Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:19, курс лекций
Группа – это несколько человек, которые взаимодействуют друг с другом, при этом каждый из участников группы как оказывает влияние на других, так и воспринимает их влияние и ощущает его на себе.
В организации по воле ее менеджмента создаются многочисленные формальные группы, ориентированные на решение конкретных задач или выполнение конкретных функций в соответствии с принципом разделения труда. В организации существует три основных типа формальных групп: группы менеджеров, производственные группы, комиссии (советы, команды, комитеты)[28].
4.2.2. Руководство, лидерство и власть: соотношение понятий
Руководство можно определить как процесс реализации способности индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.
Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает распределение ролей управления и подчинения.
В зарубежных учебниках по менеджменту руководство часто трактуется как синоним лидерства и наоборот. Например, определение Р. Дафта гласит: «Лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей» [12].
Контекст определения лидерства в другом уважаемом учебнике[28] также позволяет предположить, что авторы не различают понятия «руководство» и «лидерство»:
«Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» [28].
В универсальном словаре английского языка «руководство» выражается двумя словами: «guidance» и «leadership». В управленческом контексте используется только «leadership».
Существует ли понятийная грань между руководством и лидерством? Может быть, это действительно синонимы?
Если рассматривать руководство не как способность, а как процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей, то
лидерством следует считать характеристику менеджера, показывающую, насколько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и меньшей степени. Ведь кроме формального лидера может быть еще и неформальный, который ни при каких условиях не будет формальным! Пример: Менеджер, являясь формальным лидером коллектива, может не быть его неформальным лидером, и, если это так, то большим руководителем, то есть более способным влиять на людей, может оказаться неформальный лидер.
Когда ставят знак равенства между руководством и лидерством, то, скорее всего, имеют в виду не лидерство, а лидирование, то есть процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. В этом смысле руководство и лидирование – процессы, а значит, в рассматриваемом контексте – синонимы.
Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.
Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на других людей.
Лидерство можно определить как степень умелости применения такого инструмента как власть.
Таким образом, метафорически эти три понятия соотносятся следующим образом:
Руководство – технология, власть – инструмент, лидерство – умелость применения этого инструмента менеджером.
4.2.3. Стили руководства
Существуют различные теории руководства. Из теорий руководства возникают различные его стили.
Под стилем руководства следует понимать характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления людьми.
Существует три основные теории руководства:
1. Подход с позиций личных качеств (личностная теория, теория великих людей).
2. Поведенческий подход. Эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными.
3. Ситуационный подход. При объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом.
Согласно теории подхода с позиций личных качеств, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для руководителей личных качеств. Некоторые из этих качеств:
уровень интеллекта и знаний
впечатляющая внешность
честность
здравый смысл
инициативность
социальное или экономическое образование
высокая степень уверенности в себе [ 28]
Владение этими качествами означает, что перед нами – руководитель.
При использовании поведенческого подхода эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными. Существует несколько теорий или моделей в рамках поведенческого подхода.
1. Автократичное и демократичное руководство. Стили:
Авторитарный стиль. Для руководителя, который придерживается данного стиля, характерны следующие черты поведения и отношения к подчиненным:
Важен только результат
Мотивация подчиненных основана на беспрекословном подчинении
Подчиненные не привлекаются к управлению
Жесткая требовательность
Демократический стиль:
Важны и результаты, и способы достижения
Мотивация основана на удовлетворении как материальных, так и нематериальных потребностей
Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению
Требовательность в сочетании с доверием
Либеральный (клубный, попустительский) стиль:
Результаты не важны
Мотивация практически отсутствует
Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении
Низкая требовательность
2.Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке (Рэнсис Лайкерт, Мичиганский университет). Стили:
Руководитель, сосредоточенный на работе (ориентированный на задачу). Думает только о задаче и производительности труда и практически не думает о людях.
Руководитель, ориентированный на человека. Повышение производительности труда должно достигаться путем совершенствования человеческих отношений.
В рамках поведенческой теории разработана так называемая управленческая решетка или координатная сетка управления. Ее разработали Р.Блэйк, Дж.Моутон из Техасского университета. Она основана на двух координатах: степень учета интересов людей (внимание к людям) и степень учета интересов производства (внимание к производству). Каждая координата шкалирована девятью баллами (рис. 14).
Обедненное управление (1,1) – минимальные усилия по выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к организации
Управление загородным клубом (1,9) – повышенное внимание к потребностям сотрудников, направленное на установление хороших взаимоотношений, дружественной атмосферы и ускорения сроков выполнения работ
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Управление командой (9,9) – исполнение рабочих заданий достигается за счет высокого вовлечения сотрудников: взаимозависимость за счет общей работы в интересах организации ведет к взаимоотношениям доверия и уважения
Организационное управление (5,5) – нормальная работа организации обеспечивается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием здорового морального духа коллектива
Управление «власть-полномочия» (9,1) – эффективность результатов достигается за счет создания таких условий труда, когда роль человеческого фактора минимальна
Ситуационный подход заключается в том, что при объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом. В рамках ситуационного подхода разработаны четыре модели лидерства.
1. Ситуационная модель руководства Фреда Фидлера. Эта теория объединяет стили руководства и организационные ситуации. В конкретную ситуацию надо помещать руководителя, индивидуальный стиль которого соответствует характеру ситуации. Производится диагностика как стиля руководства, так и организационной ситуации. Основные стили руководства по этой теории: руководитель, ориентированный на задачу; руководитель, ориентированный на взаимоотношения. Ситуация характеризуется взаимоотношениями между руководителем и подчиненными (хорошие-плохие), структурой задачи (структурирована – не структурирована), должностной властью руководителя (большая - ограниченная).
Параметр ситуации | Значение параметра ситуации | |
Взаимодействие «руководитель – подчиненные» |
Хорошие |
Плохие |
Структура задачи | Структурированная | Не структурированная |
Должностная власть руководителя | Большая | Ограниченная |
Из матрицы можно определить варианты ситуаций:
1. Хорошие – структурированная – большая
2. Хорошие – структурированная – ограниченная
3. Хорошие – не структурированная – большая
4. Хорошие – не структурированная – ограниченная
5. Плохие- структурированная - большая
6. Плохие- структурированная - ограниченная
7. Плохие- не структурированная – большая
8. Плохие - не структурированная - ограниченная
Варианты 1-2 характеризуют ситуацию как очень благоприятную, варианты 3-6 как среднюю и варианты 7-8 как очень неблагоприятную.
В очень благоприятной и очень неблагоприятной ситуации наиболее эффективным будет руководитель, ориентированный на задачу. В средней ситуации наиболее эффективен руководитель, ориентированный на взаимоотношения.
2. Подход Теренса Митчелла и Роберта Хауса «путь-цель». Согласно этой теории существуют четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие (партисипативный) и стиль, ориентированный на достижение. В табл. 3 приводятся характеристики перечисленных стилей.
Ситуационными факторам в этом подходе являются:
Личные качества подчиненных.
Требования и воздействия со стороны внешней среды.
3. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланшара. Согласно этой теории, самые эффективные стили руководства связаны с достигнутым подчиненными уровнем «зрелости». Зрелость – способность нести ответственность, желание достичь поставленной цели, образование и опыт в решении задачи (табл.4).
Стили | Характеристики |
поддержки | Руководитель старается сделать труд подчиненных более приятным, общается как с равными и демонстрирует дружелюбие |
инструментальный | Руководитель сообщает подчиненным, что он от них хочет, дает конкретные указания, что и как надо сделать. Роль руководителя понятна всем |
поощряющий участие (партисипативный) | Руководитель делится информацией, использует идеи подчиненных для принятия решений группой |
ориентированный на достижение | Руководитель ставит довольно напряженную цель, ожидая, что подчиненные будут работать в полную меру своих возможностей. При этом он вселяет в подчиненных уверенность что они способны работать высокоэффективно |
Информация о работе Групповая динамика и руководство. Эффективность менеджмента