Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа
Целью данной работы является выяснение вопроса эффективной кадровой политики в рыночной экономике на примере конкретного предприятия – ООО «Идиллия».
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики на предприятии
1.1 Сущность, основы и функции кадровой политики ………………………..6
1.2 Основные направления формирования кадровой политики ……...……...10
1.3 Оценка трудовой деятельности персонала ………………………………..23
Глава 2. Оценка кадровой политики предприятия ООО «Идиллия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …………27
2.2 Анализ состояния системы найма, оценки и отбора персонала на предприятии ООО «Идиллия» …………………………………………………35
Глава 3. Совершенствование кадровой политики ООО «Идиллия»
3.1. Основные итоги реализации кадровой политики на предприятии ООО «Идиллия» ………………………………………………………………………39
3.2 Создание службы управления персоналом ……………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Список использованных источников ………………………………………....48
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский торгово-экономический институт
Кафедра Менеджмента
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Формирование кадровой политики предприятия»
Санкт-Петербург 2011г.
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики на предприятии
1.1 Сущность, основы и функции кадровой политики ………………………..6
1.2 Основные направления формирования кадровой политики ……...……...10
1.3 Оценка трудовой деятельности персонала ………………………………..23
Глава 2. Оценка кадровой политики предприятия ООО «Идиллия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …………27
Глава 3. Совершенствование кадровой политики ООО «Идиллия»
3.1. Основные итоги реализации кадровой политики на предприятии ООО «Идиллия» ………………………………………………………………………39
3.2 Создание службы управления персоналом ……………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Список использованных источников ………………………………………....48
Введение
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.
Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства. В будущем, с развитием научно-технического прогресса, содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.
Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что вызывает структурные сдвига на рынке труда. С одной стороны, создаются предпосылки сохранения определенного числа безработных, с другой стороны, перманентно испытывается недостаток в квалифицированных кадрах, отвечающих требованиям использования новых технологий.
Облик современного руководителя определяют представления о труде и вытекающие из них системы мотивации и отношения сотрудников к труду. Меняющиеся представления о содержании и характере труда, свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования к руководству кадрами. Все более важным становится подготовка и непрерывное обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней, все это и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.
Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигиенистов труда.
В свете вышесказанного в данной работе проведено исследование кадровой политики ООО «Идиллия», дан анализ качественного и качественного состава кадров, определено планирование и прогнозирование кадров на предприятии, представлен характер кадровой службы.
Рассмотрены следующие задачи курсовой работы задачи:
- как обеспечить предприятие рабочей силой в количественном и качественном отношении;
- обеспечение наиболее рациональной занятости трудовых ресурсов;
- осуществление необходимых мероприятий по более полному использованию фонда рабочего времени.
На основании современных разработок в области управления персоналом предложены мероприятия по совершенствованию подбора, оценки и отбору кадров.
Целью данной работы является выяснение вопроса эффективной кадровой политики в рыночной экономике на примере конкретного предприятия – ООО «Идиллия».
Структура курсовой работы:
Первая глава курсовой работы – изучение теоретических основ управления персоналом.
Во второй главе дается оценка рассматриваемому предприятию и проводится его анализ.
В третьей главе рассматриваются причины и предложения совершенствования кадровой политики предприятия ООО «Идиллия».
Предприятия сумеют выжить в жесткой конкурентной борьбе, если их руководящий персонал сможет правильно и своевременно оценивать окружающий мир и тенденции общественного развития. Успешное управление трудовыми ресурсами прежде всего основывается на систематическом учете и анализе влияния окружающего мира, адаптации организации к внешним воздействиям. Важным для менеджеров является знание и понимание ими людей, умение правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе.
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики на предприятии
1.1 Сущность, основы и функции кадровой политики
Цели и задачи управления персоналом в любой организации реализуются через кадровую политику. Кадровая политика – основное направление работы с персоналом. Она включает основополагающие принципы, составляющие основы набора, отбора и распределения персонала, его использования, обучения, переобучения, повышения квалификации и, наконец, увольнения. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовала бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.[5.156]
Главным объектом кадровой политики предприятия является персонал (кадры). Персоналом предприятия называется штатный состав его работников. Кадры – это главный и решающий ресурс любой организации, основной фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают, приводят в движение и совершенствуют средства производства (средства труда и предметы труда). От квалификации персонала, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность деятельности любой организации.
Основные задачи кадровой политики могут быть решены разнообразными способами. Выбор альтернативных вариантов достаточно широк и включает:
1) увольнение наименее квалифицированных работников и сохранение наиболее квалифицированных. Сохранение работников в условиях кризисной экономики может осуществляться путем перевода работников на режим неполной занятости, использования работников в сферах не соответствующих их квалификации или на других объектах, принадлежащих фирме, направления персонала на повышение квалификации или переподготовку;
2) оптимизацию использования имеющейся численности персонала.
При выборе направлений осуществления кадровой политики должны максимально учитываться все факторы внешней и внутренней среде организации, в том числе:
– требования, обусловленные специализацией деятельности предприятия (организации), миссией и стратегией его развития;
– финансовые возможности организации;
– определяемый допустимый уровень издержек на управление персоналом;
– количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе;
– ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
– спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы в других организациях;
– требования трудового законодательства, сложившуюся культуру работы с наемным персоналом.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Кадровая политика может быть решительной, кардинальной, основанной на формальном подходе, даже не очень гуманной по отношению к работникам, приоритете производственных интересов. Но она также может учитывать социальные, моральные и иные потребности работников. Такая политика основана на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций организации в отношении подготовки, переподготовки, развития персонала, обеспечения эффективного взаимодействия персонала и собственников организации. В то время как стратегическая кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на длительную перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение вопросов кадрового обеспечения. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой. [2.38]
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный (в пределах отдельных функциональных или профессиональных групп работников, структурных подразделений, категорий персонала). Такой тип кадровой политики ориентируется на решение специфических задач.
Кадровая политика организации формирует:
– требования к рабочей силе на стадии ее найма и отбора (к полу, возрасту, образованию, стажу, уровню специальной подготовки, состоянию здоровья и т.п.);
– отношение к инвестированию («капиталовложениям») в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных качественных и количественных параметров занятой рабочей силы;
– совокупность действий, направленных на стабилизацию всего коллектива или его отдельных подразделений;
– систему подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации с учетом изменений условий внутренней и внешней среды;
– механизм внутрифирменного движения кадров с целью наиболее эффективного использования потенциала (конкурентных преимуществ) каждого работника.
Кадровая политика должна быть направлена на рост возможностей предприятия. Она должна быть адаптивной и своевременно реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
К основным требованиям, предъявляемым к кадровой политике, следует отнести: обязательную связь со стратегией фирмы, ориентацию на долговременные цели, бережное отношение к наиболее квалифицированным кадрам, постоянное их моральное и материальное стимулирование, обновление круга взаимосвязанных функций и процедур при работе с кадрами.
Кадровая политика в организации призвана создавать благоприятные условия труда для персонала, обеспечивать возможность продвижения работников вверх по иерархической лестнице, а также способствовать созданию у персонала необходимой степени уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики организации как в нормальных, так и в кризисных условиях, является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.[17,86]
В системе управления кадрами в рамках организации (предприятия) можно выделить стратегический и оперативный аспекты. Управление персоналом в организации осуществляется на основе концепции развития предприятия, включающей три составные части:
– производственную;
– финансово-экономическую;
– социальную (кадровую политику).
Кадровая политика в организации включает цели, связанные с отношением предприятия к внешней среде – рынку труда, правовому инструментарию, регулирующему социально-трудовые отношения, а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.
В состав частных задач кадровой стратегии можно включить:
– поднятие престижа предприятия;
– исследование атмосферы внутри предприятия;
– анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
– обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Информация о работе Формирование кадровой политики предприятия