Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа

Описание

Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением»

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление
1.2 Государственное управление
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
1.4 Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления
1.5 Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления
Глава 2. Принципы государственного управления
2.1 Понятие принципов государственного управления
2.2 Классификация принципов государственного управления
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.16 Кб (Скачать документ)

- разрабатывают  и реализуют совместно с партиями  и движениями цивилизованные  принципы политической жизни  в целях оказания позитивного  влияния на принятие решений;  формируют банк информации об  общественных объединениях.

Итак, негосударственное управление (местное самоуправление, управление делами общественных организаций и иных объединений) является одним из видов социального управления, который состоит в осуществлении целей и задач, предусмотренных уставами, положениями и иными нормативными актами о негосударственных, общественных формированиях. Субъекты государственного управления -- государственные органы -- взаимодействуют и сотрудничают с органами общественных формирований.

1.5 Управление внутренними делами  как самостоятельная отрасль  государственного управления

Государственное управление подразделяется на управление сферами  и отраслями. В управление сферами  входят вопросы общего, надведомственного характера (финансы, кредит, учет, статистика и т.д.)

К управлению в  отраслях относятся вопросы организации  деятельности однородных, объективно связанных между собой предприятий, учреждений, организаций и других объектов, функционирующих в той  или иной области социально-политической, социально-культурной, хозяйственной  деятельности государства.

Самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности является управление внутренними  делами. Оно же, как и управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления внутренними делами являются органы государства и их должностные  лица, наделенные соответствующими полномочиями, а также общественные формирования и граждане, участвующие в охране общественного порядка. Объектами  управления в отрасли являются граждане, группы, коллективы людей, государственные  органы и их служащие, предприятия, учреждения, организации.

Содержание управления внутренними делами составляет деятельность по реализации целей, задач и функций  управления, осуществляемую в установленных  формах и соответствующими методами.

Основная цель управления внутренними делами -- обеспечение  правопорядка в стране и законности, охрана прав, свобод и законных интересов  граждан, предприятий, учреждений, организаций  и других формирований з-он РФ «О милиции» № 1026-1 от 14.04 1991 г. с изм. и доп.. Следовательно, управление внутренними делами, являясь самостоятельной и специфической отраслью, выполняет значительную работу по реализации различных социальных мероприятий государства и общества. В этой связи оно может рассматриваться не только в качестве отрасли, но и сферы управления.

Управление внутренними  делами имеет свою специфику, которая  выражается в правоохранительном характере  управления, направленом на соблюдение гражданами законов и иных нормативных актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения возложенных на них обязанностей, воспитание у граждан правосознания, уважения к закону.

Управление внутренними  делами характеризуется также единоначалием  и высокой служебной дисциплиной. Органы внутренних дел организуют и  осуществляют охрану общественного  порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают общественную безопасность. Многие сотрудники органов внутренних дел обладают статусом представителей власти, наделены правом применять меры административного принуждения. Организация и деятельность органов внутренних дел помимо общего законодательства регулируется также специальными положениями, уставами, наставлениями.

Глава II. Принципы государственного управления

2.1 Понятие принципов государственного  управления

Для более глубокого понимания  сущности предмета административно-правового  регулирования -- государственного управления -- важно ознакомиться с основными принципами исполнительной, управленческой деятельности.

Понятие принципов. Государственное управление базируется на основных положениях -- принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.

Содержание принципов  объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными  в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должно строиться и  осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

Вместе с тем  некоторые принципы-идеи, оказывающие  регулирующее воздействие на управление, не находят своего закрепления в  законодательстве в виде соответствующих  формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для управления. К таким принципам-идеям  относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это -- социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполни- тельную деятельность субъектов управления.

Цели и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему  ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели -- это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, процесс управления. В принципах находят свое выражение требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений и способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений с субъектами и объектами управления.

Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако это  не означает, что они носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов  развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

Итак, принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Из основы выводятся все остальные  свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности такова и ее сущность.

2.2 Классификация  принципов государственного управления

Принципы управления образуют систему, в которой они так  или иначе связаны и взаимообусловлены. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением  всей системы принципов и каждого  из них в отдельности. Вместе с  тем выделение того или иного  принципа из системы дает возможность  конкретно определить роль каждого  принципа, что облегчает их практическое применение.

В системе управленческой, исполнительной деятельности делятся  на общие (социально-правовые) и организационные  принципы.

К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые  имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места то или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они основополагают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности.

Этими принципами являются: объективность, конкретность, активность, сочетание централизации и децентрализации, эффективность и дисциплина.

Объективность. Социальные процессы протекают в соответствии объективными законами развития общества. Поэтому от управления требуются  познание и умелое использование  активных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния  общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным тогда, когда  люди, познав объективные законы, сознательно  используют их, «заставляют служить» самым насущным интересам, следовательно, познание законов выступает в  качестве необходимой предпосылки  научного управления.

Принцип объективности требует  анализа и учета фактического состояния дел, учета трудностей и противоречий, существующих в социальной среде. Кроме того, важно учитывать  закономерности взаимодействия общества с природной средой, ибо природа, являясь важным источником средств к жизни, одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко неблагоприятно отражающиеся на ходе социальных процессов. Принцип объективности в управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия, закономерности развития общества. Субъективный фактор может играть важную роль в управлении лишь тогда, когда он опирается на учет объективных, реальных условий, на объективные закономерности общественного развития. Субъективизм в социальном, в том числе и государственном управлении приводит к волевым, волюнтаристским необоснованным решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению. Он может привести к бесполезной затрате сил и средств, вызвать дезорганизацию процессов управления, подорвать доверие к субъекту управления. Вместе с тем объективные законы общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей, не обеспечивают результативность управления. Использование законов заключается в том, чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей, использовать открытый закон во имя целей управления. Из сказанного следует, что использование законов общества представляет собой взаимосвязь объективных закономерностей и субъективных действий людей.

Таким образом, содержанием  принципа объективности являются изучение закономерностей общественного  развития, научное определение способов использования законов общества субъектом государственного управления (субъективным фактором) в целях  обеспечения оптимального управления, эффективной исполнительной деятельности государства.

Научность в управленческой, исполнительной деятельности выражается в применении научных методик  сбора, анализа-синтеза информации о состоянии объекта управления (сфер) отрасли управления. Для обработки  и хранения информации используются электронно-вычислительные машины. Научность  предполагает:

- анализ информации;

- выявление актуальных  проблем;

- прогнозирование;

- выработку оптимальных  вариантов разрешения проблемы;

- избрание наиболее эффективных  путей и средств выполнения  намеченных программ;

- комплексный, системный  подход к решению вопроса определения путей достижения целей исполнительной деятельности, которые позволили бы их достигнуть при наименьших затратах сил и. средств;

- оптимальное определение  и правовое закрепление функциональных  обязанностей работников;

- совершенствование структуры  аппаратов и служб органов  исполнительной власти;

- научную организацию  труда в органах исполнительной  власти, использование автоматизированных  систем управления и других  научно-технических средств.

Принцип объективности  предполагает использование выводов  и рекомендаций науки в повседневной управленческой практике, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическую объективную оценку последствий принимаемых решений для того, чтобы своевременно выявить и применить все положительное, оправдавшее себя на практике, а также творчески использовать отечественный и зарубежный опыт организации управления.

Конкретность. Объективные  закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов  управления относит принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в  осуществлении управления применительно  к конкретным жизненным обстоятельствам  с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной  информации как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.

Достоверная информация позволяет  установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и  определить в соответствии с этим цели и действия людей, т.е. конкретизировать пути и средства достижения целей  управления.

Эффективность. Суть данного  принципа заключается в том, чтобы  достигнуть целей управления при  наименьших затратах сил, средств и  времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, культура, безопасность, оборона, внутренние дела и т.д., связано с материальными  и духовными ценностями, финансовыми  и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям  эффективности, которые применяются  на практике, обычно относят размеры  затрат, сроки выполнения задач, сроки  окупаемости и др.

Требования данного принципа управления состоят в оптимизации  решений, т.е. в разработке различных  вариантов решений, их сопоставлении  и выборе наилучшего варианта. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и исследовать  варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут  к достижению цели при наличии  находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств. Кроме  того, эти варианты должны учитывать  внешние и внутренние условия, возможно больший круг возбуждающих воздействий  среды функционирования на систему  управления, социальные последствия  того или иного решения, а также  интересы работников, принадлежащих  к системе управления.

Наряду со средствами оптимизации управления большое  значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установления ответственности за результаты своей работы.

Эффективность являет собой, таким образом, важный принцип  государственного управления, исполнительной деятельности, который обеспечивает оптимальное функционирование системы управления, способствует решению задач, стоящих перед субъектом управления, достижению намеченных целей управления.

Сочетание централизации  и децентрализации. Этот принцип  имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик в составе России, краев, областей, округов, ropoдов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции, Конституция РФ, гл.3Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Информация о работе Государственное управление