Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.
Введение
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года
Заключение
Список используемых источников
Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.
Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу[4, c. 72].
Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.
Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.
Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.
По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.
Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.
Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:
• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);
• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;
•
соотношение платности и
Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.
1.2 Цели социальной политики
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
В этой связи безусловным
приоритетом в области
Стратегическими целями социальной политики являются:
Достижение
С целью обеспечения
финансовой стабильности Правительство
Российской Федерации будет осуществлять
последовательную финансовую политику,
основанную на приведении обязательств
государства в соответствие с
его ресурсами, повышении эффективности
функционирования бюджетной системы,
четком разграничении бюджетных полномочий
и ответственности различных уровней
власти. При этом совместно с Центральным
банком Российской Федерации будут приняты
меры, направленные на обеспечение стабильности
национальной валюты.
Структурная политика государства будет
направлена на повышение конкурентоспособности
экономики страны, активизацию и воспроизводство
научно-технического и интеллектуального
потенциала. Государство переориентируется
с оказания поддержки неэффективным предприятиям
на развитие инфраструктуры, обеспечение
мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных
и наукоемких производств. Особое внимание
Правительства Российской Федерации будет
направлено на структурную перестройку
и развитие отраслей оборонно-промышленного,
топливно-энергетического и агропромышленного
комплексов, реструктуризацию естественных
монополий.
2. Преобразования
в социальной сфере
России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
Законодательство,
регулирующее функционирование социальной
сферы, по мнению известного отечественного
ученого-правоведа Ю.А.
Например, принципиальное значение имеет институт прав и законных интересов граждан, закрепленный в ст. 2,17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение – признание, гарантирование и обеспечение реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, образование , социальное обеспечение и жилище, свободу научного творчества и на возможность пользоваться достижениями культуры.
Законодательство,
регулирующее функционирование социальной
сферы, опирается не только на конституционные
нормы, но и на международно-правовые акты,
что во многом обусловлено высокой ролью
концепции прав человека, которая рассматривается
с середины ХХ века в качестве основополагающей
в социальной политике государств. Так,
конвенции МОТ и Европейская социальная
хартия (ратифицированная Россией в 2009
г.) определяют во многом уровень международных
стандартов в области доходов населения,
качества образования, здравоохранения
и социального обеспечения. Например,
Европейская социальная хартия провозглашает
цели социальной политики для эффективного
осуществления прав граждан в сфере социального
обеспечения и медицинской помощи.
Самостоятельными
отраслями законодательства в социальной
сфере выступают: законодательство в области
медицины, образования, культуры и пенсионное
законодательство. В тоже время, в качестве
предмета совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов является: трудовое
и жилищное законодательство.
Правовое регулирование отношений по охране здоровья граждан в Российской Федерации представлено следующими законодательными уровнями:
- нормы Конституции Российской Федерации (ст. 41, 72);
-нормы
Основ законодательства об
-
нормы федеральных законов,
Следует при этом отметить, что наибольший объем регулирования приходится на уровень подзаконных актов.
Статья 41 Конституции РФ раскрывает основные направления участия государства в здравоохранении: обеспечение бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансирование федеральных программ в области охраны здоровья граждан, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также поощрение деятельности, осуществляемой в интересах здравоохранения.
Федеральные законы в области здравоохранения в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории страны и, следовательно, не нуждаются в дополнительном «подкреплении» законами субъектов Федерации. Однако федеральные законы вводят общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения. Так, сегодня на уровне субъектов Федерации принято более 250 актов, что почти в 20 раз превышает число законов федерального уровня.
В основах законодательства об охране здоровья граждан и принятых на настоящий день законодательных актах прослеживается концентрация норм в таких основных институтах, как:
Информация о работе Государственное управление социальной сферой