Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением»

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление
1.2 Государственное управление
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
1.4 Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления
1.5 Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления
Глава 2. Принципы государственного управления
2.1 Понятие принципов государственного управления
2.2 Классификация принципов государственного управления
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.16 Кб (Скачать документ)

Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны к  снижению роли федеральных субъектов  управления в соответствующей сфере  или отрасли управления, а с  другой мелочной опеке, к ограничению  самостоятельности нижестоящих  субъектов управления при осуществлении  оперативных функций управления.

Федеральные субъекты управления определяют приоритетные направления  развития соответствующих социальных сфер, разрабатывают и реализуют  комплексные программы, проводят научные  исследования, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в той или иной сфере управления, составляют и осуществляют республиканские  межрегиональные программы в  сфере управления. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы управления, учесть условия  и особенности субъектов федерации. Это достигается путем децентрализации  оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам  управления самостоятельности в  peшении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем региональном учреждении, организации, предприятии (объединении), трудовом коллективе.

Принцип сочетания централизации  и децентрализации организационно обеспечивается системой двойного подчинения объекту управления, т.е. подчиненностью по вертикали и горизонтали. По вертикали  обеспечивает необходимое единство в сложных вопросах, имеющих общегосударственное (общероссийское)значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные (региональные) условия и особенности при осуществлении управления.

Так, органы внутренних дел, осуществляя функции по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности, руководствуются в  своей деятельности не только законами, актами федеральных органов, но и  актами субъектов федерации, а также  актами органов местного самоуправления.

Централизация и децентрализация  реализуются также в сочетании  единоначалия и коллегиальности  в управлении. При выработке управленческого  решения руководитель должен считаться  с мнением специалистов, нацеливать их на разработку вариантов решений, производить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает его авторитет. Руководитель, чувствуя за собой поддержку коллектива, повышает взаимную взыскательность  и требовательность в коллективе за выполнение порученного задания.

Законность и дисциплина. Законность как принцип управления, исполнительной деятельности, означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами и объектами  управления законов и подзаконных  нормативных и иных актов государственных  органов. Законность выражается в обязанности  каждого субъекта и объекта управления действовать в установленных  пределах, т.е. в пределах своей компетенции. С принципом законности тесно  связана дисциплина.

Сущность дисциплины как  принципа управления состоит в исполнении обязанностей, возложенных на систему  управления, которые содержатся в  нормах и правилах, установленных  полномочными субъектами управления, а также в исполнении индивидуальных предписаний (актов) субъектов управления теми, к кому они адресованы. Государственная  дисциплина -- это добросовестное исполнение обязанностей по должности, а также обязанностей, Установленных полномочными государственными органами.

Соблюдение законности и  дисциплины составляет главное условие  эффективности управления. Нарушение  законности и дисциплины наносит  ущерб государству и обществу. Злоупотребление властью, должностным  положением и совершение иных противоправных действий влекут для субъекта управления установленную законом ответственность. Невыполнение предписаний, указаний, решений  может служить основанием для  привлечения объекта управления (исполнителя) к дисциплинарной или  иной ответственности.

Организационные принципы управления, исполнительной деятельности, включают в себя две группы.

К первой группе относятся  принципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения.

Отраслевой принцип выступает  в качестве ведущего в организации  аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или  иного вида управленческой деятельности образуются соответствующие органы и аппараты (службы, подразделения). Так, для осуществления управления той или иной отраслью формируется  специальный аппарат, орган исполнительной власти (министерство, департамент, служба). Отраслевой принцип обеспечивает единство государственной политики, проводимой в соответствующей отрасли, рациональное использование сил и средств, более эффективное внедрение  достижений науки и техники, единообразное  решение общих для всей отрасли  вопросов.

Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной  основе. Территориальный принцип  позволяет обеспечивать комплексное  развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе, регионе).

Линейный принцип. Его применение обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления. При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и где работа относительно не сложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных. В частности, линейный принцип положен в основу организации органов внутренних дел.

Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются  специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие  надведомственные функции управления. Применение функционального принципа обеспечивает

развитие межотраслевых  связей, решение вопросов, имеющих  общее значение для всех или многих отраслей управления, способствует достижению согласованности и необходимого единообразия в деятельности отраслевых систем управления. В соответствии с рассматриваемым принципом  формируются органы государственного управления, занимающие надведомственное положение и осуществляющие ту или иную межотраслевую функцию государственного управления (статистика, стандартизация, метрология, сертификация и др.). Эти органы наделяются соответствующими полномочиями. Их указания по вопросам, связанным с осуществлением своих функций, являются обязательными независимо от ведомственной подчиненности того или иного органа отраслевой компетенции.

Функциональный принцип  применяется также при сложных  структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать  все функции органа. В этих случаях  образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и  обеспечивающие функции -- кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа и др. Применение при создании структуры аппарата органа исполнительной власти функционального принципа позволяет руководителю разрешать конкретные вопросы через функциональные подразделения. Функциональный принцип обеспечивает специализацию труда, квалифицированное решение вопросов, повышает действенность контроля, упрощает работу руководителей. При этом важно, что функциональные аппараты оказывают управленческое воздействие на объект управления не непосредственно, а через руководителя органа, в состав которого они входят.

Принцип двойного подчинения. Как уже указывалось, этот принцип  обеспечивает сочетание необходимых  начал централизованного руководства  с учетом местных условий и  особенностей субъектов федерации, региональных органов исполнительной власти.

Во вторую группу организационных  принципов входят: рациональное распределение  полномочий между субъектами исполнительной деятельности, ответственность субъектов  этой деятельности за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.

Рациональное распределение  полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое  закрепление задач, обязанностей и  прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов  исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом  рационального распределения полномочий. За ненадлежащее исполнение служебных  обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности. Установление ответственности способствует повышению качества и эффективности  работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность руководителей к  подчиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.

Сочетание единоначалия и  коллегиальности выражается в том, что важнейшие вопросы исполнительной деятельности государства решаются коллегиальными органами исполнительной власти, например Правительством Российской Федерации ФКЗ «О Правительстве  Рф»,ст 5712., а вопросы текущего, оперативного характера, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единоначальными органами, скажем, министерствами. Сочетание коллегиальности и единоначалия проявляется также в единоначальном руководстве органом с коллегиальным обсуждением основных вопросов исполнительной деятельности на совещательном органе -- коллегии, оперативном совещании. Это позволяет избегать одностороннего, субъективного принятия решений. Орган информируют население, трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации (радио, телевидение, печать), государственные органы о своей деятельности, состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную (профессиональную) тайну, а также сведения затрагивающие честь и достоинство граждан, полученные в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом ФЗ «Об информации и информатизации»,ст 7..

Заключение

Завершая изучение проблематики курсовой работы, хотелось бы акцентировать  внимание на подводимых ниже итогах. Считаю, что целесообразно их рассматривать  в логической последовательности, соответствующей  содержанию курсовой работы. Итак:

1. Управление, понимаемое  в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно  может пониматься в качестве  механизма организации общественных  связей. В подобном смысле можно  говорить о том, что его задачи  и функции практически выполняют  все государственные органы, независимо  от их конкретного назначения, а также общественные объединения.  В качестве объекта управления  здесь выступает все общество  в целом, все варианты развивающихся  в нем общественных связей.

Социальное управление имеет  и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как  государственное управление, под  которым понимается разновидность  социального управления, с функционированием  которой традиционно связано  формирование особой правовой отрасли, а именно административного права.

2. Государственное управление -- организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства и др. Основным направлением ее является проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы - есть составная часть единого механизма государственной власти.

3. Понятие "государственное  управление" - более широкое по  сравнению с исполнительной властью.  Последняя в известном смысле  производная от государственного  управления. Исполнительная власть  по существу составляет содержание  деятельности по государственному  управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

4. Кроме государственного  управления, как уже отмечалось, существует местное самоуправление  и иное негосударственное управление, осуществляемое внутри различных систем, формирований, организаций, т.е. групп и коллективов людей, объединяемых по различным признакам и образуемых для достижения определенных целей. Государственное управление в отличие от негосударственного осуществляется от имени государства, для чего субъекты государственного управления наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями

5. Самостоятельной отраслью  управления в области социально-политической  деятельности является управление  внутренними делами. Управление  внутренними делами имеет свою  специфику, которая выражается  в правоохранительном характере  управления, направленном на соблюдение  гражданами законов и иных  нормативных актов; предупреждение  правонарушений; создание условий  физическим, юридическим и должностным  лицам для реализации их прав  и исполнения, возложенных на  них обязанностей, воспитание у  граждан правосознания, уважения  к закону.

6. Государственное управление  базируется на основных положениях -- принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс управления. Принципы управления образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. В системе управленческой, исполнительной деятельности они делятся на общие (социально-правовые) и организационные принципы.

Информация о работе Государственное управление