Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности, функции и процессы управления гостиничным предприятием, найти «барьеры», препятствующие его дальнейшему развитию, и описать пути их преодоления.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать функции и процессы управления в гостиничной деятельности;
Изучить особенности управления гостиницами;
Рассмотреть аспекты управления в гостинице «Над Припятью». Объект исследования – сфера гостиничного деятельности в современном мире на примере гостиницы «Над Припятью».
ВВЕДЕНИЕ
Индустрия гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся дружелюбием по отношению к гостям.
Важное
место в индустрии занимает гостиничный
бизнес, широкий и разнообразный
характер которого охватывает и элементы,
связанных с ним секторов индустрии,
например питание, отдых и развлечения
и др. Соответственно, гостиничный
бизнес демонстрирует более широкую
и разнообразную
Предприятия
индустрии гостеприимства имеют
общие характеристики, которые определяют
природу индустрии
На современном этапе в Республике Беларусь индустрия гостеприимства развивается стремительными темпами, стараясь удовлетворить все возрастающие потребности населения и, конечно, получить прибыль. С этой целью на предприятиях гостиничного хозяйства создаются новые и совершенствуются старые предоставляемые услуги. Доработки также требуют и процессы управления: важно уметь правильно и грамотно сочетать их между собой, чтобы достичь оптимального результата.
Все это
делает тему управления предприятием
гостиничного хозяйства чрезвычайно актуальн
Цель курсовой работы: изучить особенности, функции и процессы управления гостиничным предприятием, найти «барьеры», препятствующие его дальнейшему развитию, и описать пути их преодоления.
Задачи курсовой работы:
Предмет исследования – управленческая сторона в гостиничной деятельности, а именно функции и процессы управления гостиничным предприятием.
В своей
курсовой работе я хочу изложить теоретические
основы управления предприятием гостиничного
хозяйства и исследовать
1.1 Цели и задачи управления гостиничным предприятием
Гостиничный менеджмент как отдельная дисциплина стал развиваться относительно недавно: первые менеджеры со специальным образованием появились только в 20-е годы прошлого века (до этого все гостиничные управляющие были чистыми практиками), а внедрение современных методов управления началось лишь в середине XX столетия. Раньше считалось, что менеджмент гостеприимства настолько специфичен, что теория управления к гостиницам неприменима [1.С.38].
Целью управления
гостиничным предприятием является
изыскание путей повышения
Задачи профессионального менеджмента заключаются в следующем:
• необходимо четко знать основные функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием;
• уметь максимально использовать доступную информацию в процессе принятия управленческих решений;
• владеть методами моделирования и оптимизации управленческих решений;
• выявлять и анализировать факторы риска, сопутствующие разработке и принятию управленческих решений в процессе управления гостиничным предприятием;
• принимать эффективные решения в конфликтных ситуациях;
• управлять комплектованием кадров для предприятий сферы гостеприимства на основе современных методов отбора и оценки персонала;
• разрабатывать и реализовывать управленческие решения на основе современных психологических подходов [2.С.52].
1.2 Функции и связующие процессы управления гостиничным предприятием
Область деятельности, называемая менеджментом, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
• общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
• управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
• конкретные области управления (производство, маркетинг, кадры, финансы, основные фонды).
Таким образом,
функция управления – вид деятельности,
основанный на разделении и кооперации
менеджмента и
В условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности реализация основных функций управления направлена на получение прибыли за счет рационального использования ресурсов. К ресурсам, которыми оперирует профессиональный менеджер в своей деятельности, относятся люди, деньги, время, материалы, сырье, оборудование, энергия и др. Так как ресурсы ограничены, все подразделения гостиниц испытывают в своей работе дефицит во многих из них, поэтому менеджер должен умело планировать, организовывать и контролировать использование ограниченных ресурсов для достижения целей своей организации. Заботами менеджера являются координация и регулирование деятельности многочисленных структурных подразделений гостиницы в соответствии с поставленными целями, а также мотивирование персонала гостиницы. На рис. 1.1 кроме перечисленных функций представлены еще две: подбор кадров и оценка.
Рис. 1.1. Осуществление процесса управления гостиницей
Планирование. Как и все предприятия, гостиницы должны иметь смысл существования. Каждая гостиница должна определить свое назначение, которое отличает ее от конкурентов. Назначение гостиницы отражается в ее миссии, создающей основу для формирования специфических целей и задач гостиницы. Цели – это идеальное или желательное состояние объекта управления. Определив цели и задачи, правление гостиницей может легко контролировать процесс развития предприятия.
В связи
с этим руководство гостиницы
и руководители структурных подразделений
должны заранее планировать
Планирование
является важной подготовительной функцией
менеджмента, применяемой во всех видах
бизнеса. Другие функции управления
ориентированы на выполнение намеченных
запланированных
Планирование в гостинице включает в себя следующее:
• разработка стратегии, согласованной с маркетинговыми стратегиями, и анализ конъюнктуры туристического рынка;
• определение
экономических факторов, влияющих на
эффективность и полноту
• составление бюджетного плана и формирование ценовой политики;
• долгосрочное
и краткосрочное планирование деятельности
структурных подразделений
• оценка рисков, сопутствующих гостиничному бизнесу;
• планирование
загрузки номерного фонда, посадочных
мест на предприятиях питания, анимационных
и лечебно-оздоровительных
Плохое планирование ведет к снижению производительности труда, а в итоге – к кризисным явлениям. При плохом планировании работники гостиницы могут быть вовлечены в выполнение задач, которые не важны или просто не связаны с достижением целей гостиницы. Хорошо продуманные и правильно поставленные задачи имеют большое значение. Они включают в себя интересы четырех групп людей – гостей, владельцев, управляющих и служащих. Определяя основные задачи гостиницы, следует учитывать нужды и потребности клиентов. Вне зависимости от размера и категории гостиницы всем прибывающим гостям необходимо следующее:
• чистые комфортабельные номера;
• исправно функционирующее оборудование;
• вежливое, профессиональное и дружелюбное обслуживание;
• безопасные и надежные условия проживания.
Клиенты обычно ожидают определенного уровня обслуживания. Если гостиница предоставляет тот уровень обслуживания, который клиенты ожидают, они останутся довольны и в следующий раз предпочтут данную гостиницу другим. Таким образом, функция планирования в гостиничном бизнесе включает в себя и ориентацию на будущее. Для примера можно перечислить плановые задачи, характерные для службы приема и размещения гостиницы: увеличение уровня средней занятости гостиницы по сравнению с предыдущим годом на 2%, или сокращение жалоб гостей на 2%, или сокращение среднего времени регистрации одного клиента до 2 минут и увеличение числа повторно приезжающих гостей на 5%. Выполнение этих задач распределяется и среди других служб гостиницы.
Организация. Это вторая функция управления, нацеленная на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Если функция планирования отвечает на вопросы, что включать в план, что предпринять, что предвидеть и т.д., то функция организации ставит вопросы, кто и как будет организовывать выполнение плана. Таким образом, выполнение данной функции связано с четким осуществлением деятельности как самим менеджером, так и его подчиненными. Для этого в гостинице в соответствии с основными направлениями деятельности формируется функциональная организационная структура, которая включает в себя следующее:
• организация управления персоналом гостиницы;
• обеспечение информационными, материальными, финансовыми и временными ресурсами;
• организация функционирования инженерно-технических коммуникаций;
• обеспечение кадрами, обучение и развитие кадрового состава;
• обеспечение информационного, экономического, эстетического, бытового и психологического комфорта.
В понятие
информационного комфорта входят три
основных параметра: информационная обеспеченность
о предприятиях гостиничной сферы
еще до их посещения (специализированные
сайты Интернета позволяют
Под экономическим комфортом понимают удобство расчета гостя, систему дисконтов, бонусов, клубных карт и другие меры.
Эстетический
комфорт подразумевает
Бытовой комфорт подразумевает создание нормальных условий проживания гостя (оптимальная температура, влажность воздуха и др.).
В понятие психологического комфорта входят все перечисленные выше формы комфорта на основе уважительного, доброжелательного и гостеприимного отношения к гостю.
В целом, организационная работа должна быть распределена таким образом, чтобы все получали четкие предписания и весь объем работ мог быть выполнен своевременно [4.С.79].
Подбор кадров. Функция управления, нацеленная на решение важнейших задач кадрового направления, включает в себя отбор и прием на работу сотрудников наиболее квалифицированных и соответствующих требованиям стандартов гостиничной индустрии. Особенность данной функции в менеджменте гостиницы состоит в том, что управляющий и обслуживающий персонал работают в системе «человек – человек».
Мотивация. Под мотивацией понимают процесс стимулирования работников на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей предприятия. Для намеренного воздействия на людей применяются методы принуждения и поощрения (политика кнута и пряника). Однако не всегда экономические и административные методы срабатывают эффективно. Теоретики менеджмента разрабатывают новые способы мотивации к труду, опираясь на психологические мотивы.