Формирование группового поведения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
Человек - общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Групповое поведение, формирование и развитие группы……………………
1.1. Понятие группы организационное поведение………………………………
1.2. Формирование группы и ее основные характеристики…………………….
1.3. Развитие группы……………………………………………………………….
2. Природа формальных и неформальных групп, межгрупповые конфликты…
2.1. Формальные и неформальные группы……………………………………….
2. 2. Межгрупповые конфликты …………………………………………………..
3. Анализ групповых, социально-психологических процессов, оценка степени сплоченности группы, примеры групповых норм поведения и явлений конформизма……………………………………………………………………….
3.1. Формы проявления социально-психологических явлений в коллективе, явление конформизма……………………………………………………………..
3.2. Групповые нормы…………………………………………………………….
3.3. Сплоченность группы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Полностью-организ.повед..doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     Целостными  характеристиками группы выступают  также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

     Развитие  группы происходит в континууме (от лат. continuum - непрерывное), высшую точку которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

     Четыре  стадии развития группы:

     1. Начальная стадия развития группы. Когда люди впервые объединяются  в группу для того, чтобы выполнить определенное задание, каждый их них оказывается в ситуации, когда, прежде всего он должен сориентироваться. Он чувствует при этом некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть рациональными.

     2. Вторая стадия: взаимное раскрытие  (противоборство). В то время как  на первой фазе на передний  план выдвигается взаимное изучение, во второй - возрастает активное  внимание к проблемам собственной группы и собственной ситуации. Члены группы познают, кто имеет сходное восприятие и аналогичные позиции, сближаются между собой; начинается критика методов и правил работы, преодоление предубеждений по отношению к определенным лицам; происходит столкновение мнений. Если на этой фазе удается изучить и принять во внимание слабые и сильные стороны членов группы, тогда появляется возможность узнать причины низких результатов работы и скорректировать дальнейшие действия.

     3. Третья стадия: консенсус и кооперация. После того как группа во второй фазе решила межличностные проблемы, резко возрастает взаимное доверие сотрудников. Группа становится более открытой и чувствует себя более свободной в том, чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий.

     4. Четвертая стадия: оптимальный коллектив.  Если группа достигает этой  стадии, то это означает идентификацию разных членов группы с целями группы и ее общей задачей. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации соперничество уступает место кооперации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Природа формальных  и неформальных  групп, межгрупповые  конфликты 

    2.1. Формальные и неформальные  группы  

     Существуют  разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости  от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или временные и т.д.

     Однако  большинство ученых в основу типологии  групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания.

     Одни  группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.

     Формальные  группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

     Неформальные  группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

     Примером  первого типа могут служить объединения  людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального  мастерства или коллекционеры.

     Источником  формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и  сходство личностных ценностей и  установок.

     Формальные  и неформальные группы имеют много  общего.

     Во-первых, и те, и другие проходят похожие  стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.

     Вместе  с тем между ними существует принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие. 

     Различия  формальных и неформальных групп 

Основа  для сравнения Неформальная  группа Формальная  группа
Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
Основные  концепции Власть и  политика Права и обязанности
Основное  внимание к Человеку Должности
Источник  власти Исходит от группы Делегируется  руководством
Руководство к поведению Нормы Правила
Источник  управления Санкции Вознаграждение  и штраф
 

     Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.

     Неформальная  власть, таким образом, обращается к  человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.

     Власть  эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Далее. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной - правилами и должностными инструкциями.

     Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы.

     Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

     Поэтому, хотя неформальные группы создаются  не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.

     Неформальные  группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.

     Неформальные  группы способствуют сотрудничеству и  кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

     Использование всех этих возможностей для повышения  эффективности организации - прямая обязанность менеджмента.

     Существуют  ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в  своей работе с неформальными  группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы:

     1. Признать существование неформальной группы и осознавать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

     2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

     3. Перед тем как принимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

     4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

     5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов. 

2.2. Межгрупповые конфликты  
 

       Социальная группа может быть ареной различного рода противоречий, связанных, в том числе с противоправным поведением. Это, прежде всего противоречия внутри самой социальной группы: конфликты между членами семьи, рабочего коллектива, учебной группы и т.д. Внутренние групповые конфликты болезненно сказываются на самосознании и поведении членов группы, тем более что они, как правило, вынуждают каждого определить свою позицию по отношению к враждующим участникам, принять ту или иную сторону. Эти конфликты могут стать источниками различного рода правонарушений.

     Когда член группы не оправдывает ожиданий группы, возникает конфликт.

     Существуют  разные ролевые конфликты:

     1. Конфликт «личность - роль». Он  возникает тогда, когда требование  роли нарушает основные ценности  индивида либо его потребности.  Например, человек может уйти  из группы, если его представления  о нравственности или справедливости  расходятся с групповым мнением.

     2. Конфликт внутри роли. Такой конфликт  появляется тогда, когда человек  оказывается как бы между двух  огней. С одной стороны, например, руководитель группы по служебной  иерархии принадлежит к начальству  и должен вести себя в соответствии с положением; с другой, он - член группы и хочет сохранить с ней дружеские отношения. (Конфликт между семьей и сослуживцами, между группами родственников со стороны мужа и со стороны жены, между школой и родителями подростка и т.д.)

     3. Конфликт между ролями. В его основе лежат противоречия между ожиданиями от тех ролей, которые выполняет человек. В частности, сплоченная группа, цели которой не совпадают с целями формальной организации, может стать причиной межролевого конфликта для ее членов. Исследования показывают, что избежать ролевых конфликтов трудно. Однако можно минимизировать их негативное влияние на новые группы. Для этого надо знать причины возникновения противоречий и своевременно вмешаться в процесс их развития. (Пример: семья, ведущая антиобщественный образ жизни (пьянство и пр.), приходит в резкое противоречие с нормами общества. Тем более в таком противоречии находится группа преступников, совместно совершающих преступления, например, кражи.)

     Групповые нормы поведения большей частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. Если в семье по субботам и воскресеньям отец выпивает с соседями, подросток привыкает к этому как к обычному порядку вещей.

     В любой группе важно именно то, что  считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми. Это и опасно, потому что под такую категорию  само собой разумеющихся поступков  могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах.

     Групповая мораль подобного сорта тесно  связана с низким уровнем правового  и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных понятий, и это становится психологическим  оправданием противоправных поступков.

     В социальных группах, где складываются неправильные взаимоотношения и  возникают случаи, а затем и  привычные формы антиобщественного  поведения, формируется и искаженный по своей направленности социальный контроль; фактически он становится антисоциальным. К нарушениям антиобщественных правил поведения применяются различного рода меры воздействия. Характерно, что если раньше в преступную группу вовлекали посредством обмана и угроз, то теперь в большинстве случаев воздействуют просьбами и уговорами. Основной расчет организаторов преступных групп строится на подборе "единомышленников", лиц с такой же антиобщественной ориентацией.

     Человек одновременно является членом нескольких групп, поэтому испытывает влияние со стороны каждой из них в соответствии со всеми социальными ролями руководствуется различными правилами поведения. Противоречивые правила ведут к конфликту в системе контроля. Например, какое-то время участник преступной группировки может дома играть ложную роль, скрывая свои занятия, но это бывает редко и продолжается недолго; если семья этого человека не совпадает с преступной группой, возникает неизбежный конфликт.

     Социальный  контроль со стороны одной группы имеет тенденцию распространяться на поведение данного ее члена  и в других группах. Семья будет стремиться к прекращению преступной деятельности своего члена, либо, напротив, соучастники преступлений постараются вырвать его из под контроля семьи. Такая же ситуация возможна при противоречивых позициях трудового коллектива и ближайшего окружения, семьи и приятелей и т.п.  
 
 
 

Информация о работе Формирование группового поведения в организации