     21. отдели усилия по генерированию  идей от их оценки. Сначала  собери все предложения, а потом  обсуди плюсы и минусы каждого из них;

     22. выслушай сначала идеи подчиненных  низших рангов, потом рангом выше  и только после этого излагай  свои.

     Рассмотрим  одну из ситуаций, которая  приводится в исследованих Ф. Бородина и Н. Корняка «Внимание: конфликт».

     В конструкторском бюро в отделе информации была группа переводчиц (5 человек). Она работала хорошо, перевыполнял норму. Руководитель определял общий объем работы, а переводчицы распределяли его между собой, помогая друг другу.

     В конце каждой недели руководитель проводил совещание группы, оценивал работу каждого и сообщал о работе на предстоящую неделю. Совещания проходили живо. Сами переводчицы предлагали к обсуждению дополнительный материал. Но в группе была одна переводчица, которая не имела достаточно опыта и квалификации, а потому все ей помогали, когда в этом возникала необходимость. Это ее немного раздражало, но она была благодарна всем за помощь.

     И вот однажды на традиционном совещании  она предложила для перевода большую  серию статей, содержащих материал, который был крайне необходим конструкторскому бюро. Руководитель предложил ей немедленно приняться за переводы этих статей, отложив то, что она переводила. Она, не жалея сил и времени, сидела все дни и вечера, работая даже в выходные дни.

     Первые  же переводы помогли конструкторам существенно продвинуться в разработках. Ее переводы оказались высокого качества, объем работы значительно превысил тот, который был в группе.

     Руководство конструкторского бюро и руководитель отдела были очень довольны ее работой  и высоко оценили инициативу. Она стала работать самостоятельно.

     Через два месяца отношение к переводчице  со стороны сотрудников резко  изменилось. Руководитель отдела не мог  понять, что произошло. Он работал  в отдельном кабинете, но когда  заходил в комнату к переводчицам, видел, что она сидит с заплаканными глазами, а в комнате висит тягостная тишина. Расспросы ничего не давали: она ссылалась на личные обстоятельства, а остальные пожимали плечами. Истинную причину от руководителя скрывали, и он это чувствовал. Тогда он решил поговорить с ней. Выяснилось, что переводчицы сначала не одобряли ее инициатив, а затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу внешности, прически, косметики, одежды. Потом ей несколько раз подсунули неверные переводы идиоматических выражений. А потом стали открыто обвинять ее в карьеризме. Но она работала по-прежнему качественно и много, а руководитель успокаивал ее, что все изменится к лучшему.

     Однако  ситуация развивалась в худшую сторону. К тому же общий объем переводов в группе стал уменьшаться. Группа начала вести себя демонстративно: на традиционных еженедельных совещаниях все сидели молча и ждали указаний от руководителя. Он стал предъявлять им претензии, потребовал прекратить обструкцию инициатив, но наткнулся на глухое недоброжелательное молчание.

     Тогда он пересадил инициативную переводчицу  в другую комнату. Ее оставили в покое, но объем переводов по-прежнему сокращался, а затем стабилизировался на более  низком уровне, чем несколько месяцев  назад.

     Руководитель критиковал группу и ставил в пример инициативу той работницы, которую они отвергли. Переводчицы отвечали решительным и дружным отпором, апеллируя к существующим нормам перевода.

     - Есть нормативы, мы по ним  и работаем.

     Группа  стала неуправляемой.

     Тогда руководитель добился пересмотра премий за перевыполнение норм и за качество переводов. Результат оказался неожиданным: четыре переводчицы подали заявление об уходе. Через некоторое время руководитель остался с одной инициативной переводчицей.

     Эта ситуация раскрывает внутригрупповые отношения с разных сторон.

     Она показывает, во-первых, что производственные группы формируются на основе общей  для всех членов нормы производительности и распадаются в результате непринятия этой нормы.

     Во-вторых, в таких группах существуют определяющие роли, статусы, у каждого своя культура поведения, свои требования к членам группы, свои санкции по отношению к ним, а особенно к тем, кто выпадает из нее, свои претензии к руководству.

     Группа  вместе с лидером защищает себя от посягательств на сложившиеся межличностные отношения.

     В-третьих, основным оружием борьбы с руководством становится именно групповая норма  производительности, потому что в  организационном управлении именно она является самым уязвимым местом.

     Группа  готова пойти на жертвы во имя поддержания своего статуса, надеясь к тому же добиться и других преимуществ. Если же этого не происходит, группа может пойти на крайние меры: целиком уволится.

     В-четвертых, каждый руководитель группы должен строить  с работниками отношения так, как этого требуют закономерности межличностного делового общения. Однако этого не учел руководитель отдела информации.

     Он  допустил целый ряд ошибок:

     1. принял управленческие решения,  не считаясь с мнением группы;

     2. ответил на вызов инициативной  сотрудницы, но проглядел реакцию группы на этот вызов;

     3. противопоставлял ее группе и  не понял, как и почему деловые  отношения переродились в межличностные;

     4. отсадил ее в отдельную комнату  и получил «формальное» отношение  переводчиц к работе: от и до;

     5. наконец, окончательно разрушил все отношения, когда добился пересмотра премиальной системы.

     В заключении можно сделать некоторые  выводы и сформулировать десять ограничений, которые мешают раскрытию потенциала группы и ее результативности:

     1. Непригодность руководителя - его неспособность по своим личным качествам сплотить сотрудников, воодушевить их на эффективные приемы работы.

     2. Неквалифицированные сотрудники. Типичный  недостаток - несбалансированность  функций работников, неадекватное  сочетание профессиональных и человеческих качеств. К примеру, Вудкок и Френсис предлагают довольно интересное распределение служебных ролей, согласно которому в каждой рабочей группе должны быть «поставщики идей», «аналитики», «направляющие», «планирующие», выполняющие роль «сдерживающего фактора» и несколько «исполнителей». Комбинация ролей зависит от специфики коллектива, при этом один работник может сочетать несколько из перечисленных ролей.

Информация о работе Формирование группового поведения в организации