Формирование кадровой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выяснение вопроса эффективной кадровой политики в рыночной экономике на примере конкретного предприятия – ООО «Идиллия».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики на предприятии
1.1 Сущность, основы и функции кадровой политики ………………………..6
1.2 Основные направления формирования кадровой политики ……...……...10
1.3 Оценка трудовой деятельности персонала ………………………………..23
Глава 2. Оценка кадровой политики предприятия ООО «Идиллия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия …………27
2.2 Анализ состояния системы найма, оценки и отбора персонала на предприятии ООО «Идиллия» …………………………………………………35
Глава 3. Совершенствование кадровой политики ООО «Идиллия»
3.1. Основные итоги реализации кадровой политики на предприятии ООО «Идиллия» ………………………………………………………………………39
3.2 Создание службы управления персоналом ……………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Список использованных источников ………………………………………....48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Менеджменту.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Компания стимулирует труд своих работников, выплачивая им достойную, регулярно индексируемую заработную плату и реализуя широкий комплекс программ и мероприятий, составляющий социальный пакет работников и неработающих пенсионеров, к которому относятся:

                  охрана здоровья и медицинское обслуживание сотрудников, включая добровольное медицинское страхование;

                  создание условий для отдыха и оздоровления сотрудников и членов их семей;

                  социальная поддержка женщин и семей с детьми;

                  социальная поддержка пенсионеров и инвалидов;

                  программа личного страхования работников;

                  социальная поддержка молодых специалистов;

                  программа негосударственного пенсионного обеспечения работников, уходящих на пенсию;

                  проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В дальнейшем планируются высокие темпы развития предприятия ООО «Идиллия», что повлечет за собой необходимые изменения в организационной структуре.

При проектировании изменений в оргструктуре предприятия учитывается:

1. Существующие задачи и предмет деятельности.

2. Внешнее окружение и подчиненность.

3. Размеры предприятия и существующая технология.

4. Сложившаяся структура управления.

5. Имеющаяся система принятия решений и контроля исполнения.

Предлагаемые изменения в структуре предприятия и их обоснование:

1. Смещение эффективности управления с традиционных источников влияния на эффективные посредством определенных кадровых перестановок.

2. Создать атмосферу и заинтересованность у работников в повышении своего уровня подготовки и образования за счет имеющихся стимулов материального поощрения.

3. Предложить обоснования вышестоящему органу управления о внесении изменений в организационно-штатную структуру управления предприятия с целью улучшения системы управления и улучшения ее функционирования, приведения к рациональным нормам управляемости, в том числе:

1) увеличить штат водителей, обслуживающего персонала;

2) создать службу управления кадрами и отдел кадров;

4. Отработать меры по улучшению управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями с другими организациями.

 

3.2. Создание службы управления персоналом

Для стабильной работы и развития предприятия необходимо анализировать структуру специалистов предприятия, чтобы вовремя выявить качества работников, могущих негативно сказаться на процветании фирмы или результатах работы. Этими и многими другим вопросами в работе с персоналом должна заниматься кадровая служба.

В начале своего существования можно предложить отдел кадров, состоящий из трех человек.

Сложившаяся практика функционального разделения труда, закрепленная в тарифно-квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, предусматривает в структуре управления следующие должности специалистов и исполнителей, ориентированных на человека: экономист по труду, социолог, психолог, физиолог, инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по организации труда, инженер по нормированию труда, инженер по организации и нормированию труда, техник по труду, инспектор по кадрам.

На исследуемом предприятии можно предусмотреть следующие должности в кадровой службе:

- начальник кадровой службы - 1 чел.;

- инспектор по кадрам - 1чел.;

Итого: 2 человека.

Как показывает анализ, образовательный уровень работников кадровых служб на отечественных предприятиях пока не позволяет надеяться на эффективное выполнение стоящих перед ними новых задач в области управления персоналом. Высшее образование (любого профиля) имеет лишь каждый четвертый работник, а каждый третий вообще не имеет специального образования. Только каждый второй руководитель имеет высшее, а каждый третий - среднее специальное образование.

Как следует из содержания кадровой работы, ею должны заниматься специалисты, обладающие знаниями в области экономики, организации, социологии и психологии, юриспруденции, а руководитель кадровой службы должен обладать широкой подготовкой в области управления персоналом. Он должен видеть проблемы управления персоналом и пути их решения в комплексе, во взаимосвязи с работой других управленческих структур. Конечно, такой подход к комплектованию штатов кадровой службы может быть реализован лишь на крупном предприятии (организации, фирме), которые имеют возможность содержать полноценную кадровую службу, обеспечивая рациональное использование узких специалистов.

В своей работе руководящий состав ООО «Идиллия» руководствуется основными законодательными актами, принятыми как на федеральном, так и на республиканском уровне. Основными из них являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, КЗоТ РСФСР, Указы и Постановления Президента РФ и Правительства.

Основополагающим документом при приеме на работу, где оговариваются должностные права и обязанности, является трудовой договор (контракт). Кроме того, руководитель в своей работе руководствуются Положениями и инструкциями, касающимися непосредственно выполнения ими конкретных обязанностей.

Начальник отдела кадровой службы должен проводить кадровую политику на основании планов и стратегии развития предприятия. Для этого необходимо проводить политику отбора и набора кадров, описанную выше, поскольку она наиболее подходит для формирования кадрового состава предприятия, проводить работу с кадровым резервом, определить мероприятия по оценке деятельности персонала.


Заключение

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только административной работы. Возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов. Складывается комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер:

- обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

- создание мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления фирмы: ее высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

С учетом вышеизложенного перед службой управления персоналом предприятия ставятся следующие задачи:

- определение текущей и перспективной потребности в персонале, выполняющем требуемое количество работы определенного качества в нужный момент времени на определенном месте;

- управление кадровыми процессам: изучение и анализ рынка труда, подбор, адаптация персонала, профориентация и профотбор, контроль за текучестью, высвобождением кадров;

- развитие персонала, формирование резерва, продвижение кадров, разработка индивидуальных планов карьеры и соответствующих критериев ее развития;

- закрепление персонала и стимулирование высокой производительности труда посредством материального и морального стимулирование; развитие состязательности в труде; участие работников в распределении прибыли, социальных выплат; развитие социальной инфраструктуры, регулирование рабочего времени; разработка системы штрафов, санкций;

- организация эффективной деятельности работников: расстановка кадров в соответствии с производственными задачами, с учетом склонностей и квалификации работников; контроль за условиями труда; организация рабочих мест; обеспечение ритмичности работы;

- обучение персонала;

- организация участия трудящихся в управлении;

- изучение социальных процессов в коллективе, организация оценки персонала как информационной основы принятия решений по кадровым вопросам.

Планирование человеческих ресурсов непосредственно связано с осуществлением цели организации. Однако большинство руководителей, уделяя повышенное внимание оценке потребностей фирмы в материалах, оборудовании и др., считает планирование человеческих ресурсов задачей, по крайней мере, не первостепенной. Между тем, забывая о том, что все процессы на предприятии осуществляются людьми, руководители обречены на постоянное выявление и исправление ошибочных решений и действий персонала.

Алгоритм планирования персонала включает в себя следующие процедуры или этапы:

- анализ кадровых ресурсов фирмы;

- прогнозирование потребностей в новых работниках;

- разработку плана и программы удовлетворения этих потребностей.

Анализ состояния персонала предприятия должен включать изучение функций, которые должны быть выполнены для достижения той или иной цели, а также оценку количества людей, потребного для выполнения каждой функции. При этом количественный анализ должен быть дополнен оценкой качества труда персонала предприятия.

Важно иметь в виду, что без анализа содержания работы невозможно осуществить наем работников. Менеджер, заинтересованный в том, чтобы иметь квалифицированный персонал, должен детально выяснить какие задачи и функции будет выполнять работник, составить характеристику работ. С этой точки зрения анализ содержания работ и условий их выполнения представляет собой исходную основу управления персоналом.

Результатом аналитической работы становится должностная инструкция, в которой раскрывается содержание функций, перечень обязанностей и прав работника.

При прогнозировании численности необходимо выяснить, какова потребность в персонале для достижения краткосрочных и долгосрочных целей организации.

Сложность набора персонала определяется величиной разрыва между рабочей силой, имеющейся в наличии и прогнозируемой потребностью в ней.

Существуют внешние и внутренние источники набора кадров. Формы решения кадровых проблем за счет внутренних источников: перераспределение рабочих или служебных функций, подготовка и переподготовка кадров, модернизация оборудования и технологии производства, использование премиальных систем оплаты труда, изменение климата в отношениях людей внутри организации. Набор кадров со стороны должен осуществляться в том случае, когда исчерпаны эти методы.

Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы коллектива.

Кадровая политика в настоящее время полностью совпадает с концепцией развития предприятия.

Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников. Поэтому важное значение приобрели социально-психологические аспекты управления.

В контексте вышеизложенного проведен анализ кадровой политики одного из предприятий города ООО «Идиллия» рассмотрены функции и цели управления персоналом. В настоящее время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Определена основная стратегия кадровой политики на данном предприятии. В новых условиях она направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. Описана взаимосвязь кадровой политики и стратегий развития предприятия.


Список использованных источников

 

1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.: Юнити, 2005
2. Веснин Р.В. Практический менеджмент персонала. М.: Юристъ, 2003 
3. Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2009 
4. Волгин А. Цели и задачи кадровой политики // Проблемы теории и практики управления № 4, 2008
5. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации. М.: 2007 
6. Друкер П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008, с.288 
7. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород, 2008 
8. Журавлев П.В., Карташов С.А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2008 
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом в организации. М.: Инфра-М, 2010 
10. Логинова А.Ю. Какой должна быть система управления персоналом // Управление персоналом № 7, 2007
11. Минаев Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы. – М., 
2008 
12. Муэрс Р. Эффективное управление. М.: Фипресс, 2009. 
13. Николсон Н. Развитие карьеры в организации: проблемы и опыт передовых компаний Запада // Проблемы теории и практики управления № 1, 2008 
14. Персонал перешел из категории основной затраты в конкурентное преимущество // Управление персоналом №11, 2008 год 
15. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник по специальности "Менеджмент". М.: Аспект Пресс, 2004, с.278 
16. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? – М.: «АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2009
17. Терентьева Т.. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала // Век качества № 6, 2007
18. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2006
19. Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: АКАЛИС, 2005
20. Ханс Йобст Плайтнер Значение “человеческого фактора” для малых и средних предприятий // Менеджмент и маркетинг №2, 2009

Информация о работе Формирование кадровой политики предприятия