Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа
Основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
Один из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный взгляд. Он позволяет находить в человеческой организации много общего со значительным классом явлений. Справедливости ради, стоит сказать, что его чрезмерная абстрактность выражает не столько закономерности реальных процессов, сколько правила построения абстрактных моделей. Тем не менее, системному мышлению нельзя отказать в организующем влиянии на работу исследователя. Рассмотрим некоторые положения теории систем в приложении к организациям.
Часть смысловых связей понятия «система» можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями:
система - беспорядочное образование;
система - аморфность;
система - случайная совокупность;
система - случайность;
система - множество из элементов, не связанных в целое.
Система тесно связана с понятиями системность, целостность, тотальность, организованность, закономерность.
Система - это целостность, определяемая некоторой организующей общностью этого целого.
Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
По Л.А.Блюменфельду, системой можно назвать такую совокупность элементов, в которой:
заданы связи, существующие между этими элементами;
каждый элемент внутри системы является неделимым;
с
миром вне системы она
при эволюции во времени совокупность будет считаться одной системой, если между ее элементами можно провести однозначное соответствие.
Можно добавить также такие свойства системы как:
состоит из иерархии подсистем более низких уровней;
имеет вертикальные и горизонтальные связи между внутренними элементами и внешним окружением;
является подсистемой систем более высокого порядка;
сохраняет общую структуру при изменении внешних условий и внутреннего состояния;
наличие входных переменных;
наличие выходных переменных;
внутренняя последовательная или параллельная переработка информации.
Наиболее общая характеристика системы состоит в описании всей совокупности величин, определяющих ее поведение.
Такое описание может иметь форму таблицы, семейства графиков или пространства состояний системы.
Существенной
характеристикой системы
Организованность
(упорядоченность) системы определяется
степенью ее отклонения от максимально
неупорядоченного состояния системы
молекул, находящейся в
Высота
организации системы
Системе необходима энергия извне. Она повышает свою сложность за счет роста энтропии в окружающей среде. Если же поток энергии и информации извне ослабевает, упрощается и внутренняя структура системы.
В мире материальных систем существуют определенные иерархии — упорядоченные последовательности соподчинения и усложнения. Они служат эмпирической основой системологии. Все многообразие нашего мира можно представить в виде последовательно возникших иерархий.
Это природная, физико-химико-биологическая (ФХБ) иерархия и возникшая на ее основе социотехническая иерархия (СТ). Объединение систем из разных иерархий приводит к «смешанным» классам систем.
Так, объединение систем из физико-химической части иерархии (ФХ — «среда») с живыми системами биологической части иерархии (Б — «биота») приводит к смешанному классу систем, называемых экологическими. Объединение систем из иерархий Б, С («человек») и Т («техника») приводит к классу хозяйственных, или технико-экономических, систем [3, с. 78].
Природная иерархия — от элементарных частиц до современной биосферы — отражает ход эволюции материи. Ответвление СТ (социо-техническая иерархия) — очень недавнее и кратковременное по вселенскому масштабу времени, но оказывающее сильное влияние на всю суперсистему. Схематически указано воздействие человеческого общества на природу, опосредованное техникой и технологиями (техногенез). Упомянутый ранее холистический подход предполагает рассмотрение совокупности этих иерархий как единой системы [4, с. 88].
Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Основной является группировка по трем категориям: естественно-научной, технической и социально-экономической. В естественных (биологических) системах место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детали предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует ее. В социально-экономических системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим (менеджером), им же корректируются и поддерживаются.
Классификацией называется распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам. Требования к построению классификации следующие:
в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;
объем элементов классифицируемой совокупности должен равняться объему элементов всех образованных классов;
члены классификации (образованные классы) должны взаимно исключать друг друга, то есть должны быть непересекающимися;
подразделение на классы (для многоступенчатых классификаций) должно быть непрерывным, то есть при переходах с одного уровня иерархии на другой
необходимо
следующим классом для
В соответствии с этими требованиями классификация систем
предусматривает
деление их на два вида – абстрактные
и материальные (рис. 1.).
Рисунок
1- Классификация систем
Материальные системы являются объектами реального времени. Среди всего многообразия материальных систем существуют естественные и искусственные системы.
Естественные системы представляют собой совокупность объектов природы, а искусственные системы – совокупность социально-экономических или технических объектов.
Естественные системы, в свою очередь, подразделяются на астрокосмические и планетарные, физические и химические.
Искусственные системы могут быть классифицированы по нескольким признакам, главным из которых является роль человека в системе. По этому признаку можно выделить два класса систем: технические и организационно-экономические системы.
В
основе функционирования технических
систем лежат процессы, совершаемые
машинами, а в основе функционирования
организационно-экономических
Абстрактные
системы – это умозрительное
представление образов или
Логические системы есть результат дедуктивного или индуктивного представления материальных систем. Их можно рассматривать как системы понятий и определений (совокупность представлений) о структуре, об основных закономерностях состояний и о динамике материальных систем.
Символические системы представляют собой формализацию логических систем, они подразделяются на три класса:
статические математические системы или модели, которые можно рассматривать как описание средствами математического аппарата состояния материальных систем (уравнения состояния);
динамические математические системы или модели, которые можно рассматривать как математическую формализацию процессов материальных (или абстрактных) систем;
квазистатические (квазидинамические) системы, находящиеся в неустойчивом положении между статикой и динамикой, которые при одних взаимодействиях ведут себя как статические, а при других – как динамические.