Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Полностью-организ.повед..doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     3. Неконструктивный климат. Характеризуется  отсутствием у команды преданности  задачам, нет высокой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благе каждого сотрудника.

     4. Нечеткость целей. Недостаточное  согласование личных и коллективных  целей, неспособность руководства  и персонала к компромиссу.  Авторы подчеркивают необходимость  периодической корректировки поставленных целей, иначе члены коллектива теряют представление о перспективах своей деятельности.

     5. Низкие результаты работы. Подразумевается,  что коллектив не должен самоуспокаиваться  на достигнутом, должен проявлять  напористость в достижении значимых целей, что способствует высокой самооценке сотрудников, росту личного профессионализма.

     6. Неэффективность методов работы. Подчеркивается значение правильной  организации сбора и предоставления  информации, принятия правильных  и своевременных решений.

     7. Нехватка открытости и наличие  конфронтации. Отмечается необходимость  свободной критики, обсуждения  сильных и слабых сторон проделанной  работы, существующих разногласий  без ложного страха быть неправильно  понятым, нарушить деловой этикет, вызвать конфликт. Однако на практике это трудновыполнимо, либо требуется особая подготовка персонала и руководителя.

     8. Недостаточный профессионализм  и невысокая культура сотрудников.  Желание иметь в коллективе  сильных сотрудников с высоким  уровнем индивидуальных способностей вполне понятно. Можно считать правильной точку зрения, согласно которой развитый сотрудник должен быть энергичен, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы, хорошо излагать свое мнение.

     9. и 10. Низкие творческие способности  персонала и неконструктивные  отношения с другими коллективами. Два последних препятствия на  пути развития коллектива самоочевидны  и не нуждаются в комментарии. 
 
 
 

         Заключение 

     Итак, проделав данную контрольную работу, сделаем выводы.

     Группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных.

     В качестве основных выделяют следующие  признаки группы:

      - осознание индивидами своей  принадлежности к группе;

     - наличие между индивидами определенных  отношений;

     - сформированность внутренней структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);

     - функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми нормами;

     - изменение в мнениях, установках индивида, обусловленные их включенностью в некую общность.

     В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.

     Первым  обратил на это внимание Элтон  Мейо и сделал важные выводы.

     Во-первых, группа занимает в организации ключевое место.

     Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие  на отдельного работника и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности.

     Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности:

     · общении,

     · самоуважении,

     · безопасности,

     · усилении власти,

     · получении определенного общественного  статуса,

     · достижении социальных, экономических  и других целей.

     Имеется несколько моделей формирования группы. Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

     По  мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

     Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

     Таким образом, выделяют следующие стадии:

     1. Адаптация.

     2. Идентификация.

     3. Интеграция.

     4. Распад.

     Отличительными  признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

     Целостными  характеристиками группы выступают: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

     Четыре  стадии развития группы:

     1. Начальная стадия развития группы.

     2. Взаимное раскрытие (противоборство).

     3. Консенсус и кооперация.

     4. Оптимальный коллектив.

     Формальные группы - группы созданные директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей.

     Неформальные группы – группы созданные добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.

     Формальные  группы бывают двух типов: административные и оперативные.

     Неформальные  группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

     Существуют  разные ролевые конфликты:

     1. Конфликт «личность - роль». 

     2. Конфликт внутри роли.

     3. Конфликт между ролями.

     К формам проявления социально-психологических явлений в коллективе относятся:

     I.  Групповая сплоченность - психологическая характеристика единства членов малой группы, ее способности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, выражающая стремление каждого следовать целям деятельности и нормам группы.

     Основные  психологические  факторы, определяющие сплоченность группы;

     1. Хорошая организационная структура группы, четкое распределение ролей между членами; наличие стимулов для членов группы.

     2. Личная привлекательность членов группы друг для друга (высокая степень симпатии).

     3. Заинтересованность в работе, направленность на выполнение групповой задачи.

     4. Престижность группы.

     5. Гармоничный стиль руководства и личное участие членов группы в процессе определения и принятия групповых решений.

     II.  Совместимость - способность людей продуктивно работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

     Психологическая несовместимость - различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга, неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия.

     III. Сработанность-результат координированного взаимодействия участников деятельности, складывающаяся в рамках организационной структуры коллектива.

     IV. Согласие проявляется в единомыслии, общности точек зрения, единодушии и дружеских отношениях.

     V. Групповое давление - совокупность явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение её членов.

     Конформизм - это принятие существующего положения вещей, превалирующих мнений и отказ от собственной точки зрения, мыслей и действий.

     Групповые нормы - это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.

     Основные  нормы можно свести к нескольким типам.

     1. Определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.

     2. Нормы, связанные с распределением ресурсов.

     3. Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений.

     4. Организационные нормы.

     Концепция сплоченности имеет важное значение для понимания роли группы в организации. 

Список  использованной литературы 

     1. Вайсман Р.С. Связь межличностных  отношений с групповой эффективностью  деятельности. // Вопросы психологии. - 1998. - №4

     2. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж. «Организация: поведение, структура, процессы». - М., 2000.

     3. Глумаков В.Н. Организационное  поведение. М., 2002.

     4. Громкова М.Т. Организационное  поведение. М., 1999.

     5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.

     6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

     7. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина  Т.О. Организационное поведение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.(Серия «Высшее образование»).

      8. Психология менеджмента. / Под ред. проф. А.М. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2000.

     9. Позняков В.П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред.В.Н. Дружинин. - М.: Инфра-М, 2000.

     10. Спивак В.Н. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Питер, 2000. 

Информация о работе Формирование группового поведения в организации