Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа
Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
3.
Неконструктивный климат. Характеризуется
отсутствием у команды
4.
Нечеткость целей.
5.
Низкие результаты работы. Подразумевается,
что коллектив не должен
6.
Неэффективность методов
7.
Нехватка открытости и наличие
конфронтации. Отмечается необходимость
свободной критики, обсуждения
сильных и слабых сторон
8.
Недостаточный профессионализм
и невысокая культура
9.
и 10. Низкие творческие способности
персонала и неконструктивные
отношения с другими
Заключение
Итак, проделав данную контрольную работу, сделаем выводы.
Группа - это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных.
В качестве основных выделяют следующие признаки группы:
- осознание индивидами своей принадлежности к группе;
-
наличие между индивидами
- сформированность внутренней структуры (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов);
- функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми нормами;
- изменение в мнениях, установках индивида, обусловленные их включенностью в некую общность.
В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо и сделал важные выводы.
Во-первых, группа занимает в организации ключевое место.
Во-вторых, группа оказывает позитивное воздействие на отдельного работника и на всю организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности.
Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать ее естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности:
· общении,
· самоуважении,
· безопасности,
· усилении власти,
·
получении определенного
· достижении социальных, экономических и других целей.
Имеется несколько моделей формирования группы. Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.
По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).
Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.
Таким образом, выделяют следующие стадии:
1. Адаптация.
2. Идентификация.
3. Интеграция.
4. Распад.
Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают: сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Четыре стадии развития группы:
1.
Начальная стадия развития
2. Взаимное раскрытие (противоборство).
3. Консенсус и кооперация.
4. Оптимальный коллектив.
Формальные группы - группы созданные директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей.
Неформальные группы – группы созданные добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей.
Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные.
Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.
Существуют разные ролевые конфликты:
1. Конфликт «личность - роль».
2. Конфликт внутри роли.
3. Конфликт между ролями.
К формам проявления социально-психологических явлений в коллективе относятся:
I. Групповая сплоченность - психологическая характеристика единства членов малой группы, ее способности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, выражающая стремление каждого следовать целям деятельности и нормам группы.
Основные психологические факторы, определяющие сплоченность группы;
1. Хорошая организационная структура группы, четкое распределение ролей между членами; наличие стимулов для членов группы.
2. Личная привлекательность членов группы друг для друга (высокая степень симпатии).
3. Заинтересованность в работе, направленность на выполнение групповой задачи.
4. Престижность группы.
5. Гармоничный стиль руководства и личное участие членов группы в процессе определения и принятия групповых решений.
II. Совместимость - способность людей продуктивно работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Психологическая несовместимость - различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга, неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия.
III. Сработанность-результат координированного взаимодействия участников деятельности, складывающаяся в рамках организационной структуры коллектива.
IV. Согласие проявляется в единомыслии, общности точек зрения, единодушии и дружеских отношениях.
V. Групповое давление - совокупность явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение её членов.
Конформизм - это принятие существующего положения вещей, превалирующих мнений и отказ от собственной точки зрения, мыслей и действий.
Групповые нормы - это общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.
Основные нормы можно свести к нескольким типам.
1. Определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.
2. Нормы, связанные с распределением ресурсов.
3. Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений.
4. Организационные нормы.
Концепция
сплоченности имеет важное значение
для понимания роли группы в организации.
Список
использованной литературы
1.
Вайсман Р.С. Связь
2. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж. «Организация: поведение, структура, процессы». - М., 2000.
3. Глумаков В.Н. Организационное поведение. М., 2002.
4. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.
5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
7. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.(Серия «Высшее образование»).
8. Психология менеджмента. / Под ред. проф. А.М. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2000.
9. Позняков В.П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. ред.В.Н. Дружинин. - М.: Инфра-М, 2000.
10.
Спивак В.Н. Организационное поведение
и управление персоналом. СПб: Питер, 2000.
Информация о работе Формирование группового поведения в организации