Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является глубокое изучение сути инновационного менеджмента и его практических приемов.

Для достижения поставленной цели я должна выполнить в работе такие задачи, как:

Выяснить, что такое инновационный менеджмент;
Узнать о классификации инноваций;
Изучить инновационный процесс;
Выяснить, что такое инновационная стратегия;
Разобраться в современных практических приемах инновационного менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….стр. 3

1. Инновации, инновационный менеджмент, инновационный процесс и инновационная стратегия………………………………………………...…стр. 4

1.1. Что такое инновационный менеджмент……………………………..стр. 4

1.2. Классификация инноваций…………………………………………..стр. 7

1.3. Инновационный процесс………………………………………...….стр. 9

1.4. Инновационная стратегия……………………………………..….…стр. 12

2. Современные практические приемы инновационного менеджмента..стр. 15

2.1. Инжиниринг инновации…………………………………………….стр. 17

2.2. Реинжиниринг………………………………………………...……..стр. 19

2.3. Бенч-маркинг………………………………………………………..стр. 23

2.4. Бранд-стратегия………………………………………………….….стр. 25

2.5. Ценовое управление…………………………………………...……стр. 28

Заключение…………………………………………………………..…….стр. 31

Список использованной литературы…………………………………..стр. 32

Приложения……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсач по основам менеджмента.docx

— 62.00 Кб (Скачать документ)

По типу   новизны   для   рынка инновации  делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).
 
 

__________________________________________________________________

1.  Морозов  Ю.П. «Инновационный менеджмент»  - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 18-26; 

По месту в  системе (на предприятии, в фирме) можно  выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.
 
 
 
 
 
 

      1.3. Инновационный процесс.

Общеизвестно, что  переход от одного качества к другому  требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности (рис.1.1.) [11, стр. 74]

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. [11, стр. 78]

Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три  логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.[11, стр. 82]

Простой инновационный  процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества  и его распространение;

2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные  этапы научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства  и сбыта, организация коммерческого  производства.  

На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Инновационная стратегия.

Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития. [4, стр. 26]

Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:

  • разработку планов и программ инновационной деятельности;
  • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
  • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
  • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
  • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии  является залогом успеха инновационной  деятельности. Фирма может оказаться  в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать  на них вовремя. Выбор стратегии  – важнейшая составляющая цикла  инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать  их внедрение в своей фирме, чтобы  не отстать от конкурентов.[4, стр. 30]

Стратегическое  планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное  распределение и использование  ресурсов. Это так называемая "внутренняя  стратегия". Планируется использование  ограниченных ресурсов, таких, как  капитал, технологии, люди. Кроме  того, осуществляется приобретение  предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация  к внешней среде. Ставится задача  обеспечить эффективное приспособление  к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические  факторы, демографическая ситуация  и др.).

Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе  и анализе данных. Это позволяет  иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что  в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия  должна быть разработана так, чтобы  при необходимости ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы  с внешней средой, рынком, потребителем.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы  и какие потребности она может  удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования —  конкретизация целей. Например, могут  быть определены следующие основные цели:

1) прибыльность  — добиться в текущем году  уровня чистой прибыли 5 млн.  д.е.;

2) рынки (объем  продаж, доля рынка, внедрение  в новые линии), например, довести  долю рынка до 20% или довести  объем продаж до 40 тысяч штук;

3) производительность, например, средняя часовая выработка  на одного рабочего 8 ед. продукции;

4) продукция  (общий объем выпуска, выпуск  новых товаров или снятие некоторых  моделей с производства и др.);

5) финансовые  ресурсы (размер и структура  капитала; соотношение собственного  и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);

6) производственные  мощности, здания и сооружения;

7) НИОКР и  внедрение новых технологий (основные  показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения); 

8) организация  — изменения в организационной  структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы  в определенном регионе;

9) человеческие  ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.);

10) социальная  ответственность.

Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды  фирмы. Процессы и изменения во внешней  среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и  выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов  с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.[4, стр. 35]

К серьезным  факторам внешней среды относятся  социально-поведенческие и экологические. Фирма должна учитывать также  изменения в демографической  ситуации, образовательном уровне и  др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных  и слабых сторон в деятельности фирмы.

Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации  могут различаться тем, насколько  их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки  реализовать нововведение, вероятность  того, что оно будет принято  к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства  значение стратегических и финансовых целей возрастает. 
 
 
 
 

 

2. Современные практические приемы инновационного менеджмента.

Прием инновационного менеджмента — это способ воздействия  управляющей подсистемы (субъект  управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный  процесс и отношения на рынке  реализации инновации. [10, стр. 126]

Движение инновации  всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому  все приемы инновационного менеджмента  основаны на денежных отношениях, возникающих  в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием  всех приемов инновационного менеджмента  является воздействие на инновации  денежных отношений, возникающих между  производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем  этой инновации с другой.

Информация о работе Инновационный менеджмент