Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп.
Введение
Глава 1. Понятие группы и классификация групп
1.1 Что такое группа
1.2 Классификация групп
1.3 Стадии развития групп
Глава 2. Определение малой группы и ее границ
2.1 Малая группа и ее признаки
2.2 Границы малой группы
Глава 3. Классификация малых групп
3.1 Группы первичные и вторичные
3.2 Группы формальные и неформальные
3.3 Группы членства и референтные группы
Глава 4. Основные характеристики группы
4.1 Элементарные параметры
4.2 Положения индивида
4.3 Групповые нормы и групповые санкции
Глава 5. Взаимодействие человека и группы
5.1 Взаимодействие человека и группы
5.2 Формы взаимодействия человека и группы
Глава 6. Эффективность групповой деятельности
6.1 Повышение эффективности групповой деятельности
Заключение.
Список используемой литературы.
В
случае кооперации между членом группы
и группой устанавливаются
При
слиянии человека с группой наблюдается
установление таких отношений между
человеком и остальной частью
группы, когда каждая из сторон рассматривает
другую как органически единую с
ней составляющую целого. Человек
строит свои цели исходя из целей группы,
в значительной мере подчиняет свои
интересы ее интересам и идентифицирует
себя с группой. Группа в свою очередь
также старается смотреть на индивида
не как на исполнителя определенной
роли, а как на полностью преданного
ей человека. В этом случае группа берет
на себя заботу о человеке, рассматривая
его проблемы и трудности как
свои, старается оказать ему
В
случае конфликта наблюдаются
· организационными,
· эмоциональными.
Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.
Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.
Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.
Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к благоприятным последствиям.
Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния.
Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы.
В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п.
В-четвертых,
конфликт может привести к проявлению
межличностных отношений, к выявлению
отношений между отдельными членами
группы, что в свою очередь может
предотвратить возможное
Глава 6. Эффективность групповой деятельности
Все
динамические процессы, происходящие
в малой группе, обеспечивают определенным
образом эффективность
Однако
такие исследования ничего не могут
сказать о том, как влияют на эффективность
деятельности группы характер этой деятельности,
ее содержание. Более того, при принятых
образцах исследования этой проблемы
она рассматривается
В
действительности же производительность
труда группы (или продуктивность)
есть лишь один показатель эффективности.
Другой, не менее важный показатель
- это удовлетворенность членов группы
трудом в группе. Между тем эта
сторона эффективности
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону - как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.
Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это - критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
Это
позволяет по-новому поставить вопрос
о самих критериях групповой
эффективности, а именно, значительно
расширить их перечень - наряду с
продуктивностью группы, удовлетворенностью
трудом ее членов, речь идет теперь, например,
и о таком критерии, как "сверхнормативная
активность" (стремление членов группы
добиваться высоких показателей
сверх необходимого задания). Что
же касается традиционных критериев, то
и здесь следует сделать
6.1 Повышение эффективности групповой деятельности
Повышение
эффективности групповой
Попытаемся взглянуть на проблему эффективности групповой деятельности сразу с трех аспектов: психологического, социологического и управленческого.
Прежде всего, необходимо разобраться для чего люди объединяются в группы. Каждый психолог с уверенностью ответит, что объединение в группы позволяет человеку решить какие-либо жизненно важные потребности, которые он не может удовлетворить в одиночку. Таким образом, каждый член группы теоретически будет находиться в ней до тех пор, пока данная потребность не будет удовлетворена. Однако на практике подобное наблюдается редко по ряду причин к числу, которых можно отнести, появление новых потребностей, нежелание изменять сложившийся образ жизни и т.п. Находясь в составе группы человек, чувствует себя более защищенным.
Однако
уровень комфорта при нахождении
в группе у разных ее членов не одинаков.
Это объясняется и характером
отношений с коллегами и
Договоримся под эффективность деятельности группы понимать способность достигать поставленные цели. Для того чтобы иметь возможность сравнивать эффективности различных групп, введем понятие уровень эффективности, рассматривая его как производную от уровня энергозатрат для достижения поставленной цели.
Для решения групповых задач необходимо как минимум иметь:
а) четко сформулированную задачу;
От степени сформированности и четкости постановки задачи во многом зависит успех групповой деятельности. Постановка задачи может носить внешне и внутренне обусловленный характер. При этом в первом случае ответственность за оценку адекватности сложности задания уровню подготовки группы ложится на иерарха более высокого уровня, во втором на органы управления самой группы. Но и в том и в другом случаях целеполагание во многом зависит от надежности и полноты информации о состояниях внешней по отношению к группе и внутригрупповой сред.
б)
силы (команду, обладающую необходимым
и достаточным уровнем
Каждая группа состоит из вполне конкретных людей, обладающих определенным уровнем профессионального и жизненного опыта. Универсальных групп, способных решать любые задачи на практике не существует. Даже в спорте одни легкоатлеты специализируются на спринте, другие предпочитают стайерские дистанции. Наибольшей эффективности труда удается достигать, когда каждый член группы выполняет одну узко специализированную функцию, что было убедительно показано на примере конвейерной сборки автомобилей предложенной Тейлором. Однако таких видов деятельности крайне мало и поэтому каждому члену группы приходится выполнять несколько функций. Кроме того, ему приходится постоянно взаимодействовать с другими членами группы, которые, в свою очередь, обладают собственным опытом, отличающимся иногда незначительно, а иногда и весьма существенно. Благодаря этому групповой ресурс тратится не только на достижение основной цели, но и на поддержание внутригруппового гомеостаза.
в) средства (ресурсы достаточные для организации деятельности по достижению цели);
К средствам или ресурсу группы относятся ее интеллектуальный потенциал, финансовое материально-техническое и финансовое обеспечение, наличие современных прогрессивных технологий.
г) информационную поддержку управленческих решений.
Эффективность любой деятельности во многом зависит от того, в какой мере управленческие решения ее руководителей базируются на объективной информации о состоянии внутренней и внешней среды. Информационный мониторинг среды позволяет осуществлять своевременное маневрирование имеющимися силами и средствами.