Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением»

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление
1.2 Государственное управление
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
1.4 Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления
1.5 Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления
Глава 2. Принципы государственного управления
2.1 Понятие принципов государственного управления
2.2 Классификация принципов государственного управления
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.16 Кб (Скачать документ)

Например, иногда склоняются к отождествлению исполнительной власти и государственного управления, утверждается, что это очень близкие по смыслу понятия, что административное право - право управленческое.

В таких рассуждениях и выводах есть много существенных неточностей. Во-первых, эти термины - не просто названия, а фундаментальные  категории, институты теории государственного управления и административного  права. Во-вторых, допускается определенная тавтология, ибо термины "управленческое" и "право" имеют единую корневую основу.

Более четкую позицию  занимает профессор Ю.М. Козлов Алехин А. П., Козлов Ю. М. Цит. соч. С 13.. Он полагает, что понятие "государственное управление" - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производив от государственного управления и далее.

Исполнительная  власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность. В этой части, однако, формулировка Ю.М. Козлова также близка к отождествлению государственного управления и исполнительной власти и несколько противоречит первой части его определений.-

Анализируя проблемы содержания государственного управления и его соотношения с исполнительной властью, необходимо хотя бы кратко остановиться на понимании этих проблем одним  из виднейших представителей российской административно-правовой науки, доктором юридических наук, профессором Борисом  Михайловичем Лазаревым, сформулированном в его последних крупных трудах: "Государственное управление на этапе перестройки" (М. 1988) и изданной под его руководством и при  его участии оригинальной монографии "Управленческие процедуры" (М., 1998): Б.М.Лазарев «Упраленческие процедуры» стр.22

Прежде всего Б.М. Лазарев отмечал, что в литературе получила распространение точка зрения о непрерывном расширении сферы государственного управления и повышении степени управляемости всех процессов, происходящих в обществе. Причем, подчеркивал Б.М. Лазарев, подобная позиция не оставляла места самоуправлению и саморегуляции в экономике и других сферах жизни. Не только на практике, но и в теории наблюдались вера во всесилие аппарата управления, попытки решить любую сложную экономическую или социальную проблему путем создания все новых и новых органов. В то же время реальное влияние аппарата на управляемых почти не изучалось. Государственное управление часто отождествлялось с текущим распорядительством, а другие формы и методы управления, особенно косвенные регуляторы, недооценивались. В ряде работ по сути дела прославлялись командно-административные, административно-нажимные методы.

Б.М. Лазарев, справедливо констатировал: "Юристы - патриоты правовых норм. Видимо, это, а также преобладание административных методов управления породило идею непрерывного расширения сферы правового регулирования общественных отношений. Само это регулирование на практике все чаще приобретало мелочный, казуистический, запретительный характер. Гипертрофированные формы приобрело ведомственное нормотворчество. Вправе образовались завалы, противоречащие потребностям поступательного развития общества. Увеличилось число и слишком общих предписаний, не обладающих реальной способностью регулировать поведение людей, деятельность предприятий, учреждений и организаций. Среди отраслей права, в наибольшей степени страдающих этими недостатками, можно смело назвать административное право. Вот почему так актуально исследование проблем оптимальных рамок и методов правового регулирования различных общественных отношений в сфере государственного управления".

Интересны и плодотворны  глубокие мысли и суждения Б.М. Лазарева о соотношении науки государственного управления и теории административного  права. Ученый считает, что различия в предметах этих двух наук вовсе  не количественные, а качественные. Наука государственного управления изучает его субъекты, государственную  управленческую деятельность и складывающиеся в ходе нее управленческие отношения, причем как урегулированные правом, так и не регулируемые им, а теория административного права имеет  своим предметом одну из отраслей права - административное право.

Далее, это замечания  и выводы Б.М. Лазарева о цикличности  государственного управления, о том, что на каждой стадии цикла субъект  управления и другие его участники  совершают ряд определенных, последовательно  сменяющих друг друга действий. Государственное  управление как исполнительно-распорядительная деятельность имеет в отличие  от правосудия более сложную структуру - состоит из многочисленных и разнообразных  видов нормотворческой, правоприменительной, юрисдикционной деятельности и т.д. Достойно внимания также его напоминание о формуле К. Маркса: процесс нельзя считать бессодержательной формой, формальностью, не имеющей никакой ценности, - один и тот же дух, утверждал К. Маркс, должен осуществлять процесс и материальный закон, т.е. процесс, будучи формой, имеет свою ценность; материальные и процессуальные нормы должны быть проникнуты определенным единством и др. Несколько позднее Б.М. Лазарев сформулировал общий вывод о понятии государственного управления как разновидности управления делами государства и социального управления. Ссылаясь на известную формулировку К. Маркса, что "администрация есть организующая деятельность государства К.Маркс Собрание сочинений.", Б.М. Лазарев полагал: в этом главное отличие государственного управления от других видов государственной деятельности.

Мы уже ранее  частично останавливались на этой проблеме. Подчеркнем вновь: организующая деятельность присуща не только государственному управлению; эта деятельность - неотъемлемый признак, свойство законодательного и  судебного видов государственной  деятельности, а также прокуратуры.

Б.М. Лазарев делает и такой вывод: "..государственное управление яв- ляется разновидностью управления государственными делами, а оно - раз- новидностью управления делами общества".

Ученый так определял  сущность и содержание государственного управления: оно имеет ярко выраженный организующий, исполнительно- распорядительный характер. Исполнительная его сторона  заключается реализации законов  и иных решений представительных органов.

Но эта исполнительная деятельность чаще всего является одновременно и распорядительной, так как предполагает издание органами государственного управления властных актов, охраняемых государственным принуждением.

Итоговое и обобщающее определение государственного управления было сформулировано Б. М. Лазаревым  как организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства и др.

Мы кратко проанализировали проблему соотношения государственного управления с исполнительной властью, представили обобщенный обзор позиций  и точек зрения авторов по этим актуальным для дальнейшего развития административного права Российской Федерации вопросам.

Несмотря на подчас существенные различия в подходах к  этим проблемам; в целом их авторов  во многом объединяет единство взглядов в целостной оценке характера  и содержания государственного управления, его соотношения с исполнительной властью.

По-видимому, целесообразно  шире и активнее участвовать в  разработке названных выше проблем  специалистам в области теории государства  и государственного управления, политологии  и социологии, экономики; конституционного и других фундаментальных отраслей права - финансового, гражданского, уголовного, а также комплексных правовых отраслей.

Словом речь идет о дальнейшем углубленном исследовании статуса и соотношения государственного управления и исполнительной власти, понимании значения этих научных  и учебных разработок для формулирования современной концепции административного  права.

Интересные и  плодотворные мысли по этим вопросам высказывали Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, Г.В. Атаманчук, К.С Вельский, другие ученые.

Их труды надо всемерно учитывать при разработке и формулировании обновленной концепции  административного права.

1.4 Соотношение государственного  управления, местного самоуправления  и иного негосударственного управления

Кроме государственного управления, как уже отмечалось, существует местное самоуправление и иное негосударственное управление, осуществляемое внутри различных систем, формирований, организаций, т.е. групп  и коллективов людей, объединяемых по различным признакам и образуемых для достижения определенных целей. Негосударственные объединения  имеют свои специфические уставные задачи, свое социальное назначение.

Государственное управление и местное самоуправление. Оба  вида управления обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране. Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации Конституция РФ,гл 8, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских насела пунктах и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно

Местное самоуправление осуществляется гражданами проведения референдумов, выборов, социологического опроса населения, а также в формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы.

Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.

Вместе с тем  местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местно самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Государственное управление и управление негосударственными объединениями (организациями). Повышению роли граждан  в социальном управлении способствуют:

- развитие рыночных  отношений;

- право граждан  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной, не  запрещенной законом коммерческой, экономической деятельности;

- право на объединения,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов;

- гарантированная  Конституцией свобода деятельности  общественных объединений;

Конституционное право граждан  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Практика выработала различные формы повышения активности граждан в социальном управлении. К ним относятся: негосударственные хозяйственные и социально-культурные объединения, общественные организации и другие формирования, которые управляются соответствующими негосударственными органами. Они близко соприкасаются с объектами государственного управления. Вместе с тем государственное управление отличается от негосударственного своим содержанием и назначением.

Государственное управление в отличие от негосударственного осуществляется от имени государства, для чего субъекты государственного управления наделяются соответствующими государственно- властными полномочиями. Негосударственное же управление осуществляется от имени той или иной негосударственной  организации, объединения. Полномочия субъектов этого вида управления, : как правило, распространяются только на членов соответствующих негосударственных формирований. Предписания субъектов негосударственного управления, как правило, не имеют государственно-властного характера.

Повышение роли и  активности негосударственных формирований в жизни общества вызывает необходимость  взаимодействия и соответствующей  координации действий этих формирований со стороны субъектов государственного управления. Последние ведают вопросами  регистрации негосударственных  объединений, выдачей лицензий (разрешений) на их функционирование, следят за соблюдением  ими налогового законодательства, осуществляют контрольные функции.

Субъекты государственного управления:

- взаимодействуют  с профессиональными и творческими  союзами, национальными, ветеранскими, женскими, молодежными, детскими, некоммерческими  организациями и фондами, другими  общественными организациями и  движениями, религиозными конфессиями, политическими партиями и движениями;

- содействуют обмену  информацией между государственными  органами и различными политическими  партиями и движениями, деловыми  кругами и политиками, учеными,  деятелями культуры;

- доводят политику  государства до общественных  объединений, религиозных конфессий, политических партий;

- способствуют  развитию некоммерческих организаций;

- организуют регулярные  встречи, «круглые столы», дебаты  с представителями общественных  объединений, деловых, научных,  религиозных, культурных, политических  кругов;

Информация о работе Государственное управление