Государственное управление социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

       - медицинское страхование;

       -лекарственное  обеспечение (лекарственные средства, наркотические средства и психотропные вещества), которые сконцентрированы в 700 актах;

       -нормы,  касающиеся предупреждения и  лечения различных заболеваний  (ВИЧ, психические заболевания,  инфекционные заболевания);

       -санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения; отдельные  виды медицинской деятельности (трансплантация, генная инженерия, санаторно-курортное дело).  

       Законодательство  об образовании представляет собой  комплексную отрасль законодательства, регулирующую весьма обширную и самостоятельную  область предметно-практической деятельности, которая охватывает 33 млн. человек. С образованием (впрочем как и с здравоохранением) связана практически каждая семья. В сфере образования занято более 2,5 млн. педагогических работников.

       Правовое  регулирование отношений в области  образования представлено следующими законодательными уровнями:

       - нормы Конституции Российской  Федерации (ст. 43), которая право  на образование признается как  естественное и неотъемлемое  право в числе других прав  и свобод человека;

       -нормы  федеральных законов - Закона  об образовании и Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании;

       - нормы законов субъектов Федерации  и нормы подзаконных актов.

       Конституция РФ (ст.43) гарантирует общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования.

       Важную, базовую роль в образовательном  законодательстве выполняет Закон  об образовании. По широте содержания, объему регулируемых полномочий он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ  законодательства в области образования.

       На  региональном уровне имеется достаточно разработанная законодательная  база. Перечень принятых законов в  субъектах Федерации насчитывает  несколько сотен.  

       Изменения в социальной сфере и, соответственно в отраслях законодательства, тесно  связаны с проведением федеральной и административной реформ, когда произошло существенное перераспределение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями.

       Кардинальные  изменения произошли в связи  с принятием Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, внесшего изменения в десятки законодательных актов в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. 

       На  протяжении последних двух десятилетий  основными тенденциями в модернизации законодательства, регулирующего функционирование социальной сферы, были:

  • разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам ведения в социальной сфере – все больший объем полномочий передается на уровень субъектов Федерации и уровень муниципальных образований, что, однако,  по-прежнему остается актуальной задачей;
  • увеличение в общем объеме публичных услуг веса социального страхования (пенсионного, медицинского, временной утраты трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • повышение удельного веса платных услуг населению (медицинских, образовательных, культурных, коммунальных и т.д.);
  • повышение значимости частной собственности в жилищной сфере, формирование рынка купли-продажи жилья, завершение передачи ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, повышение удельного веса платежей населения и снижение доли бюджетного дотирования отрасли, обеспечение адресной социальной поддержки по уплате коммунальных услуг малоимущих граждан.

       Основными финансовыми источниками, используемыми для функционирования социальной сферы, выступают:

       -бюджеты всех уровней (федеральный, региональные, бюджеты муниципалитетов);

       -расходы организаций на социальные выплаты и услуги работникам;

       -страховые системы обязательного и добровольного социального страхования;

       -средства населения за получаемые социальные услуги.

       Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы являются:

  • государственные приоритеты социальной политики, которые  отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации, а также в программах Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;
  • государственные программы и национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения2;
  • экономические, административные и финансовые механизмы стимулирования развития отраслей социальной сферы с помощью льгот, налоговой и кредитной политики, с одной стороны, и применения системы штрафных санкций за нарушение федеральным Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий;
  • нормативы и стандарты социальной поддержки населения;
  • механизмы регулирования межбюджетных отношений между Центром и регионами, позволяющие выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам3;
  • государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов и т.д.);
  • механизмы бюджетного финансирования организаций бюджетного сектора.
 

Основными структурными элементами социального бюджета являются:

  • консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);
  • средства предприятий и организаций;
  • бюджеты домохозяйств.

Консолидированный бюджет Российской Федерации  состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Он представляет собой форму образования и  расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.

Социальные  расходы федерального (и  консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:

  • образования (раздел 7);
  • культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);
  • здравоохранения и спорта (раздел 9);
  • социальной политики (раздел 10).

Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней. 

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

       В практике бюджетного финансового планирования применяется показатель среднегодового количества единиц сети бюджетных учреждений (численность учащихся школ и студентов, а также преподавателей в образовании, число коек и врачебных должностей в здравоохранении и т.д.), который позволяет достаточно легко проводить обобщающие оценки расходов федерального и, особенно, региональных бюджетов. Это объясняется тем, что в структуре расходов региональных бюджетов большая часть расходов связана с оплатой труда работников бюджетной сферы (до 70-80% от их общей величины), а в федеральном бюджете на эти расходы приходится от 25% до 30% от общей величины расходуемых средств.

       По  большинству учреждений социальной сферы в основу расчетов расходов на текущее содержание принимаются среднегодовое количество (среднегодовая сеть) и финансовые нормы, выражающие годовую стоимость содержания соответствующей единицы. Среднегодовые показатели рассчитываются исходя из сетевых проектировок плана экономического и социального развития с учетом деятельности, функционирования или сроков развертывания отдельных учреждений.

       Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде  средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.

       При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:

  • самостоятельного финансирования - на началах хозяйственного расчета - предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;
  • сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;
  • смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием - жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.

В качестве критериев и показателей для  расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах  Российской Федерации применяют  следующие их виды: качество жизни  населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.

Следует отметить, что центральные органы власти часто  применяют фискальные правила или  усиление фискальных правил на региональном уровне для корректировки или  избегания нежелательного роста  задолженности бюджетной системы  или расходов бюджетов. Обычно фискальные правила преследуют стратегические макроэкономические цели, такие как налоговая нагрузка, долгосрочная кредитоспособность бюджетной системы.

Фискальные  правила можно разбить на два  типа. К первому типу относятся  ограничения, устанавливаемые по дефициту бюджета, размеру долга и расходов на его обслуживание.

Одной из самых  простых и старых форм бюджетных  ограничений является «золотое правило», устанавливающее, что текущие расходы  не должны превышать бюджетные доходы, иными словами, что дефицит государственного бюджета не может превышать совокупного объема государственных инвестиций. «Золотое правило» до сих пор сохранилось в бюджетном законодательстве некоторых стран. 

Весьма распространенным фискальным правилом является ограничение бюджетного дефицита. Ограничение дефицита бюджета является одним из центральных положений европейского пакта стабильности, который ограничивает размер бюджетного дефицита стран, входящих в зону евро, величиной в 3%. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, некоторые страны Европейского союза должны были ввести более строгие фискальные правила на региональном и муниципальном уровнях. В Австрии с 1999 по 2001 гг. это были требования бездефицитного бюджета для муниципалитетов и профицитного бюджета для регионов. В Испании с 2003 г. было введено требование сбалансированности бюджетов земель и муниципалитетов.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой