Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь, причем особую значимость в данном контексте представляют исполнительно-распорядительные институты государственной власти, их внутреннее содержание, так как посредством их деятельности происходит упорядочение общественных отношений в той или иной сфере .Вопросы, связанные с «государственным управлением»
Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
1.1 Общее понятие управления. Управление как социальное явление
1.2 Государственное управление
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
1.4 Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления
1.5 Управление внутренними делами как самостоятельная отрасль государственного управления
Глава 2. Принципы государственного управления
2.1 Понятие принципов государственного управления
2.2 Классификация принципов государственного управления
Заключение
Список нормативных актов и литературы
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х годов.
Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.
По существу, на
подобной основе строится государственный
аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих
государственную власть. Соответственно
в рамках этого аппарата происходит
«разделение труда» по осуществлению
государственных задач и
Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:
а) государственное управление -- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
б) государственное
управление -- деятельность исполнительно-
в) государственное управление -- прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
г) государственное управление -- исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
д.) государственное управление -- подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.
В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, т.е. Советов различных уровней.
В своих основных
организационных проявлениях
Исполнительно-распорядительную деятельность практически ocyществляли не все государственные органы, а лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной или правоприменительной функции. Здесь виден специфический вариант проявления государственной власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.
Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего -- государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы - есть составная часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и распорядительных органов государственной власти». Все иные органы государственного управления (как, впрочем, и судебные органы) вроде бы не имели никакого отношения к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности. Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, поскольку именно они реализовали в различных правовых и организационных формах полномочия государственно-властного характера.
Второе обстоятельство
связано с тем, что, как это
уже отмечалось при общей характеристике
социального управления, последнее
во всех своих проявлениях органически
связано с упорядочивающим
Суть данной проблемы
заключена в следующем. Управление
различными сторонами государственной
и общественной жизни не является
исключительной функцией исполнительного
аппарата государства; в этом процессе
активно участвуют и другие субъекты
единой государственной власти. При
этом главное в содержании управляющего
воздействия состоит не столько
в принятии соответствующих решений(
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г.Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, т.е. государственное содержание; государственное управление осуществляет функция текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению .
1.3 Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
Рассмотрим далее вопрос об исполнительной власти как специфической ветви в системе разделения властей и его значение для всестороннего понимания «государственного управления».
Конституция РФ четко
выделяет исполнительную власть в системе
разделения властей, устанавливает
самостоятельность органов
Думается, что в Конституции РФ юридически не совсем четко говорится о какой-то единой системе, которой по существу нет на самом деле. Речь, по-видимому, должна вестись о нескольких системах или подсистемах. Причем применительно к органам законодательной власти этот тезис недостаточно применим, если вообще подходит, и следует иметь в виду статус и совокупность, а также взаимоотношения органов законодательной власти РФ и субъектов РФ. Приступая к анализу такого сложного, комплексного и многогранного феномена, как исполнительная власть, обратимся к пониманию этого фундаментального института в коллективном труде.
Выделим некоторые итоговые определения, сформулированные в этом труде.
И.Л. Бачило, например, полагает: "Государственное управление можно характеризовать как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития" И.Л. Бачило «Исполнительная власть» ,стр.32.(с. 28-29). И далее следует обобщающее определение исполнительной власти:
"Это подсистема,
ветвь государственной власти, осуществляющая,
исполнительно-
В этом определении привлекает выделение по существу конституционно-правового аспекта исполнительной власти - подсистема, ветвь государственной власти (ст. 10, Конституции РФ).
Вместе с тем,
некоторые формулировки в приведенном
определении требуют
Например, свой подход
и специфическое понимание
Само назначение рассматриваемой власти - исполнительная - говорит о том, что ее задача -исполнять предписания представительной власти в лице законов, указов и иных правовых актов.
Но почему предписания
только представительной власти? А
какую роль играют в этом процессе
предписания судебной власти, например,
постановления Конституционного Суда
РФ? Следует одновременно согласиться
с мнением авторов, что кота эти
взаимоотношения строятся на основе
принципа разделения властей, не должно
допускаться возможности
Авторы высказывают свое понимание особенностей исполнительной власти в плане ее сущности, содержания в сравнении с представительной и судебной властями. Причем, ссылаясь на известное и емкое определение К. Маркса: "Администрация есть организующая деятельность государства", - они делают акцент на организационной стороне деятельности исполнительной власти.
Однако организационное начало присуще также деятельности представительных, законодательных органов. Например, Федеральное Собрание РФ, принимая федеральные законы по сферам и отраслям управления (в экономической, социальной и правоохранительной сферах, в области административно-политической деятельности), активно участвует «организации руководства и управления сферами и отраслями общественной жизни. Государственная Дума непосредственно осуществляет организационные функции по формированию и направлению деятельности исполнительной и судебной власти. Совет Федерации решает организационные по своему характеру вопросы: о назначении выборов Президента РФ; о назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; о назначении на должность и об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.
Трудно согласиться с мнением авторов, что хотя целесообразность и является конституционным принципом, но действует она только внутри системы исполнительной власти. Данный вывод весьма спорен, поскольку целесообразность - глобальный принцип организации и деятельности государства, систем и органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
В литературе высказаны далеко не однозначные мнения о соотношении государственного управления и исполнительной власти.