Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа
Руководитель является своего рода промежуточным звеном, посредником между компанией и внешними аудиториями: контрагентами, клиентами, партнерами, СМИ и т.д. От того, насколько грамотно будет сформирован этот образ, зависит уже восприятие не только руководителя, но и компании в целом. Как часто можно услышать: "Доверили же такому человеку вести дела!". Или наоборот: "Глядя на него, понимаешь, что дела у компании не могут идти плохо по определению. Этот человек не позволит запустить бизнес!".
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I Теоретическая часть…………………………………………………. 5
1.1 История возникновения и научные подходы к изучению понятия «имидж»………………………………………………………………………5
1.2 Понятие имиджа руководителя………………………………………….. 8
1.3 Методики и эксперименты в области изучения имиджа руководителя. 10
Глава II Практическая часть………………………………………………….12
2.1 Общая характеристика имиджа руководителя ООО «ММК»…………. 12
2.2 Исследование влияния имиджа руководителя ООО «ММК» на сотрудников компании…………………………………………………18
2.3 Разработка правил формирования имиджа руководителя……………. 19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………….28
Приложения…………………………………………………………………… 30
Проведенный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К.Томаса (Приложение А), выявил доминирующий стиль – соперничество, для поведения в конфликтной ситуации. Это наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Данный руководитель зачастую отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами других. В конфликте он активно используют власть, свой авторитет, пытается манипулировать.
Можно назвать следующие качества, свойственные Пронину Ю.И., способствующие достижению эффективного руководства и оказывающие положительное влияние на имидж:
Анализ имиджа руководителя выявил следующие факторы, отрицательно влияющие на воспринимаемый имидж:
2.2 Исследование влияния имиджа руководителя ООО «ММК» на сотрудников компании
Проведем исследование влияния имиджа руководителя ООО «ММК» на своих сотрудников с помощью тест-опросника Л. Н. Лутошкина «Психологический климат коллектива» (Приложение Б). Количество испытуемых – 50 сотрудников главного офиса (2-5 представителей с каждого отдела).
Процедура проведения методики заключается в том, что испытуемым раздаются бланки, содержащие инструкцию, вопросы и шкалу для ответов. Им предлагается заполнить бланки, согласно схемы.
Обработка полученных результатов. Подсчитываются отдельно суммы значений А и В, затем находится разница: С = А – В. Если С ≤ 0, то психологический климат, с точки зрения испытуемого, можно оценить как ярко выраженный неблагоприятный. Если С ≥ 25, то психологический климат благоприятен для испытуемого, если С < 25, то психологический климат неустойчиво благоприятен.
Рассчитывается среднегрупповая оценка психологического климата по формуле:
К = С / М,
где М – это число членов группы.
Процент людей, оценивающих психологический климат в коллективе как неблагоприятный, определяется по формуле:
n(C–) / M * 100%,
где n(C–) – это количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, М – это число членов группы.
Итак, чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Коллектив, которым руководит Провин Ю.И., в большинстве воспринимает психологический климат как неустойчиво благоприятный (50 %) и благоприятный (33,3 %), что свидетельствует о его стремлении к самостоятельному, авторитарному решению проблемных ситуаций, а также об агрессивности.
Таким образом, можно сказать, что такие личностные характеристики руководителя, как рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.
2.3 Разработка правил формирования имиджа руководителя
Подводя итог вышесказанному, имиджем руководителя является сформировавшийся образ с определенными ценностными характеристиками и чертами, оказывающими определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать правила формирования имиджа руководителя, выделяя его основные компоненты:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика
общения (умелая ориентация в
конкретной ситуации, владение механизмами
психологического воздействия
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
Необходимо
помнить, что одежда отражает и подчеркивает
индивидуальность, характеризует делового
человека как личность. Внешний облик
делового человека – это первый
шаг к успеху, поскольку для
потенциального партнер костюм служит
кодом, свидетельствующим о степени
надежности, респектабельности и
успеха в делах. Вместе с тем не
нужно стараться подавлять
Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:
- единство стиля;
- соответствие стиля конкретной ситуации;
- сопоставимость цветов в цветовой гамме;
- совместимость фактуры материала;
- сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
- соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и элегантности в одежде. Это должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в делах [20].
В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.
Таким образом, внешний облик руководителя является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.
2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:
1. Необходимо
обладать несколькими
2. В деловом общении не следует
допускать какой-либо
3. Умело использовать механизмы
психологического воздействия:
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.
3. Деловой этикет и протокол.
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце. Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:
В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
В процессе
взаимоотношений могут
Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Например:
Вместо обращения по половому признаку часто используют слова «дамы», «господа» или «судари», «сударыни».
При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
Если
позволяют условия и время
беседы, возможен обмен нейтральными
фразами: «Как дела?» – «Спасибо,
нормально. Надеюсь, что и у Вас
все обстоит хорошо» – «
Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены в деловом протоколе.
Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми протокола заключается в следующем:
- Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
- Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и достижению желаемых результатов.
- Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать отлаженному механизму деловых отношений.
4. Этика делового общения.
Формирование
у деловых людей
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» [17].
Это правило применимо и к деловому общению по отношению к отдельным его видам:
1. «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный),
2. «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель),
3. «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник)).
В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение
руководителя к подчиненному влияет
на весь характер делового общения, во
многом определяет его нравственно-
Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.