Групповая динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование групповой динамики и лидерства и влияние их на эффективность деятельности организации.

Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

исследовать управление в социальных группах и их разновидность, а также выявить факторы, влияющие на эффективность работы группы;

исследовать феномен лидерства, рассмотреть концепции лидерства;

исследовать роль лидера и руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации.

Объектом изучения является влияние групп на деятельность организации. Предмет исследования - роль лидера на эффективность работы группы в целом и каждого отдельного сотрудника.

Работа состоит из  1 файл

Динамика групп и лидерство_0.docx

— 142.40 Кб (Скачать документ)

       Человек, поработавший на компанию непродолжительное  время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении  какого-нибудь проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной компании. То же самое относится и к руководителю отдела, статус которого может быть ниже вице-президента. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

       Роли  членов группы: критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основных направленности ролей для создания, нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы.

       Итак, на эффективность работы группы влияют ряд факторов, которые организации  надо учитывать. Все факторы взаимосвязаны  и вытекают один из другого и оказывают влияние на поведение отдельной личности, а следовательно и на всю группу, будет ли она работать на достижение целей организации или на противодействие им.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Основы  лидерства

           2.1 Понятие и значение лидерства

       Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: ведущий, руководитель; корабль, возглавляющий группу, караван судов; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

       В учебнике  «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури  дается следующее определение лидерства: « способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации».

       Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Лидерство как процесс  предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на  членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.

       Исходя  из этого, широкое понимание лидерство включает:

влияние на постановку целей и определение  стратегии развития;

влияние согласованного поведения  на достижения целей;

влияние на групповую поддержку;

влияние на организационную культуру.

       С позиции процесса лидерство считается  наиболее приемлемым  как понятие к менеджменту.

       Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К  наиболее существенным их них относятся следующие:

физическая  и эмоциональная выносливость. Лидерство  –это тяжелая работа, поэтому лидер  должен обладать выносливостью значительно  выше среднего;

понимание назначения организации и направления  ее деятельности. Лидер должен иметь  цели и воодушевлять других на их достижение;

энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются  «одержимыми» Их энтузиазм так или  иначе трансформируется в господство и влияние;

дружелюбие  и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних;

профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать  проблемы вызывают расположение к ведомым;

порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие;

       В теории лидерства выделяют различные  виды данной категории управления. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное:

формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;

неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями.

       Обязательное  условие  лидерства  -  обладание  властью  в  конкретных

формальных  или неформальных организациях самых  разных уровней и масштаба  от государства  и  даже  группы  государств  до правительственных  учреждений, местного самоуправления  или  народных  и  общественных  групп  и  движений. Формализованная  власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех  случаях лидер  имеет социальную и психологическую,  эмоциональную  опору  в  обществе или в коллективах людей, которые  за ним следуют.

       В зависимости от микро- и макро- уровней  управления лидерство различают  как микролидерство (микролидер) и  макролидерство(макролидер).

 микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление реактивно и ситуативно;

 макролидер ориентирован на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.

       Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

       Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей  цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве  этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные  задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации  имеет и слабые стороны:

проведение  организационных изменений зависит  только от мнения всего одного человека;

достигнув цели, лидер стремиться сохранить  свою власть, что не всегда соответствует  интересам остальных членов организации;

уход  лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

       В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

видение ситуации в целом;

способность к коммуникациям;

доверие сотрудников;

гибкость  при принятии решений.

       Таким образом, лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

       2.2 Традиционные концепции лидерства 

       Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

       В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948г и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера [2]:

ум или интеллектуальные способности,

господство или преобладание над другими;

уверенность в себе;

активность и энергичность;

знание дела.

       Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями.

       Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения или действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и во время признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

       Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение   привело  к  выделению   четырех  групп  лидерских качеств, физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, к личностные деловые (табл.12.2).

       К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером.

       Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

       Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

       Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функции. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в  поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или  ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

       Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства. 

Информация о работе Групповая динамика