Государственное управление социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Социальная сфера как объект управления и социального развития
1.1 Сущность социальной сферы
1.2 Цели социальной политики
2. Преобразования в социальной сфере России
2.1 Реформирование социальной сферы Правительства РФ
2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
3. Местное управление социальной сферой ( на примере Краснодарского края)
3.1 Стратегия социально‑экономического развития Краснодарского края до 2020 года
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Достижение этой цели предполагает:

выход России на стандарты благосостояния, соответствующие  развитым странам мира;

обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

обеспечение специализации  России в мировой экономике на основе передовых научноисследовательских разработок и высоких технологий;

укрепление позиций  России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, Центральной и Восточной Европы;

формирование  эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Соответствие  стратегических направлений развития Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает проекцию целей Правительства  Российской Федерации на региональный уровень.

Осуществление целей Правительства Российской Федерации на региональном уровне предусматривает:

реализацию принципа устойчивого развития, основанного  на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства Российской Федерации;

ориентацию на опережающее развитие секторов, которые  могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторнокурортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливноэнергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);

обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных  взаимовлиянием целей, наличием сопряженных  результатов в реализации целевых  проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);

преемственность программных документов (федеральных  и краевых целевых программ, локальных  отраслевых программ);

реализацию потенциала края как одного из опорных регионов для формирования "зоны роста" на Юге России на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества. 

Разрабатывая  Стратегию, органы исполнительной власти Краснодарского края исходили из того, что успешное решение проблем  социальноэкономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального управления:

определение стратегической цели и направлений социальноэкономического развития края;

формулирование  плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти края и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Участие Краснодарского края в решении задач социальноэкономического развития страны в целом определяется его объективным экономикогеографическим потенциалом, сложившейся структурой экономики и социальной сферы края. С этой точки зрения объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы края, их место и значение для функционирования социальноэкономической системы России, прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей Правительства Российской Федерации.

Стратегия рассматривается  как трехуровневая система, включающая:

стратегическую  цель развития края;

стратегические  направления развития края — необходимые  результаты деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, сформулированные в виде целевых требований и обеспечивающие достижение стратегической цели;

стратегические  действия — комплексы программных  и отдельных мероприятий, проекты  всех уровней, обеспечивающие решение  задач, направленных на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития края.

Цель и стратегические направления развития края являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

На каждом уровне устанавливается соответствие:

стратегических  целей, направлений развития отраслей и края в целом — целям Правительства  Российской Федерации;

стратегических  целей, направлений развития сфер экономики  и социальной сферы края — стратегиям федеральных органов государственной власти;

стратегических  действий администрации Краснодарского края — приоритетным национальным проектам.

Современное положение  дел и тенденции развития отраслей и направлений деятельности края рассмотрены в ходе диагностики, в результате которой сформулированы основные проблемы в их деятельности, осуществлен анализ факторов, препятствующих реализации потенциальных возможностей.

Результаты анализа  ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представлены в формате SWOTанализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), который завершается определением целей (направлений) и действий (задач) их развития.

Стратегические  направления развития края детализированы в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития края и реализацию целей Правительства Российской Федерации.

Механизмы осуществления  стратегических действий описаны в  составе системы управления реализацией  Стратегии. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий станет формирование комплексных программ социальноэкономического развития региона. Основной принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

Для эффективного управления реализацией Стратегии  разработана система мониторинга  и подготовлены предложения по повышению  эффективности системы стратегического  управления краем.

Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества в первую очередь с основными регионамисоседями (Ростовская область, Ставропольский край и Республика Адыгея), в частности: взаимные поставки продуктов и услуг, кооперация в сферах промышленного производства, транспорта, строительства, научнотехнической и инновационной деятельности, сотрудничество в АПК, в сфере образования и подготовки специалистов, в спортивной и туристской деятельности, реализация инвестиционных проектов, имеющих важное межрегиональное значение, решение общих проблем социальноэкономического развития и другое.

Стратегическая  цель развития Краснодарского края на период до 2020 года — реализация политических, геостратегических и социальноэкономических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:

1) кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры:

рост доходов  населения;

увеличение продолжительности жизни населения края;

развитие рынка  медицинских услуг, повышение их качества и доступности;

достижение современного качества образования;

создание условий, обеспечивающих доступность жилья;

2) обеспечение  высоких темпов устойчивого экономического  роста края на основе реализации  государственной структурноинституциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края:

формирование  институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста края;

обеспечение высоких  темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики края;

3) создание потенциала  опережающего развития края для  выполнения функции опорного  региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества:

увеличение вклада в прирост ВВП страны;

формирование  ряда стратегических инициатив, имеющих значение для всей страны;

повышение научного и образовательного потенциала;

повышение кадрового  и социальноэкономического потенциала;

формирование  стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества;

укрепление тенденций  к росту пассажиро и грузопотока;

4) повышение  эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социальноэкономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования:

совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования края;

повышение эффективности  управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями;

реализация административной реформы;

внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в Краснодарском крае, совершенствование межбюджетных отношений;

развитие государственной  и муниципальной статистики.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии

В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации направлений Стратегии и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию, характеризуемую высокой долей добавленной стоимости. Таким образом, структура экономики края станет более прогрессивной.

Оценка ожидаемых  результатов реализации Стратегии  осуществляется по следующим критериям:

коммерческая  эффективность, определяемая величиной  дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и непрограммных мероприятий, и повышающей капитализацию как компаний, так и экономики в целом;

бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом  суммарной величины налоговых поступлений в региональный бюджет от реализуемых мероприятий;

социальная эффективность, определяемая приростом доходов  населения в результате осуществляемых мероприятий;

общая экономическая  эффективность, которая характеризуется  приростом ВРП.

Все четыре категории  эффективности могут быть разделены  на две составляющие: вопервых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП; вовторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако, в силу его существования прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.

Информация о работе Государственное управление социальной сферой