Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Полностью-организ.повед..doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     3. Анализ групповых,  социально-психологических  процессов, оценка  степени сплоченности  группы, примеры групповых  норм поведения  и явлений конформизма 

     3.1. Формы проявления  социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма 

     К формам проявления социально-психологических явлений в коллективе относятся:

     I.  Групповая сплоченность - психологическая характеристика единства членов малой группы, ее способности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, выражающая стремление каждого следовать целям деятельности и нормам группы.

     Причинами сплоченности могут быть: мотивационная основа тяготения человека к группе, включающей в себя совокупность его потребностей и ценностей; побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, характеристиках ее членов, способе действия, своеобразия взаимосвязей, традиций; ожидания личности, или субъективная вероятность последствий участия в группе; индивидуальный уровень сравнения последствий пребывания человека в других группах, с которыми он сопоставляет свои достижения в конкретной группе.

     Проявления  групповой сплоченности: по мере ее роста члены коллектива активней включаются в его жизнь, различные виды совместной деятельности, более решительно демонстрируют свою сопричастность к происходящему в коллективе; растет индивидуальная адаптация в группе, переживания человеком эмоционального благополучия, внутренней удовлетворенности, спокойствия; нежелание членов сплоченной группы покидать ее как следствие двух предыдущих аспектов.

     Основные  психологические  факторы, определяющие сплоченность группы; 

     1. Хорошая организационная структура группы, четкое распределение ролей между членами; наличие стимулов для членов группы.

     2. Личная привлекательность членов группы друг для друга (высокая степень симпатии).

     3. Заинтересованность в работе, направленность на выполнение групповой задачи.

     4. Престижность группы (как высокая социальная оценка ее положения и особенностей).

     5. Гармоничный стиль руководства и личное участие членов группы в процессе определения и принятия групповых решений.

     II.  Совместимость - способность людей продуктивно работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с разными людьми, не только чувствует и ведет себя по-разному, но у него по-разному протекают психические процессы. Это может быть как взаимное или одностороннее облегчение основных форм деятельности, так и их затруднение, и нейтральное влияние. Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями членов группы.

     Психологическая совместимость определяется оптимальным  сочетанием личностных характеристик участников группы: характеров, темпераментов, способностей. Если группа добивается определенных результатов совместной деятельности с большими затратами психической энергии, это заставляет сомневаться в совместимости ее членов.

     Психологическая несовместимость - это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия, вплоть до не синхронности умственных и двигательных реакций, что препятствует совместной деятельности. За этим обязательно следуют конфликты, а иногда и острые эмоциональные реакции (фрустрации, агрессии, ошибки и др.).

     Совместимость обуславливают: общность взглядов, ценностных ориентаций; высокая мотивация участия в группе; совместимость психофизиологических качеств членов группы; разнополярность индивидуальных особенностей; загруженность целенаправленной деятельностью; высокая критичность к себе и терпимость к окружающим.

     III. Сработанность-результат координированного взаимодействия участников деятельности, складывающаяся в рамках организационной структуры коллектива.

     IV. Согласие проявляется в единомыслии, общности точек зрения, единодушии и дружеских отношениях. Оно позволяет объединить усилия группы в одном направлении, снижает уровень конфликтности в коллективе, определяет характер психологической атмосферы в нем.

     V. Групповое давление - совокупность явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение её членов.

       В процессе группового давления  могут быть выделены следующие  позиции:

     - внутренний конформизм (от лат. conformis - подобный) - неосознанное усвоение членами группы мнения большинства;

     - внешний конформизм-когда человек только делает вид, что подчиняется большинству, но внутренне продолжает ему сопротивляться, что вызывает внутренний конфликт, сказывающийся на формировании им личности;

     - негативизм-открытое сопротивление групповому давлению, полное отрицание всех норм и стандартов группы, что не является подлинной независимостью, так как даже в своих отрицаниях человек оказывается “привязан” к групповому мнению; независимость-человек поступает только так, как сам считает нужным, сознательно согласовывая свои действия и устремления с потребностями группы, в этом случае возникает наиболее развитая группа-коллектив.

     Конформизм - это принятие существующего положения вещей, превалирующих мнений и отказ от собственной точки зрения, мыслей и действий.

     Конформизм  играет особое значение в деятельности членов организации, так как способность  людей принимать установленные  порядки влияет на их способность  приживаться в коллективе, на скорость включаться в работу. При этом следует  отметить, что в основе конформизма лежит групповое единомыслие, предполагающее подавление индивидуальности человека, его собственных взглядов с целью поддержки общего мнения. Получается своеобразный "пинкфлойдовский фарш", из которого легко создать исполнителей, или зомби, выполняющих любые команды. В данном случае вся ответственность за ошибки будет лежать на руководителе, и в полной мере такая тактика имеет смысл только на закрытых военных предприятиях.

     Положительные черты конформизма, в состав которых  входят:

     - формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;

     - упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

     - уменьшается скорость адаптации человека в коллективе;

     - группа приобретает единое лицо.

     Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

     - характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);

     - необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

     размера коллектива (чем он меньше, тем сильнее  конформизм);

     - наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

     - сложившейся ситуации или решаемой проблемы(сложные вопросы могут решаться коллективно);

     - статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

     Конформизм  членов коллектива может формироваться  под воздействием сложившихся норм поведения (неписаных правил о том, что и как следует делать или  не делать), нарушение которых строго наказывается.

     Групповое давление осуществляется через совокупность отношений к человеку окружающих, или общественное мнение. Оно высказывается  в форме оценки:

     1) Прямая оценка-в форме критики.  Основа для конструктивной критики:

       а) объективность, принципиальность, деловой характер;

       б) критикуются недостатки поведения  и деятельности, а не личность  в целом; 

     в) содержит не только недостатки, но и  позитивные предложения по их устранению.

     2) Непрямая оценка - узнается человеком по косвенным признакам - характеру отношения и обращения к нему. Оценка человека группой напрямую влияет на самооценку, а это один из важнейших залогов и критериев благоприятного или неблагоприятного развития личности, ее эмоционального благополучия в группе.  

     3.2. Групповые нормы 

     Групповые нормы - это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов. В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы.

     Как формальные, так и неформальные группы могут иметь разнообразные писаные  или неписаные нормы. Одни из них  формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявляются, тем не менее становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писанных норм.

     Основные  нормы можно свести к нескольким типам.

     1. Определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

     2. Нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.

     3. Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.

     4. Организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д.

     Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы.

     Значение  норм трудно переоценить.

     Во-первых, они способствуют предсказуемости  поведения членов групп, сокращению количества межличностных проблем и конфликтов.

     Во-вторых, нормы позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других, и на этой основе построить  модель собственного поведения.

     В-третьих, оказывают влияние на формирование сплоченности группы. 

     3.3. Сплоченность группы 

     Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. Эта роль может быть либо положительной, либо отрицательной, все зависит  от того, совпадают групповые цели с целями организации или нет.

     В первом случае члены группы культивируют лучшие деловые и нравственные качества, гордятся принадлежностью к своему коллективу. Все это вместе способствует тому, что возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески, с учетом общего мнения.

     Во  втором случае на первом месте в  жизни группы выступают межгрупповые конфликты. Общепроизводственные проблемы отступают на второй план. Сплоченность такой группы в конце концов разрушается. Однако пока это не случится, группа оказывает негативное влияние на поведение всей организации.

     Менеджеру надо знать, как управлять процессами, которые сплачивают людей в группе, и в зависимости от направленности сплоченности применять те или иные меры воздействия.

     Существуют  различные методики, которые позволяют количественно оценить степень сплоченности и ее направленность. Одна из них предложена Р.С. Вайсманом. Суть ее заключается в следующем. Членам коллектива дается набор из двадцати личностных качеств, тесно связанных с деловым общением. Среди этих качеств - постоянство, выдержка, инициативность, общительность, исполнительность, знание своих возможностей, настойчивость, лояльность к групповым нормам, искренность и др. Из этого набора они должны выбрать пять качеств, которые, по их мнению, необходимы для продуктивной работы и которые культивируются в группе. Сопоставление повторений отдельных качеств с общей суммой выборов позволяет вывести коэффициент ценностно-ориентационного единства группы.

     В зависимости от этого коэффициента менеджер может предпринять действия либо по укреплению сплоченности, либо по ее разрушению.

<

Информация о работе Формирование группового поведения в организации