Характеристика процесса принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть характеристики процесса принятия управленческих решений и разработать рекомендации по принятию управленческих решений.
Задачи работы:
Рассмотреть понятия и виды УР.
Рассмотреть процесс и модели принятия управленческих решений.
Разработать тренинг по принятию управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении 8
Модели принятия решений. Характеристика процесса принятия управленческого решения.. 14
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
Кейсы на принятие управленческих решений 25
Практические рекомендации по принятию управленческих решений 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Работа состоит из  1 файл

курсова по СиПУ.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

   11. По степени достижения целей [12]:

  • допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
  • оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
  • эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

   Фатхутдинов Р. А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам [17]:

  • стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
  • подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
  • сфера действия (технические, экономические, политические);
  • цель (коммерческие, некоммерческие);
  • ранг управления (верхний, средний, нижний);
  • масштабность (комплексные, частные);
  • организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);
  • продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);
  • объект воздействия (внешние и внутренние);
  • методы формализации (текстовые, графические, математические);
  • повторяемость (разовые и повторяющиеся);
  • формы отражения (план, программа, приказ, указание);
  • сложность (стандартные и нестандартные);
  • способ передачи (вербальные, письменные, электронные) [17].
 

   1.2. Модели принятия решений. Характеристика процесса принятия управленческого решения

   Модели  принятия решений.

   Термин  «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается [12]:

  • представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;
  • образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;
  • устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;
  • образец, служащий эталоном.

   Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны для исследования.

   В управлении модели используются для  обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие средства, задание направления для выбора наиболее эффективного варианта решения [12].

   Число всевозможных конкретных моделей также  велико, как и число проблем для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.

   По  общему целевому назначению модели делятся на:

  • теоретико-аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;
  • прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.

   По  степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на:

  • макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;
  • микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы [12].

   По  конкретному предназначению, т. Е. по цели создания и применения, выделяются модели:

  • балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования;
  • трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы;
  • оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;
  • имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов [12].

   По  учету фактора времени модели подразделяются на:

  • статические, в которых все зависимости отнесены к одному моменту времени;
  • динамические, описывающие экономические системы в развитии.

   По  учету фактора неопределенности модели распадаются на:

  • детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;
  • стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора [12].

   По  характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого  в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.

   По  типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам выделяют модели:

  • дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;
  • нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях.

   Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей  и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений  со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации [12]

   Характеристика  процесса принятия управленческих решений.

   Подготовка  и принятие решений в процессе управления представляет набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Благодаря этому возможно построить общую схему выработки научно обоснованных управленческих решений, опирающуюся на принципы системного подхода и методы системного анализа. Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации [13].

   Общая процедурно-технологическая схема  принятия управленческих решений

  1. Выявление, анализ, диагностика проблемы.
  2. Формирование целей и задач решения проблемы с учетом ограничений.
  3. Анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений.
  4. Моделирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов.
  5. Выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора.
  6. Принятие управленческого решения.
  7. Доведение принятого решения до исполнения.
  8. Управление реализацией решения [13].

   Разработка  и принятие управленческого решения  обычно инициируются возникновением проблемы, относящейся прямо или косвенно к объекту управления. Ощущение проблемы, возникшее в результате наблюдения за процессом управления, — сигнал для руководителя, руководства о необходимости приступить к поиску путей, способов действий, позволяющих в полной мере или частично решить данную проблему. Под проблемой в самом общем случае понимается несоответствие между реальным, наблюдаемым состоянием управляемой системы и желаемым, нормативным состоянием [13].

   Наиболее  типичные проблемы, возникновение которых  приводит к необходимости принятия управленческих решений:

  • состояние управляемого объекта и протекающих в нем процессов пришло в несоответствие с целями его деятельности, зафиксированными в законах, планах, программах, положениях, уставах;
  • функционирование объекта, показатели его деятельности противоречат нормам, стандартам, требованиям, что угрожает потерей устойчивости;
  • изменились потребности в продукте деятельности объекта, трансформировалась ситуация на рынках, в связи с чем необходимо внесение изменений в функционирование объекта;
  • возникла непредвиденная чрезвычайная ситуация, резко изменились условия во внешней среде;
  • появились новые потенциальные возможности значительного улучшения состояния и деятельности объекта;
  • приняты решения вышестоящих органов, обязывающие внести принципиальные изменения в деятельность объекта управления, провести предписанные этими органами мероприятия.

   Специалисты в области управления справедливо  отмечают, что своевременно и верно  определить проблему — значит наполовину решить ее. Поэтому обнаружение проблем, проникновение в их сущность и верное толкование — неотъемлемая часть процесса принятия решений [13].

   С учетом того факта, что управленческие решения теснейшим образом связаны  с проникновением в сущность проблем, наличие которых инициирует сам процесс решения, очевидна необходимость не только выявления наличия проблемы, но и ее диагностики. Диагностика призвана установить природу проблемы, ее содержание, степень настоятельности, связь с другими проблемами, виды и масштабы опасностей, проистекающих из проблемы. Диагностика опирается на изучение, анализ, исследование симптомов проблемы, то есть наблюдаемых признаков, свидетельствующих о ее наличии.

   Следует избегать опасности смешения проблемы и ее симптомов. Проблема чаще всего  характеризуется целым рядом признаков, симптомов, дающих основание предполагать ее наличие, при этом лишь отдельные симптомы позволяют обрести уверенность в существовании проблемы и в ее истинной сущности. И надо стремиться устранить не симптомы проблемной болезни, а вылечить саму болезнь, чем и является решение проблемы [13].

   Заметную  роль в выявлении и анализе  проблем, требующих решения, играет используемая информация, получаемая внутри анализируемой системы или  вне ее. Наряду с требованиями к  количеству и качеству получаемой информации не меньшее значение имеют ее состав и представительность. Общеизвестно, что избыточность информации столь же вредна, как и ее недостаточность. Еще более важно обладать нужной информацией, непосредственно относящейся к делу, к исследуемой проблеме, такую информацию в теории управления называют релевантной. Для получения релевантной информации приходится прибегать к процессам фильтрации всех полученных данных на предмет отбора только тех, которые напрямую связаны с возникновением и сутью анализируемой проблемы.

   Основными источниками информации, используемой и процессе установления проблем, подготовки и принятия решений, служат внутренние и внешние отчетно-статистические данные, научная литература, обзоры, законодательно-нормативные акты, положения, инструкции, зарубежные аналоги, экспертные оценки, установки лиц, принимающих решения [13].

   На  втором этапе процесса выработки  и принятия решений необходимо сформировать и сформулировать цели и задачи подготавливаемого  решения.

   Из  четко поставленной цели более явным образом прорисовываются и задачи. Одновременно на формулировании целей и задач поневоле сказываются психология и интересы лиц, участвующих в анализе, подготовке, выработке решения и, тем более, его принятии.

   Совокупность  ограничений, которые должны быть соблюдены при постановке целей и задач, выборе и принятии решений, образует область допустимых решений. В пределах этой области должен производиться поиск вариантов, альтернатив, рассматриваемых на последующих этапах процесса принятия решений [13].

   Отметим, что несоблюдение ограничений служит одной из главных причин принятия заведомо неэффективных, нереальных, а  то и просто ошибочных управленческих решений. Первопричина подобного несовершенства в том, что на этапах подготовки и  поиска рациональных решений ограничительные условия не анализируются, не учитываются в полной мере или просто не принимаются во внимание. Корректно организованный, рационально поставленный процесс выработки и принятия управленческих решений должен предусматривать формулирование и анализ ограничений, формирование зоны существования допустимых решений [13].

Информация о работе Характеристика процесса принятия управленческих решений