Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа
Объектом исследования является ОАО "Запсибкомбанк" – ведущий банк Тюменского региона, специализирующийся на кредитовании физических лиц, малого и среднего бизнеса и корпораций.
Целью курсовой работы является формирование стратегии обеспечения финансово-экономической устойчивости коммерческой организации.
Стратегия
сворачивания бизнеса заключается
в прекращении поставок на какой-то
рынок всех продуктов организации
или путем прекращения всех операций,
или путем продажи своего «места»
на рынке другой организации. Очевидно,
что по отношению к разным рынкам
и продуктам организация может
одновременно проводить несколько
базисных стратегий.
Рассматривая классификацию стратегий, можно говорить о том, что ОАО «Запсибкомбанк» придерживается стратегии расширения присутствия на освоенных рынках, т.е. более глубокого проникновения на региональные рынки. Данная стратегия может осуществляться успешно, если организация имеет технологические или производственные преимущества, которые позволяют увеличивать рыночную долю за счет конкурентов. Такие стратегии обычно являются высокозатратными, так как, помимо вложений в технологию и производство, сопровождаются использованием относительно низких, по сравнению с конкурентами, цен.
Рассматривая базисные стратегии, можно сказать, что ОАО «Запсибкомбанк» придерживается стратегии интегрированного или концентрированного роста, т.е. усиливает позиции на рынке.
Надежность ОАО «Запсибкомбанк» и стабильное финансовое положение, предложение разнообразных и уникальных финансовых услуг способствуют росту числа клиентов. Основные показатели деятельности банка опережают сложившиеся тенденции по кредитным организациям Тюменской области. Политика руководства ОАО "Запсибкомбанк" направлена на дальнейшее упрочение позиций на рынке банковских услуг. Наблюдающийся рост доказывает перспективность выбранной банком стратегии по региональному развитию универсального и высококачественного обслуживания основных категорий клиентов. Банком предприняты значительные усилия по созданию и внедрению новых финансовых технологий. Одновременно ведется работа по оптимизации структуры баланса, доходов и расходов банка, совершенствованию качества управления ресурсами, активами.
Ресурсная база «Запсибкомбанка» по состоянию на 1 января 2011 года составила 67 447 598 тыс.рублей, из них 64 741 613 тыс.рублей в национальной валюте и 2 705 985 тыс.рублей в иностранной валюте в рублевом эквиваленте. По сравнению с 1 января 2010 года привлеченные ресурсы увеличились на 12 913 788 тыс.рублей, в том числе в национальной валюте средства увеличились на 12 757 642 тыс.рублей, в иностранной валюте средства - на 156 146 тыс.рублей. Обеспечение ресурсами в 2010 году осуществлялось за счет притока новых клиентов и расширения спектра предлагаемых инструментов привлечения средств. Основными источниками привлечения средств в отчетном периоде являлись средства юридических лиц.
В рамках реализации основных задач на 2010 год – поддержание требуемого объема долгосрочных ресурсов Банка – был задан курс на привлечение средств юридических лиц на длинные сроки при условии обеспечения как конкурентоспособных, так и гибких условий размещения денежных средств (пополнение, частичное изъятие, досрочное расторжение договора банковского вклада под плавающую ставку и т.д.). Для этого банком в 2010 году была полностью обновлена депозитная линейка. По состоянию на 1 января 2011 года остатки на счетах по учету депозитов юридических лиц составили 17 394 445 тыс.рублей и в сравнении с показателем на 1 января 2010 года выросли на 5 125 037 тыс.рублей или на 41,8%. В общем объеме депозитов доля срочных ресурсов составляет 99,97%, доля депозитов до востребования 0,03 %.
Средства клиентов на расчетных и прочих счетах по состоянию на 1 января 2011 года составили 9 852 669 тыс.рублей. По сравнению с 1 января 2010 года остатки на счетах выросли на 2 601 971 тыс.рублей или на 35,9%.
Средства населения, привлеченные во вклады и на банковские карты, – важная составляющая ресурсной базы Банка. По состоянию на 1 января 2011 года остатки вкладов населения составили 17 877 082 тыс.рублей, прирост по сравнению с 1 января 2010 года составил 3 037 785 тыс.рублей или 20,5%. Структура вкладов по срочности выглядит следующим образом: доля срочных вкладов в общем объеме вкладов составляет 97,23%, доля вкладов до востребования 2,77%. Средства населения на банковских картах и текущих счетах по состоянию на 1 января 2011 года составили 7 588 504 тыс.рублей и выросли по сравнению с 1 января 2010 года на 1 921 661 тыс.рублей или на 33,9%. Общий объем эмиссии карточных продуктов на 1 января 2011 года составил 450 946 банковских карт, из них 277 700 карт Visa (62%) и 173 246 карт MasterCard (38%). Прирост эмиссионной базы карт международных платежных систем за 2010 год составил 36 383 карт (9%), что обусловлено активной работой Банка в области эмиссии кредитных карт.
Ресурсная база достаточно диверсифицирована по направлениям привлечения средств и по валютам. Риск внезапного оттока средств, который может негативно повлиять на деятельность банка, минимален, просроченная задолженность по привлеченным средствам отсутствует. Ресурсную базу следует признать соответствующей основным направлениям активных операций банка.
Для
обеспечения банковского
В
связи с тем, что непосредственными
источниками образования
Обслуживание населения невозможно без эмиссии банковских карт, в связи с этим выбираем увеличение выпуска банковских карт Visa.
Итак,
для рассмотрения определено 2 варианта
реализации стратегии – это стратегия
привлечения денежных средств населения
на срочные депозиты и стратегия
эмиссии банковских карт Visa. Далее
будет произведен расчет эффективности
каждой из стратегий, и в результате
будет выбран наиболее оптимальный,
прибыльный вариант стратегии, с
наименьшими затратами.
3.
ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ
3.1.
Оценка ресурсоемкости вариантов
Общая ресурсоемкость варианта реализации стратегии привлечения денежных средств населения на срочные депозиты определяется суммированием затрат ОАО «Запсибкомбанк» на непосредственное проведение депозитных операций в течение двух лет и расходов, связанных с выплатой вкладчикам процентов за предоставленные ресурсы, и равна 5011,7 тыс.руб..
Стараясь отвечать самым современным тенденциям в сфере оказания банковских услуг населению, проявляющим себя, в том числе, в широком развитии различных форм дистанционного обслуживания клиентов, ОАО «Запсибкомбанк» постоянно занимается поиском приемлемых для физических лиц способов управления их банковскими счетами.
В Банке действует собственный процессинг. Он обеспечивает высокую скорость изготовления банковских карт и оперативный вывод на рынок связанных с ними услуг. Банк эмитирует карты международных платежных систем Visa и MasterCard, которые имеют хождение по всему миру.
Расходы по организации и реализации эмиссии банковских карт ОАО «Запсибкомбанк» включают в себя следующие блоки:
Для реализации стратегии эмиссии пластиковых карточек потребуется создание соответствующих отделов по работе с ними. Затраты на создание и функционирование отделов по работе с пластиковыми карточками в течение двух лет представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Затраты на оборудование и материалы, необходимые для реализации эмиссии банковских карт ОАО «Запсибкомбанк»
Наименование | Количество, шт. | Цена за единицу, тыс.руб | Сумма расходов, тыс. руб. |
Импринтер | 14 | 0,85 | 11,9 |
Банкомат | 2 | 3000 | 3000 |
Себестоимость пластиковых карт (включая персонализацию) | 3000 | 0,07 | 210 |
Итого | - | - | 3221,9 |
В таблице 3.2 представлены затраты на создание и функционирование отделов ОАО «Запсибкомбанк» по работе с пластиковыми карточками в течение двух лет.
Таблица 3.2
Затраты на создание и функционирование отделов ОАО «Запсибкомбанк» по работе с пластиковыми карточками в течение двух лет, тыс. руб.
Наименование | Стоимость, т.р. |
Оборудование помещений | 85 |
Покупка компьютеров, оргтехники и комплектующих к ним | 203 |
Приобретение
мелкого инвентаря и |
67 |
Услуги связи | 142 |
Типографские, канцелярские, почтовые расходы | 49 |
Набор и подготовка кадров | 19 |
Итого | 565 |
В случае реализации карточной программы ОАО «Запсибкомбанк» будет ежемесячно расходовать средства на оплату услуг инкассации банкомата в размере 11 тыс. руб. и выплачивать заработную плату сотрудникам отделов по работе с пластиковыми картами, которая в общем объеме составит 69 тыс. руб. в месяц.
Суммарные расходы банка по эмиссии банковских карт за два года представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Суммарные расходы ОАО «Запсибкомбанк» по организации и реализации карточной программы за два года, тыс. руб.
Наименование | Стоимость |
Приобретение пластиковых карточек и оборудования | 3221,9 |
Создание отделов по работе с пластиковыми карточками и обучение персонала | 565 |
Оплата услуг инкассации | 264 |
Зарплата сотрудников отделов по работе с пластиковыми картами | 1656 |
Итого | 5706,9 |
Таким образом, для эмиссии банковских карт ОАО «Запсибкомбанк» и обслуживание операций с ними банку потребуется израсходовать за два года 5706,9 тыс. руб.
Затраты на реализацию предложенных вариантов маркетинговой стратегии ОАО «Запсибкомбанк» представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Ресурсоемкость
вариантов маркетинговой
Наименование | Затраты |
Вариант № 1 (депозиты) | 5011,7 |
Вариант № 2 (пластиковые карточки) | 5706,9 |
Вариант № 3 (комбинированный) | 31919,9 |
Как
видно из табл. 3.4, третий вариант маркетинговой
стратегии ОАО «Запсибкомбанк» является
самым дорогим, но для принятия решения
о выборе одного из этих вариантов представленной
информации недостаточно. Чтобы выбрать
один из вариантов маркетинговой стратегии,
необходимо определить эффективность
(прибыльность) от их реализации.
3.2.
Прогнозирование результатов деятельности
предприятия