Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением»

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление
1.2 Государственное управление
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
1.4 Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления
1.5 Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления
Глава 2. Принципы государственного управления
2.1 Понятие принципов государственного управления
2.2 Классификация принципов государственного управления
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.16 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие  и сущность государственного управления

1.1 Общее понятие  управления. Управление как социальное  явление

1.2 Государственное  управление

1.3 Исполнительная власть, ее соотношение  с государственным управлением

1.4 Соотношение  государственного управления, местного  самоуправления и иного негосударственного  управления

1.5 Управление внутренними  делами как самостоятельная отрасль  государственного управления

Глава 2. Принципы государственного управления

2.1 Понятие принципов государственного  управления

2.2 Классификация  принципов государственного управления

Заключение

Список нормативных  актов и литературы

Введение

Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом  и практическом аспектах. Являясь  специфическим видом социального  управления «государственное управление»  воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как  посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений  в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением», исполнительной властью, их количественным и качественным соотношением, а также принципы осуществления их деятельности продолжают изучаться ведущими теоретиками административного права. Разрешение проблем, ликвидация неточностей и пробелов в этих вопросах будут содействовать дальнейшему построению правового государства в Российской Федерации. Следует отметить огромную заслуги в теоретической разработке данных фундаментальных категорий доктора юридических наук, профессора Козлова Ю.М., профессора Лазарева Б.М., ведущих правоведов Манохина В.М., Адушкина Ю.С., Багишаева З.А. и других представителей российской административно- правовой науки.

Итак, определив  актуальность темы, необходимо выяснить, какова сущность государственного управления, его содержание, а также наиболее оптимальные условия применения основных принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие  в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти в той или иной сфере общественной жизни. Что касается предмета изучения, то его составляют такие явления, как социальное управление, государственное управление, и основные положения-принципы, на основании которых последние действуют. Таким образом, целью написания данной работы ставится всестороннее изучение фундаментальных вышеуказанных категорий административного права.

Исходя из этого, определим задачи, которые нам  предстоит решить:

1. изучить понятие  государственного управления и  принципов его осуществления;

2. разъяснить, в  чем состоит отличие государственного  управления от исполнительной  власти;

3. выявить: каково  соотношение государственного управления  с местным самоуправлением и  иным негосударственным управлением; 

4. систематизировать  знания в области принципов  государственного управления и  их классификации;

5. акцентировать  внимание на выработке единого  подхода в понимании государственного  управления в системе административного  права РФ.

Изучение данной темы курсовой работы имеет огромное научно-теоретическое и практическое значение. Это обусловлено тем, что  государственное управление как  социальное явление исследуется  специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права - финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное  управление оказывает огромное влияние  на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного  эффективнее, если его изучение будет  продолжаться и в дальнейшем.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Государственное  управление -- разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.

2. Государственное  управление и осуществляющие  его функции, государственные  органы - есть составная часть  единого механизма государственной  власти.

3. Государственное  управление - организующая, исполнительно-распорядительная  деятельность органов государства,  осуществляемая на основе и  во исполнение законов и состоящая  в повседневном практическом  выполнении функций государства  и др.

4. Самостоятельной  отраслью государственного управления  в области социально-политической  деятельности является управление  внутренними делами.

5. Принципы образуют  основу управленческой, исполнительной  деятельности. Эффективность управления  достигается последовательным применением  всей системы принципов и каждого  из них в отдельности.

Глава I. Понятие и сущность государственного управления

1.1 Общее понятие управления. Управление  как социальное явление

Приступая к изучению административного права, необходимо, прежде всего, определить методологические основы формирования данной отрасли  правовой системы Российской Федерации. А она объективно связана с  социальным явлением, получившим распространенное обозначение как управление. Тем  самым термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным  средством характеристики определенного  вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих  общественно значимых целей.

В самом широком  смысле управление означает руководство  чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в  наши дни. Однако ограничиться такой  констатацией недостаточно. Возникает  потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального  назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные  основания для следующих выводов:

Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание  должного режима их деятельности.

Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов  и представляющих единое целое с  общими для всех элементов задачами.

Управление -- внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных  систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление  управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего  порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе  низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по  своей сути сводится к управляющему  воздействию субъекта на объект, содержанием которого является  упорядочение системы, обеспечение  ее функционирования в полном  соответствии с закономерностями  ее существования и развития. Это --целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально  тогда, когда налицо известное  подчинение объекта субъекту  управления, управляемого элемента  системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее)  воздействие -- прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие  управления. Они полностью приемлемы  и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где  в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные  объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются  через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями  общего характера. Отсюда потребность  в выражении общей связи и  единства социальных процессов, каковая  находит свое проявление в осуществлении  социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального  функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни  выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также  особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

Во-первых, это совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное  выполнение стоящих перед ними общих  задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением  имеет упорядочивающее воздействие  на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей  организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие  функции, необходимые для регулирования  такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это -- категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей -- участников управленческих отношений, так как  их отношения имеют сознательное-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда -- властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование  поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое  «вмешательство» государственной  власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме  его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых  выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно  может пониматься в качестве механизма  организации общественных связей. В  подобном смысле можно говорить о  том, что его задачи и функции  практически выполняют все государственные  органы, независимо от их конкретного  назначения, а также общественные объединения. В качестве объекта  управления здесь выступает все  общество в целом, все варианты развивающихся  в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В  этом варианте его обычно характеризуют  как государственное управление под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.) Государственное управление -- разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.

1.2 Государственное управление

Термин «государственное управление» широко используется в  отечественной и зарубежной научной  литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым  конституционные основания для  выделения данного вида государственной  деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого  термина. Вместо него в оборот внедрен  новый термин -- исполнительная власть. Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто терминологическая реформация?

На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется конституционным  провозглашением разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции  Российской Федерации Ст 10 Конституции РФ.государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Государственное управление