Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа
Руководитель является своего рода промежуточным звеном, посредником между компанией и внешними аудиториями: контрагентами, клиентами, партнерами, СМИ и т.д. От того, насколько грамотно будет сформирован этот образ, зависит уже восприятие не только руководителя, но и компании в целом. Как часто можно услышать: "Доверили же такому человеку вести дела!". Или наоборот: "Глядя на него, понимаешь, что дела у компании не могут идти плохо по определению. Этот человек не позволит запустить бизнес!".
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретическая часть…………………………………………………. 5
1.1 История возникновения и научные подходы к изучению понятия «имидж»………………………………………………………………………5
1.2 Понятие имиджа руководителя………………………………………….. 8
1.3 Методики и эксперименты в области изучения имиджа руководителя. 10
Глава II Практическая часть………………………………………………….12
2.1 Общая характеристика имиджа руководителя ООО «ММК»…………. 12
2.2 Исследование влияния имиджа руководителя ООО «ММК» на сотрудников компании…………………………………………………18
2.3 Разработка правил формирования имиджа руководителя……………. 19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………… 30
Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений, сопряженных со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. Так, в одном случае руководитель крупного предприятия обратился с заказом на формирование внутреннего имиджа в ходе подготовки к предвыборной кампании в областную Думу. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов из числа сотрудников предприятия. В другом заказе необходимо было создать имидж руководителя как образец для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных [8, c.155].
Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.
1.3 Методики и эксперименты в области изучения имиджа руководителя
На современном этапе развития общества применяется большое количество различных методик для изучения имиджа руководителя, а также ставится ряд экспериментов в данной области. Рассмотри наиболее популярные из них.
Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.
Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Личностный опросник Кеттелла 16 PF
На основе факторных исследований американским психологом Р. Кеттеллом и его коллегами был создан ряд личностных опросников, наиболее известным из которых считается шестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF). Он был впервые опубликован в 1949 году институтом по проверке способности личности (ІРАТ). Опросник представляет собой систему из 16 шкал, дающую показатели по таким свойствам личности как замкнутость-открытость, скромность – самоуверенность, робость – предприимчивость, доверчивость – подозрительность (биполярное шкалирование) и т.д.
Он позволяет подробно описать структуру личности, вскрыть взаимосвязи отдельных ее характеристик, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья и т.д.
Данные экспериментальных
Из множества подходов к вопросу выявления таких общезначимых коммуникативных установок и относится данный опросник.
Тест-опросник Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива».
Используется для изучения психологического климата коллектива, что позволяет так или иначе выявить влияние руководителя на своих сотрудников [13, c.232].
Глава II Практическая часть
2.1 Общая характеристика имиджа руководителя ООО «ММК»
Провин Ю.И. – руководитель ООО «ММК», в его подчинении находится более 1000 сотрудников. Назначен на должность генерального директора в 2008 г.
Характерные черты имиджа этого человека, которые можно выделить в результате проведения 16-факторного опросника Кеттелла:
Наличие определенных принципов. Провин Ю.И. производит впечатление человека, который не забывает про них, желая добраться до цели более легким путем и надеясь, что никто об этом не узнает. Работники его компании, а также партнеры по бизнесу уверены в том, как он поступит в той или иной ситуации благодаря тому, что он соблюдает четкие правила поведения, предан своим принципам. Создается впечатление, что его принципы не зависят от случая и он следует им вне зависимости от того, выгодно ли это в данный момент или нет.
Этому человеку не присуща такая черта, как неряшливость. Сам он всегда подчеркнуто стильно одет, одежда всегда чистая, носит всегда классический костюм неярких тонов, стрелки на брюках отглажены, а ботинки начищены. Секретарь выглядит аккуратно, сотрудники знают, какую одежду они должны носить, потому что четко знают, какие требования руководитель предъявляет к внешнему виду сотрудников, на предприятии введен дресс код. В общем и целом он производит впечатление делового человека. Это очень важно, деловые партнеры, подчиненные, конкуренты воспринимают его как человека надежного и успешного.
Личная миссия руководителя: «Мой личный девиз «Per aspera ad astra» (сквозь тернии к звездам). Я придерживаюсь данной позиции во всем, и в бизнесе, и в личной жизни. Всегда необходимо быть профессионалом, быть твердым духом, не бояться ничего нового, быть новатором. Что же касается работы с клиентами, как уже было сказано, их успехи – это наши успехи. Мы работаем для них.»
Визуальный образ:
Внешность Провин Ю.И. 30 лет. С первого взгляда этот человек сразу же располагает к себе, высокий брюнет с голубыми глазами, плотного телосложения.
Что касается внешнего вида, данного руководителя вы редко можете наблюдать в деловом костюме, только на официальных мероприятиях, в другое же время он предпочитает свободный стиль в одежде, но всегда знает как выглядеть модно, стильно и аккуратно: темные джемпера, рубашки – его основное предпочтение. Обувь всегда начищена, на руке хорошие часы, дорогой парфюм. Создатели данного аромата характеризуют людей, отдающих ему предпочтение как мужчин, одаренных врожденным обаянием и уверенных в себе. И тут нельзя не согласиться, Провина Ю.И. отличают такие качества как энергичность, мужественность, элегантность.
Проанализируем
сложившейся образ
Анализируемый субъект, очень ценит такое качество как профессионализм. В целом, он хорошо знает, что и как происходит в его бизнесе, но есть отдельные моменты, в которых он недостаточно информирован, однако, у него есть желание эти недостатки устранить. Из чего следует, что данное качество присуще руководителю.
Данный руководитель считает, что в любой ситуации, которая бы не сложилась, всегда просто необходимо быть уверенным в себе и в своих силах. Если же вдруг закралось какое-то сомнение, что в данном конкретном случае ему не справится, то это никому нельзя показывать. Для своих подчиненных, он всегда должен быть номер один, готовый справиться с любыми трудностями.
Данное качество развито в руководители не полностью, он пытается создать образ уверенного в себе человека, но это не всегда получается.
Данный субъект по роду своей деятельности вовсе не обязан быть творческой личностью, поэтому вовсе не удивительно, что он считает креативность желательной, но вовсе не обязательной. Данное качество отсутствует у субъекта.
Решительность проявляется у данного субъекта при реализации принятых фирмой решений в полной мере, он решителен во всех своих действиях, даже если это в некоторой степени ущемляет интересы его сотрудников. Данное качество ярко выражено у руководителя.
Данный руководитель считает, что риск должен быть оправданным. Прежде чем принять какое-либо решение, необходимо проанализировать долговременные последствия, к которым это может привести. Основываясь на своем личном опыте, знает, что за каждое принятое решение необходимо отвечать. Данное качество присутствует у руководителя.
По мнению данного субъекта, каждое решение всегда должно быть взвешено и обдумано, всегда нужно думать о последствиях сказанного слова и совершенного поступка. Данное качество Пронин Ю.И. считает одним из основных, которым должен обладать руководитель.
Данный руководитель хорошо знает как сильные, так и слабые стороны своей компании, он всегда думает наперед, чтобы не попасть впросак, полагаясь на свою интуицию и большой жизненный опыт. Данное качество присуще рассматриваемому субъекту.
Данный руководитель знает, где, с
кем и как себя вести, он разграничивает
ситуации, где может появиться
без галстука, а где для налаживания
внешних контактов деловой
Руководитель четко осознает последствия, к которым может привести отсутствие честности в правовой сфере, говоря другими словами – нарушение закона. В отношении партнеров, сотрудников он придерживается такой же позиции. Пронин Ю.И. показал себя, как надежный и верный своему слову человек. Данное качество присуще руководителю.
Данный руководитель по типу темперамента – сангвиник. Он способен начинать много дел одновременно, он легко загорается новыми идеями и проектами, но зачастую не доводит их до конца, переключаясь на что-то новое и более интересное. Поэтому данное качество не свойственно руководителю.
Рассматриваемый руководитель не обладает терпением, он раздражителен, ведет себя нервно, если что-то идет ни тем образом, которым бы ему хотелось. Он ненавидит ждать, так как очень ценит свое время, способен срываться на сотрудников, если вдруг он заподозрит их в не добросовестности. Отсюда можно сделать вывод, что данное качество у субъекта отсутствует.
Данный руководитель много работает и считает, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Он легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям, оптимистический настрой. Из любой сложившейся ситуации он пытается вынести урок, чтоб как говорится «не наступать на одни и те же грабли дважды». Данное качество очень сильно развито.
Данный субъект наделен харизмой и обаянием. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и умеет заводить нужные знакомства. Но в тоже время он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Когда надо установить тесные неформальные контакты с новыми людьми, он делает это с интересом и удовольствием, легко вливается в компании и способен даже занять в них лидерскую позицию. Но с сотрудниками во внутренней среде компании он ведет себя иначе. Предпочитает придерживаться вертикальной связи, общение с персоналом минимально. Поэтому данное качество развито наполовину.
Так же можно отметить наличие следующих качеств, присущих Пронину Ю.И. – это трудолюбие, широкий кругозор, он старается быть компетентен во всех вопросах, он надежен, самостоятелен, энергичен, уверен в себе, в нем хорошо развита интуиция, умеет быть настойчивым, когда это необходимо.
Данному руководителю присущ авторитарный стиль руководства. В нем сильно развиты лидерские качества, он честолюбив, стремится к власти, бескомпромиссен в отстаивании своих прав, единолично решает все вопросы, изредка советуясь с компетентными людьми, он во всем полагается на личный жизненный опыт, считает все свои решения правильными и абсолютно неоспоримыми. Он непреклонен и решителен в своих действиях. Но и ответственность за принятые решения берет на себя. Считает, что если что-то не удалось, значит, он плохо донес основную задачу своим сотрудникам. Порой переоценивает свои собственные знания. Он эгоист по своей сути. В отношениях с подчиненными доминантен, держит строгую дистанцию, придерживается жесткой дисциплины, поверхностное отношение к запросам персонала. Концентрация на решении задачи доминирует над заботой о людях.