Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп.
Введение
Глава 1. Понятие группы и классификация групп
1.1 Что такое группа
1.2 Классификация групп
1.3 Стадии развития групп
Глава 2. Определение малой группы и ее границ
2.1 Малая группа и ее признаки
2.2 Границы малой группы
Глава 3. Классификация малых групп
3.1 Группы первичные и вторичные
3.2 Группы формальные и неформальные
3.3 Группы членства и референтные группы
Глава 4. Основные характеристики группы
4.1 Элементарные параметры
4.2 Положения индивида
4.3 Групповые нормы и групповые санкции
Глава 5. Взаимодействие человека и группы
5.1 Взаимодействие человека и группы
5.2 Формы взаимодействия человека и группы
Глава 6. Эффективность групповой деятельности
6.1 Повышение эффективности групповой деятельности
Заключение.
Список используемой литературы.
-
удовлетворение личных
В
самом общем виде можно дать следующее
определение: малая группа - это немногочисленная
по составу группа, члены которой
находятся в непосредственном личном
общении, объединены общей социальной
деятельностью, что является основой
для возникновения
2.2 Границы малой группы
Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.
Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений -- уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия.
Триада - активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами:
-
наличием феномена большинства
и, следовательно, более
-
возможностью создания
Относительно верхнего предела группы существуют различные мнения:
1.
Достаточно распространенными
2.
Вторым подходом к определению
верхней границы группы
Важно также отметить, что количество связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, если число членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - 11, а в группе из семи - 120 связей.
В то же время, чем меньше по численности группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Группа из 5-7 человек считается оптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 индивидов и менее.
Итак,
малые группы - это немногочисленные
группы, насчитывающие не более нескольких
десятков членов. Они обычно связаны
дружескими отношениями, в них преобладают
непосредственные личные контакты. Однако,
малая группа - это не просто любые
контакты между людьми (ибо какие-нибудь
контакты есть всегда и в произвольном
случайном собрании людей), но контакты,
в которых реализуются
Глава 3. Классификация малых групп
Обилие
малых групп в обществе предполагает
их огромное разнообразие, и поэтому
для целей исследований необходима
их классификация. Неоднозначность
понятия малой группы породила и
неоднозначность предлагаемых классификаций.
В принципе допустимы самые различные
основания для классификации
малых групп: группы различаются
по времени их существования (долговременные
и кратковременные), по степени тесноты
контакта между членами, по способу
вхождения индивида и т.д. В настоящее
время известно около пятидесяти
различных оснований
1) деление малых групп на "первичные" и "вторичные",
2) деление их на "формальные" "неформальные",
3) деление на "группы членства" и "референтные группы".
Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.
3.1 Группы первичные и вторичные
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп - непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные "посредники" в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.
3.2 Группы формальные и неформальные
Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил еще и "неформальные" группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений "формальная" и "неформальная" на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий "группа" и "организация", что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий "организация" и "формальная группа" до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Несмотря
на некоторую нечеткость терминологии,
обнаружение самого наличия двух
структур в малых группах имело
очень большое значение. Оно было
уже подчеркнуто в
Таким
образом, и вторая из традиционно
сложившихся классификаций
3.3 Группы членства и референтные группы
Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г.Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена "референтной группы". В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М.Шерифа, где понятие референтной группы было связано с "системой отсчета", которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г.Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.
В
настоящее время в литературе
встречается двоякое
Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов "с улицы"). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос: почему именно эта группа приобрела для него столь важное значение, а та группа его потеряла? По-видимому, вся проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, ибо пока все остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но не объяснения, почему именно - она.
Глава 4. Основные характеристики группы
К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.
4.1 Элементарные параметры
Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
Однако
если последовательно рассматривать
группу как субъект деятельности,
то и к ее структуре нужно подойти
соответственно. По-видимому, в данном
случае самое главное - это анализ
структуры групповой