Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 14:32, курсовая работа
Целью моей работы является глубокое изучение сути инновационного менеджмента и его практических приемов.
Для достижения поставленной цели я должна выполнить в работе такие задачи, как:
Выяснить, что такое инновационный менеджмент;
Узнать о классификации инноваций;
Изучить инновационный процесс;
Выяснить, что такое инновационная стратегия;
Разобраться в современных практических приемах инновационного менеджмента.
Введение……………………………………………………………….…….стр. 3
1. Инновации, инновационный менеджмент, инновационный процесс и инновационная стратегия………………………………………………...…стр. 4
1.1. Что такое инновационный менеджмент……………………………..стр. 4
1.2. Классификация инноваций…………………………………………..стр. 7
1.3. Инновационный процесс………………………………………...….стр. 9
1.4. Инновационная стратегия……………………………………..….…стр. 12
2. Современные практические приемы инновационного менеджмента..стр. 15
2.1. Инжиниринг инновации…………………………………………….стр. 17
2.2. Реинжиниринг………………………………………………...……..стр. 19
2.3. Бенч-маркинг………………………………………………………..стр. 23
2.4. Бранд-стратегия………………………………………………….….стр. 25
2.5. Ценовое управление…………………………………………...……стр. 28
Заключение…………………………………………………………..…….стр. 31
Список использованной литературы…………………………………..стр. 32
Приложения……………………………………………………………….
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
______________________________
1. Морозов
Ю.П. «Инновационный
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
В Научно-исследовательском
институте системных
1.3. Инновационный процесс.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1.1.) [11, стр. 74]
Под инновациями
в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых
технологий, видов продукции и
услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. [11, стр. 78]
Следовательно, научно-технические инновации должны:
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.[11, стр. 82]
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая фаза — это
На первой фазе
еще не реализуется полезный эффект
нововведения, а только создаются предпосылки
такой реализации. На второй фазе общественно-полезный
эффект перераспределяется между производителями
нововведения (НВ), а также между производителями
и потребителями.
1.4. Инновационная стратегия.
Главное внимание
в инновационном менеджменте
уделяется выработке стратегии
инновации и мер, направленных на
ее реализацию. Разработка и выпуск
новых видов продукции
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.[4, стр. 30]
Стратегическое планирование преследует две основные цели.
1. Эффективное
распределение и использование
ресурсов. Это так называемая "внутренняя
стратегия". Планируется использование
ограниченных ресурсов, таких, как
капитал, технологии, люди. Кроме
того, осуществляется приобретение
предприятий в новых отраслях,
выход из нежелательных
2. Адаптация
к внешней среде. Ставится
Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.
После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:
1) прибыльность — добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5 млн. д.е.;
2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук;
3) производительность, например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. продукции;
4) продукция
(общий объем выпуска, выпуск
новых товаров или снятие
5) финансовые ресурсы (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);
6) производственные мощности, здания и сооружения;
7) НИОКР и
внедрение новых технологий (основные
показатели, технологические
8) организация
— изменения в организационной
структуре и деятельности, например,
открыть представительство
9) человеческие
ресурсы (их использование,
10) социальная ответственность.
Стратегическое
планирование опирается на тщательный
анализ внешней и внутренней среды
фирмы. Процессы и изменения во внешней
среде оказывают жизненно важное
воздействие на фирму. Основные факторы,
связанные с внешней средой, -
это экономика, политика, рынок, технология,
конкуренция. Особенно важным фактором
является конкуренция. Поэтому необходимо
выявить основных конкурентов и
выяснить их рыночные позиции (доля рынка,
объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное
изучение сильных и слабых сторон
конкурентов и сравнение их результатов
с собственными показателями позволят
лучше продумать стратегию
К серьезным
факторам внешней среды относятся
социально-поведенческие и
Стратегия является
отправным пунктом
2. Современные практические приемы инновационного менеджмента.
Прием инновационного менеджмента — это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации. [10, стр. 126]
Движение инновации
всегда связано с движением