Формирование группового поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие группы и классификация групп
1.1 Что такое группа
1.2 Классификация групп
1.3 Стадии развития групп
Глава 2. Определение малой группы и ее границ
2.1 Малая группа и ее признаки
2.2 Границы малой группы
Глава 3. Классификация малых групп
3.1 Группы первичные и вторичные
3.2 Группы формальные и неформальные
3.3 Группы членства и референтные группы
Глава 4. Основные характеристики группы
4.1 Элементарные параметры
4.2 Положения индивида
4.3 Групповые нормы и групповые санкции
Глава 5. Взаимодействие человека и группы
5.1 Взаимодействие человека и группы
5.2 Формы взаимодействия человека и группы
Глава 6. Эффективность групповой деятельности
6.1 Повышение эффективности групповой деятельности
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2013.docx

— 52.75 Кб (Скачать документ)

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого  исследователем. Если следовать принятому  методологическому принципу, то к  групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Таким образом, композиция (состав), структура  группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) - обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

4.2 Положения индивида

Другая  часть понятийной схемы, которая  используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие  «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой  жизни. Термины «статус» и «позиция»  часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция»  имеет несколько иное значение. Самое  широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры  межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом  обозначение статуса индивида в  группе никак нельзя считать удовлетворительным. Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его  социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как  член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как  он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, - «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Вторая  характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что  раскрывается через перечень тех  реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой  деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно  показать взаимоотношение между  статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные  характеристики существуют для каждого  из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор  функций, которые «предписаны» группой  каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса  набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных  однотипных группах, а главное в  ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи - актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным  компонентом характеристики положения  индивида в группе является система  «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней  свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых  функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых  образцов поведения, соответствующих  каждой роли, определенным образом  контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать  рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы  эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще  два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые  санкции.

 

 

4.3 Групповые нормы и групповые санкции

Все групповые нормы являются социальными  нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки  зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения». Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978. с. 3

В более узком смысле групповые  нормы - это определенные правила, которые  выработаны группой, приняты ею и  которым должно подчиняться поведение  ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким  образом, регулятивную функцию по отношению  к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как  любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или  отвержения каких-то социально значимых явлений.

Ценности  каждой группы складываются на основании  выработки определенного отношения  к социальным явлениям, продиктованного  местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации  определенной деятельности.

Хотя  проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для  социальной психологии крайне важно  руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим  из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой  жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества.

Когда речь идет об относительно общих и  абстрактных понятиях, например о  добре, зле, счастье и т.п., то можно  сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться  по принимаемым оценкам. Ценности различных  социальных групп могут не совпадать  между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе  общественных отношений. Нормы как  правила, регулирующие поведение и  деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения  могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и  общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все  они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального  поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в  социальной структуре общества.

Важная  проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает  от соблюдения этих норм, как соотносятся  социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том  числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются  человеку как личности и члену  той или иной группы, общности, общества». Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978. с. 72 При этом необходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка

 

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко  понять ее функции, не сводить к простой  констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах.

 

 

Глава 5. Взаимодействие человека и группы

5.1 Взаимодействие человека и группы

Взаимодействие  человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению  групповых задач, но и группа оказывает  большое влияние на человека, помогая  ему удовлетворять его потребности  в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т.п.

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних  воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном  состоянии либо же в «больных»  группах, пораженных неразрешимыми  конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но  группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.

Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик  человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и  т.д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок за счет более пристального обращения к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается  в зависимости от действий его  коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию  каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь  при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой  он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может  быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое  видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и  это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании  своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях  и выработке решений, человек  может выдать также предложения  и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно  повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек  гораздо в большей мере склонен  принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения  поведения человека является источником более действенного и активного  поведения людей в групповом  окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется.

Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в  группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек  не только изменяется сам, но и оказывает  воздействие на группу, на других ее членов.

 

Находясь  во взаимодействии с группой, человек  пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это  было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень  влияния человека на группу существенно  зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать  влияние, так и от характеристик  группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций  того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения  всегда находятся в зависимости  от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и  соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.

5.2 Формы взаимодействия человека и группы

Взаимодействие  человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы  взаимодействия может наблюдаться  своя степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

Информация о работе Формирование группового поведения