Государственное управление социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. В то же время можно считать, что сферу коммерческих проектов необходимо рассматривать расширенно, не связывая эту сферу только с негосударственным сектором. Государственные предприятия, приносящие неналоговые доходы бюджету, также относятся к сфере бизнеса. С этой точки зрения можно утверждать, что результативность Стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствии с комплексными программами и непрограммными мероприятиями Стратегии.

С этих позиций  предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов целесообразно рассматривать с  позиций двух подмножеств: обеспечения условий для развития бизнеса и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социальнополитических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий.

Такой подход позволяет  сделать экспертную оценку эффективности  для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в  рамках Стратегии. Задачи ускоренного  роста ВРП, обеспечения определенного  уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.

Оценка ожидаемых  результатов реализации Стратегии  осуществлялась исходя из следующих принципиальных положений.  

В качестве базы использовались результаты анализа  существующих тенденций развития базовых отраслей экономики края.

Осуществлялась  экспертная оценка возможных изменений  трендов в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых Стратегией.

Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой  эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.

В основу оценки был положен прогноз суммарного объема реализованной продукции по отраслям экономики края. Исходя из задач обеспечения ускоренного роста ВРП, опережающего развития базовых отраслей промышленности на основе технологического обновления и повышения эффективности производства, была осуществлена экспертная оценка среднегодовых темпов роста объемов инвестиций. При этом рассмотрены два варианта: инерционный, характеризуемый среднегодовым приростом инвестиций на 9 процентов, и инвестиционный, при котором среднегодовые темпы роста объемов инвестиций составляют более 10 процентов. Оба варианта обеспечивают решение поставленных стратегических задач. В соответствии с предположениями об эффективности вновь вводимых производственных фондов были рассчитаны возможные значения объемов реализованной продукции для двух вариантов развития.

    Инерционный  вариант хотя и предполагает  значительное (в 2,46 раза) увеличение  ВРП в 2020 году по сравнению  с 2005 годом, не может гарантировать  устойчивость социальноэкономического роста региона. Поэтому предпочтительным для региона является активный инвестиционный вариант развития.

Суммарный объем  реализованной продукции по отраслям экономики края рассчитывался путем  сложения объема реализованной продукции, произведенной на основных производственных фондах, действовавших в 2005 году, и объема реализованной продукции, произведенной на вновь созданных основных производственных фондах. Для первой составляющей был принят консервативный прогноз роста с темпом 2 процента в год. Вторая составляющая была рассчитана как эффект отдачи от вложенных инвестиций в предположении, что на 1 рубль объема инвестиций, вложенных в 2009 году, в 2010 году будет выпущено и реализовано продукции на 1,5 рубля, а на 1 рубль объема инвестиций, вложенных в 2019 году, в 2020 году будет выпущено и реализовано продукции на 2,25 рубля. Данное предположение вытекает из требования окупаемости проекта в среднесрочный период при норме рентабельности, приемлемой для инвестора.

Далее была проанализирована динамика отношения между ВРП  и объемом реализованной продукции. Было сделано предположение, что в результате развития отраслей и производств, характеризующихся высокой долей добавленной стоимости, данное отношение не уменьшится. Фактическое значение за 2005—2006 годы составляло около 0,5, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности экономических процессов в крае. На вновь создаваемых основных производственных фондах значение данного отношения также принято в размере 0,5. По мере обновления действующих основных производственных фондов значение данного отношения будет постепенно возрастать до 0,55.

Предполагалось, что в ходе решения задач повышения  эффективности производства на основе развития высокорентабельных производств, совершенствования методов управления, осуществления мероприятий в сфере межрегионального сотрудничества, повышения квалификации трудовых ресурсов и внедрения результатов технологических инноваций в производство, а также при повышении доли сектора услуг в ВРП, доля заработной платы в добавленной стоимости будет возрастать от 0,46 в 2005 году до 0,65 в 2020 году.

По мере развития рыночных механизмов и упорядочивания экономических процессов отношение  среднедушевого дохода к средней  заработной плате составит порядка 0,8. Результаты расчетов приведены в  таблице 3.

Таким образом, можно ожидать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема на 10,3 процента, к 2015 году по отношению к 2005 году ВРП увеличится в 2,2 раза, а к 2020 году — практически в 3 раза.

Ежегодные темпы  роста физического объема ВРП будут превышать 7,5 процента.

ВРП на душу населения  возрастет (по отношению к уровню 2005 года):

к 2015 году — в 2,1 раза;

к 2020 году — в 2,9 раза (приложение к Стратегии).

Среднемесячная  заработная плата возрастет (по отношению к уровню 2005 года):

к 2015 году — в 2,8 раза;

к 2020 году — в 4,2 раза (приложение к Стратегии).

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц  возрастут (по отношению к 2005 году):

к 2015 году — в 2,7 раза;

к 2020 году — в 3,7 раза (приложение к Стратегии).

Из изложенной схемы экспертной оценки следует, что  важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность  вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов, в свою очередь, зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому объем роста инвестиций можно считать важнейшим индикатором результативности Стратегии.

Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения  и эффективность вовлечения населения в экономику края. К 2020 году удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения края, по сравнению с 2005 годом население края в 2020 году увеличится на 2,1 процента.

В то же время  в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего численность лиц трудоспособного возраста сократится на 8,3 процента. Тем не менее устойчивый экономический рост, создание новых привлекательных рабочих мест, повышение эффективности вовлечения населения, в том числе пенсионеров, в экономическую деятельность позволят смягчить данную негативную тенденцию. Доля населения, занятого в экономике, в общей численности населения сократится только на 1 процент (с 43 процентов в 2006 году до 42 процентов в 2020 году), а численность занятых в экономике края с 2015 года после проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году начнет постепенно сокращаться и к 2020 году достигнет уровня 2006 года.

Рост эффективности  вновь осуществляемых инвестиционных проектов и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность позволит повысить долю производств с высокой добавленной стоимостью. Это обеспечит рост ВРП темпами, опережающими темпы роста объема реализованной продукции, произведенной на всех основных производственных фондах.

Объем реализованной  продукции, произведенной на всех основных производственных фондах, возрастет (по отношению к уровню 2005 года):

к 2015 году — в 2,1 раза;

к 2020 году — в 2,7 раза.

Налоговая нагрузка (отношение суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней к объему реализованной продукции) в 2005—2006 годах составляла 10 процентов.

При условии, что  до 2020 года налоговая нагрузка останется  на этом же уровне и будет составлять не менее 10 процентов, сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по оценке составит (в ценах 2005 года):

в 2015 году — не менее 150 миллиардов рублей (рост по отношению  к уровню 2005 года в 2,1 раза);

к 2020 году — не менее 200 миллиардов рублей (рост по отношению  к уровню 2005 года в 2,8 раза).

Таким образом, ожидаемые результаты реализации Стратегии  позволяют сделать вывод о  высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность (рост ВРП). 

В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся  регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества и выполняющим функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на Юге России. Залогом благополучия будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В Конституции РФ, принятой в 1993 г., Российская Федерация декларируется в качестве социального государства.[1, ст. 7]

     Реализация  данной конституционной нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и др. По мнению некоторых ученых, социальное государство это государство, конечной целью которого является высокий уровень жизни населения, рост, устойчивое развитие отраслей социальной сферы, повышение качества общественных услуг, соблюдение и расширение прав и свобод человека, формирование общего социального пространства в рамках межгосударственных интеграционных образований и на основе укрепления стратегического партнерства.

     Содержание  понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. Выделим ряд подходов к его определению. В рамках одного подхода оно представляется как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и т.д. В основном понятие социальной сферы в подобной трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки и главнейший из них обеспечение воспроизводства общества. Иную точку зрения представляет ряд экономистов. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг, трактуя ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти цели. Здесь социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений. Некоторые ученые социальную сферу определяют как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

     Социальная  сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального  процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

     Территориальные органы управления социальной сферой построены также по отраслевому  принципу. Поэтому ныне сложившийся  принцип управления получил определение  территориально-отраслевого.

     Местное самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

     Основным  программно-целевым методом управления социальной сферой является социальное программирование.

     Социальное  программирование представляет собой  форму системного перераспределения  ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных  форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. В России разработаны и функционируют программы в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем и др. Даже краткий перечень потенциальных объектов программного регулирования показывает, что определение их круга в конкретном случае в органах власти каждого уровня представляется весьма непростым делом.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой