Государственное управление социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

В Российской Федерации для субъектов Федерации  и муниципальных образований  Бюджетным кодексом Российской Федерации  введены следующие ограничения. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. 

Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему  обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.

В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.

Финансовые  ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.

     2.2 Местное самоуправление  и его роль в  управлении социальной  сферой

     Местное самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

     Одним из приоритетных направлений преобразований, осуществляемых сегодня в России, является реформа местного самоуправления. Она предполагает существенное повышение  эффективности управления социальной сферой и улучшение на этой основе качества жизни населения, образующего местное сообщество.

     В соответствии с «Европейской хартией  о местном самоуправлении» «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

     К объектам местного самоуправления в  большинстве стран относят: комплексное  социально-экономическое развитие территории; рациональное использование  земель местного сообщества; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории; транспортные перевозки местного значения; бытовое и торговое обслуживание; здравоохранение; дошкольное, школьное и профессиональное образование; сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества; развитие физической культуры и спорта; охрану окружающей среды.

     Опираясь  на отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие основные критерии, характеризующие наличие  и уровень развития местного самоуправления:

     • возможность проведения самостоятельной  социально-экономической политики регионального образования (автономный бюджет, административный контроль над  подведомственными территориями);

     • отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему (региональному);

     • реальная возможность участия всего  населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

     • выборность всего состава местных  органов власти на широкой демократической основе, его регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями;

     • обеспечение определенных гарантий социальной защиты населения, образующего  местное сообщество.

     Следует отметить, что российское федеральное  законодательство о местном самоуправлении не регламентирует жестко его организационные формы, передавая эти вопросы на уровень субъектов федерации. В результате каждый субъект федерации должен принять свой собственный пакет законов о местном самоуправлении. В этих условиях некоторые субъекты федерации в противоречие федеральным законам пытаются «огосударствить» органы местного самоуправления, нарушая при этом один из его основных принципов - управление через выбираемых заинтересованных лиц[14, c. 63].

     Исполнительные органы местного самоуправления в современной России (местная администрация) состоят из главы администрации и ее структурных подразделений (комитетов, комиссий, департаментов и т.п.). Порядок организации и деятельности исполнительных органов также закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении соответствующего региона. Причем данное положение (устав) принимается представительным органом вышестоящего уровня - субъекта федерации. Структурные подразделения местной администрации при их образовании должны наделяться соответствующими полномочиями, быть юридическими лицами, имеющими обособленное имущество и собственные источники финансирования из местного бюджета.

     Глава местного самоуправления, который может  совмещать должности председателя законодательного собрания и главы администрации, должен выбираться самим населением, образующим местное сообщество. Выборность главы местного самоуправления дает определенные гарантии населению, что он будет соблюдать его интересы.

     Местное самоуправление служит эффективным средством массового привлечения добровольцев из числа местных жителей к решению социальных проблем территориальных общин. Местному самоуправлению хорошо знакомы местные социальные проблемы, поэтому его роль в их решении должна быть приоритетной.

     Местное самоуправление является идеальной питательной средой для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив. Во всем мире большинство некоммерческих организаций занимается вопросами местного самоуправления.

     Местная социальная политика является важнейшим объектом местного самоуправления. Практическую реализацию этой политики целесообразно осуществлять через систему целевых социальных программ. Поэтому на завершающем этапе разработки местной социально-экономической политики следует обязательно составить полный перечень таких программ. В каждой программе необходимо предусмотреть комплекс мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения предстоящих работ, относящихся к разным сферам деятельности.

     Целесообразно использовать следующую технологию разработки местной социальной политики.

     1. Определяется система показателей,  характеризующих качество жизни  сообщества. Эта система может  включать в себя следующие  группы: а) показатели уровня жизни  (покупательная способность населения,  жилищно-коммунальные условия, степень обеспеченности населения объектами обслуживания); б) показатели социального качества среды жизнедеятельности (группировка всего населения по показателям среды жизнедеятельности разного социального качества, группировка территорий по состоянию природной среды); в) социально-демографические характеристики (занятость населения и уровень безработицы, уровень образования, уровень и характер отклоняющегося поведения, средняя продолжительность жизни).

     2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.

     3. Определяется степень отклонения  фактических значений показателей  от нормативных.

     4. Выявляются причины отрицательных  и положительных отклонений фактических  значений показателей качества  жизни местного сообщества от нормативных показателей.

     5. Определяются возможности улучшения  показателей качества жизни за  счет устранения выявленных негативных  причин и использования положительных  факторов.

     6. Определяются возможности улучшения  качества жизни местного сообщества за счет бюджетных средств (местного, республиканского, федерального бюджетов).

     7. Определяются возможности улучшения  качества жизни местного сообщества  за счет внебюджетных средств,  в том числе заемных.

     8. Устанавливаются целевые значения  показателей качества жизни местного сообщества с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

     9. Определяется общий размер финансовых  и материальных ресурсов, необходимых  для достижения целевых значений  показателей качества жизни местного  сообщества.

     10. Определяются исполнители и устанавливаются сроки выполнения необходимых работ[8, c. 72].

     Наиболее  серьезной проблемой местного самоуправления выступает его ресурсная база, недостаточность которой препятствует проведению местной социальной политики. Расширение ресурсной базы местной социальной политики связано в первую очередь с развитием малого предпринимательства. Поэтому необходимо демократизировать предпринимательство, сделать его доступным каждому человеку, обеспечив ему, таким образом, возможность самореализации. Тем самым движение за местное развитие способствует демократизации общества, поскольку изначально ориентировано на создание достойных условий жизни и труда всем группам и слоям населения, а также на защиту их права на равное участие в экономическом и социальном прогрессе.

     Возможность практического осуществления местной  социальной политики во многом зависит  от упорядочения отношений собственности.

     Сегодня органы власти субъектов федерации  вправе устанавливать органам местного самоуправления задания по приватизации, что противоречит самой идее местного самоуправления. Право на разработку и практическую реализацию программы приватизации муниципальной собственности необходимо предоставить именно местным органам власти, и только им.

     Особую  роль в практической реализации местной социальной политики играет финансово-распределительный механизм доходов и расходов местного сообщества. Составными частями этого механизма являются цены, тарифы, местные налоги, сборы, пошлины, кредиты и т.д. С их помощью можно целенаправленно и эффективно воздействовать на производство, товарообмен, инвестиционную деятельность. Первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части местного бюджета, что возможно осуществить на основе повышения эффективности и доходности деятельности как муниципальных, так и частных предприятий и организаций, расположенных на данной территории.

 

3. Местное управление  социальной сферой ( на примере Краснодарского  края)

3.1 Стратегия социальноэкономического развития Краснодарского края до 2020 года 

При разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года (далее — Стратегия) администрация  Краснодарского края исходила из принципа соответствия стратегической цели и  направлений развития края целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:

Послание Президента Российской Федерации;

Программа социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы);

Положение о  разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы;

Концепция долгосрочного  социальноэкономического развития Российской Федерации;

Концепция Стратегии  социальноэкономического развития регионов Российской Федерации;

стратегии федеральных  министерств и ведомств Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного  социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социальноэкономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой