Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:54, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть характеристики процесса принятия управленческих решений и разработать рекомендации по принятию управленческих решений.
Задачи работы:
Рассмотреть понятия и виды УР.
Рассмотреть процесс и модели принятия управленческих решений.
Разработать тренинг по принятию управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении 8
Модели принятия решений. Характеристика процесса принятия управленческого решения.. 14
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
Кейсы на принятие управленческих решений 25
Практические рекомендации по принятию управленческих решений 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Вопрос 2. Как правильно нужно было устанавливать с ним взаимодействие, чтобы подобных эксцессов не происходило?
1.
Директору по персоналу нужно
было продемонстрировать
2. Директор по персоналу ни в коем случае не должен был сообщать о финансово-экономических параметрах исполнения проекта «Конференция», в частности, проведена ли оплата типографских работ и пр. Такие же рекомендации директор по персоналу должен был дать и другим сотрудникам «Ирлайн», владеющих данной информацией и имеющих корпоративные коммуникации с Олегом, объяснить уровень компетенций Олега.
3.
Директор по персоналу должен
был периодически, как и в отношении
других сотрудников, проявлять
интерес к его
Вопрос 3. На каком этапе приема специалиста на работу нужно остановиться и оценить все риски?
Если говорить о рисках, то для начала нужно признать, что еще перед непосредственно наймом специалиста, обычно всегда уже есть риски проектные, в соотношении «бюджет проекта - требуемый результат - время проекта»). Для директора по персоналу важно добавить в это соотношение параметр «персонал» (сотрудники).
Тут директору по персоналу нужно остановиться и подумать в первую очередь.
Например, если бюджет проекта − переменная величина, требуемый результат − константа, время − константа, нужно балансировать величины «бюджет» и «сотрудник» в сторону уменьшения бюджета до тех пор, пока риск ущерба требуемому результату минимальный.
Если данная квалификация сотрудника не позволяет получить в указанное время требуемый результат (риск максимальный), нужно увеличить переменную «бюджет» для найма достаточно квалифицированного сотрудника, чтобы сократить риск неполучения требуемого результата к минимуму. Разумеется, такие вычисления директор по персоналу делает в тесной связке с руководителем соответствующего отраслевого департамента или отдела.
Очевидно, что это этап начала поиска кандидата. Для успеха найма, директор по персоналу должен понять для чего и как именно будет работать нанятый сотрудник.
Во вторую очередь, непосредственную оценку нужно проводить после каждого собеседования конкретного кандидата.
Рассматривать необходимо прошлое кандидата, сколько, как часто и по каким причинам менял нанимаемый кандидат место работы. Что служило причиной ухода и поиска новой работы. Опять-таки в соотношении с тем, как кандидат представляет эти данные, что его смущает в разговоре, о каких частях он намерен рассказывать свободно и открыто, а о каких предпочитает умолчать.
В плане баланса, если после нескольких собеседований у директора по персонала возникли противоречия в балансе «бюджет – результат – время - сотрудник», ему следует пересмотреть отдельно баланс «бюджет-результат-время», обсудив его с руководителем соответствующего структурного подразделения.
Третий этап оценки и снижения рисков приходится на момент выработки юридических параметров взаимоотношений работодателя и работника посредством заключения договора и использования внутрикорпоративных стандартов качества (например, должностных инструкций), утвержденных руководством компании. На данном этапе «останавливаться», как это сказано в вопросе, уже поздно. Нужно минимизировать риски работодателя в отношениях с нанимаемым сотрудником с учетом его обязанностей на производстве, в рамках действующего Законодательства и без нарушения основных общепринятых моральных принципов, культивируемых в компании.
Кейс 2 «Неприятное соседство» [2].
Описание проблемы:
Детский сад «Ромашка» появился в районе всего шесть лет назад, но быстро завоевал репутацию элитного заведения. Внимательный и квалифицированный персонал, отличные классы, комфортабельные спальни, бассейн, огромное количество разных игр и игрушек, грамотная современная программа развития детей… И при этом не заоблачная цена. С одной стороны садик граничил с парком, с другой был пустырь, заросший травой и кустарником, а от неизбежной дороги его отделяла полоса метров в сто, так засаженная деревьями, что дороги из окон видно не было, а шум почти не доносился. Весьма удачное расположение.
Родители не только этого района, но и соседних, оценили предлагаемые условия, и в садик выстроилась очередь желающих. Чтобы гарантировано устроить своего ребенка в детский сад «Ромашка», родители записывались в очередь сразу после выписки из роддома.
Но
однажды персонал детского сада увидел,
что пустырь активно
Вадим Петрович Максимов, директор, владелец и создатель детского сада, выяснил, что разрешение на строительство АЗС на этом месте дали городские власти. Нужно ли говорить, что родители такому соседству не обрадовались? Жалобы от родителей и требования разобраться посыпались на дирекцию «Ромашки» как из рога изобилия. Директор с заместителями долго думали, что можно сделать, потом проводили различные экспертизы (ведь строительство АЗС на таком расстоянии от детского сада нарушает закон) и собирали результаты для подачи заявления в суд, ибо договориться мирно с новым соседом о переносе стройки не получилось. Но родители не стали ждать окончания длительного процесса и быстро забрали своих детей из «Ромашки». Беспокойство за здоровье малышей пересилило все прочие достоинства элитного садика. Некогда процветающая компания оказалась на грани банкротства.
Вопросы к кейсу:
Решение:
Описанная в кейсе ситуация носит все признаки кризисной для бизнеса, и залог ее успешного решения – быстрота реакции и четкость предпринимаемых действий. В идеале руководители детсада «Ромашка» должны были отслеживать все, что происходит в их районе и в городе с точки зрения риска для ведения бизнеса. Наверняка, решение городских властей об отводе земельного участка на пустыре рядом с детсадом на каком-то этапе стало публично известным (слушания в мэрии, объявления, информация в новостях и т.п.), а, получив такую информацию и тут же начав действовать, можно было устранить проблему до того, как она выросла до угрожающих масштабов.
Тем не менее, даже в описанной ситуации бизнес можно отстоять, если действовать быстро и слаженно, но без паники. Первое, что должен был сделать директор «Ромашки» после появления спецтехники на пустыре, – подойти к руководителю работ в присутствии свидетелей (из числа персонала) и поинтересоваться, что происходит, а также попросить предъявить документы на строительство. Если строители отказываются разговаривать, можно получить информацию и другим путем, связавшись с властями района или же просто вызвав милицию, которая проверит документы и объяснит заявителю, что происходит и почему.
После получения данных о ситуации нужно попытаться найти компромисс с заказчиком строительства. Хоть это и маловероятно, попробовать договориться стоит. Шансы на успех велики, если среди воспитанников детсада есть дети сотрудников заказчика стройки, которые помогут договориться. Тем не менее, надеяться на компромисс особо не стоит, и потому параллельно следует поручить юридической фирме, обслуживающей детсад, либо же юрисконсульту «Ромашки» в максимально сжатые сроки провести экспертизу легитимности строительства и подготовить четкий вердикт, какие положения и каких законов (норм, постановлений и т.д.) нарушает строительство АЗС рядом с дошкольным детским учреждением. После подготовки такого вывода поручаем им готовить исковое заявление в суд.
Если компромисс с застройщиком найти не удалось, конфликт нужно незамедлительно выносить в публичное поле. Первым шагом станет созыв внеочередного родительского собрания, на котором нужно честно рассказать родителям о возникшей проблеме, сказать, что с точки зрения закона застройщик не прав, и попросить у них помощи. Родители, скорее всего, не откажут – если их детям нравится в детсаду, они не захотят искать альтернативу и используют свои возможности (а такие возможности у родителей должны быть – детсад ведь не простой, а элитный) для отстаивания интересов детсада.
Следующий шаг – делать все, чтобы тема угрозы детсаду получила как можно больший общественный резонанс. Для этого рассылаем грамотно подготовленные сообщения об угрозе строительства для детей с заявлениями о намерениях начать акции протеста против АЗС в местные средства массовой информации, в популярные местные интернет-форумы и блоги. Активно даем комментарии. После того, как о проблеме заговорят, переходим к мирным акциям протеста. Протестовать можно как угодно – главное, чтобы это было нестандартно и зрелищно (например, пикет персонала в белых халатах при въезде на стройку, автопробег родителей с плакатами в защиту детсада, прогулки детей с играми под мэрией и многое другое). Цель одна: побудить СМИ и общественность как можно больше говорить о проблеме. Во время всех акций и комментариев не забываем говорить о незаконности строительства и цитировать выводы юристов.
В самый разгар акций и обсуждений официально подаем в местный суд исковое заявление о запрете строительства и признании незаконными разрешительных документов, выданных городской властью, и объявляем об этом во время наших акций. Вполне возможно, что ввиду высокого резонанса темы иск будет рассмотрен быстро и в пользу истца, после чего остается только добиться его исполнения. После достижения результата не забываем публично поблагодарить всех поддержавших детсад, а в качестве приложения к благодарности - предоставить бонус в виде бесплатных абонементов на услуги «Ромашки».
В то же время затягивание руководства детсада с определением и решением проблемы привели к тому, что произошло – бизнес остался без клиентов и оказался на грани закрытия. В такой ситуации владельцы детсада могут лишь попробовать отсудить убытки у хозяев АЗС, а если не получится – закрыть детсад и сдать его площади в аренду под офисы или склады.
Кейс 3 «Достойный кандидат» [3].
Описание проблемы:
Компания «Верные друзья» создавалась «с нуля». Основатель и владелец Михаил Зарько начинал свой бизнес с установки окон, потом перешел к их производству. Михаил был предпринимателем от бога, мгновенно находил новые рынки, оценивал варианты, предлагал решения и заключал выгодные контракты. Но вот руководителем Михаил оказался весьма посредственным.
Он был временами чрезвычайно резок и даже груб по отношению к людям, которые, как ему казалось, совершали ошибки. Но в тоже время, он увлекался новыми людьми, приходящими в компанию, и они сразу попадали в разряд «любимчиков». Любимчики имели «доступ к телу», часами сидели в кабинете шефа, их предложения принимались без корректировок – «на веру». Любую критику в адрес очередного любимчика шеф пропускал мимо ушей, сам он видел только достоинства, а негативные высказывания списывал на зависть недоброжелателей. Проходило полгода, и любимчик попадал в разряд «отработанной породы», и уже неделями не мог попасть в кабинет шефа. Даже вполне здравые и грамотные решения отвергались, все воспринималось с негативной точки зрения. «Что за ерунду он написал, посмотрите – это же бред!» - говорил Михаил, швыряя концепцию развития подразделения в корзину. Михаил не снимал трубку, переносил встречи, ссылаясь на занятость, и, в конце концов, бывшего «любимчика» увольняли. Такая участь, за редким исключением, ждала практически всех – средний срок работы руководителей в компании редко превышал год- полтора.
Хладнокровный и расчетливый в бизнесе, в отношениях с людьми Михаил был чересчур эмоциональным и взрывным. Он мог легко уволить даже отличного профессионала «под горячую руку». И отговорить его от этого шага было невозможно, а просить пересмотреть решение – бесполезно. Подобрать нового сотрудника на место уволенного оказывалось не так просто. Вернее, подобрать – просто, а вот удержать или дать ему удержаться... Дела новичку, приведенному «по знакомству» одним из руководителей, передавать, как правило, было некому – за предшественником уже захлопнули дверь, и вот он ходил из кабинета в кабинет, пытаясь разыскать необходимую информацию, найти нужные договора, да еще и бюджет службы нужно срочно верстать, не войдя толком в курс дела. Результат был закономерно отрицательным. Приходилось новичка вскоре увольнять, «не тянул». Работа была в полном «завале», проблемы росли, как снежный ком, а спросить было не с кого. Но обсуждать поступки высшего руководства было в компании не принято.
Информация о работе Характеристика процесса принятия управленческих решений