Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. З
Содержание:
Введение 3
I глава: Инновации в современном менеджменте 8
1. Основные понятия инновационного менеджмента 8
2. Инновации в современном мире и системный подход в инновационном менеджменте 16
3. Роль государства в стимулировании инноваций и и понятие организации инноваций 20
II глава: Технология и методы инновационного менеджмента 26
1. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта 26
2. Стратегический этап управления в инновационной деятельности и типы организационных структур инновационных предприятий 30
3. Технология и методы инновационного менеджмента 41
Заключение 44
Список использованной литературы: 47
Содержание:
Введение
Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и т. д. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер. Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы. Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, я целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий. Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений – от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента. В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерывную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента. Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента. Принципиальные научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономической развития и созданием новой модели экономического роста. Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности. Дисциплины, занимающиеся инновационными проблемами вкладывают в понятие "инновация" различное содержание. Так социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассматривает инновацию в контексте научной и умственной деятельности. Инновация – это и мотивация трудовой деятельности, и способы поведения, которые качественно отличаются от имевших место ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отношении к внешней среде. Социальная инновация возникла из первых попыток систематизации данных о внедрении нового и о преодолении психологического сопротивления этому процессу.
Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная деятельность есть эффективное сочетаний освоение и наработку опытного образца изделия наряду с освоением продукции относят к стадии производства. И здесь и именно на этом этапе осуществляется первичное внедрение образца в производство. Предложенное биологами наименован "инвазия" (от англ, invasion), означающее первоначальное внедрение в какой-то процесс, точно подходит для названия этого инновационного акта. Инвазия нововведения требует новых технологических режим и нового типа оборудования; она происходит лишь при взаимодействии старых и новых принципов и структур. Инвазия приводит к возникновению новых явлений, которые требуют передислокации персонала, переналадки технических систем. Это вызывает необходимое изменения организационных структур и подгонки всех прежде разрозненных факторов в стройную систему. Инвазия является импульсом к проведению системы инновационных мероприятий по материализации новшества. При этом все изменения, происходящие производстве, являются последствием инвазии первоначального образца новшества. Одновременно с подготовкой и освоением новой продукции решается задача подбора обучения персонала и освоения новых видов оборудования, необходимого для материализации нововведений. Производственный процесс создания новшества составляют:
- инвестиционные мероприятия, связанные с организацией производства новой продукции или применением новой технологии приобретением и монтажом нового оборудования;
- переквалификация, подбор и обучение персонала;
- выпуск опытных партий продукции, серийное, а затем массовое производство новой продукции;
- расширение масштабов производства и диффузии новшества;
- выход новшества на рынок и его коммерциализация.
На
производственной стадии осуществляется
весь комплекс работ по освоению новой
продукции, изготовлению первых партий,
а затем массовый выпуск нового продукта.
Необходимость инновационного развития
производства предъявляет новые требования
к содержанию, организации, формам и методам
управленческой деятельности. Она диктует
появление особого типа менеджмента, направленного
на управление процессами обновления
всех элементов производственных систем.
Теория и практика инновационного менеджмента
в короткое время заняли прочное место
в управленческой деятельности. Здесь
подробно рассматриваются организационные
формы инновационной деятельности и проблемы
организационного проектирования инновационных
предприятий, большое внимание уделено
конкретным мероприятиям по управлению
научными разработками, технологическими
факторами обновления производства, маркетинговыми
исследованиями и продвижением инноваций
на рынок. Организация и финансирование
инновационных проектов, управление их
формированием, подготовкой и экспертизой
занимают центральное место в процессе
выбора наилучшего варианта инновационного
решения. Анализ эффективности инноваций
и финансово-экономическая оценка инновационных
проектов построены на альтернативной
основе, т. е. с учетом вероятностного профиля
проекта и оценки рисков. Цель данной работы:
рассмотреть само понятие «инновации»,
системный подход в инновационном менеджменте,
роль государства в стимулировании инноваций,
организацию инноваций, методы выбора
инновационной политики, стратегический
этап управления в инновационной деятельности,
типы организационных структур инновационных
предприятий, технологии и методы инновационного
менеджмента.
I глава: Инновации в
современном менеджменте
1. Основные понятия инновационного менеджмента
В
мировой экономической
1)
использование новой техники,
новых технологических
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4)
изменения в организации
5) появление новых рынков сбыта.
Эти
положения были сформулированы Й. Шумпетером,
он ввел понятие инновации, трактуя его
как изменение с целью внедрения и использования
новых видов потребительских товаров,
новых производственных и транспортных
средств, рынков и форм организации в промышленности.
Иногда инновация рассматривается как
процессная система, тем самым признается,
что нововведение развивается во времени
и имеет отчетливо выраженную стадийность.
Методология описания инноваций в условиях
рыночной экономики базируется на международных
стандартах. Для координации работ по
сбору, обработке и анализу информации
о науке и инновациях в рамках Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) была образована Группа национальных
экспертов по показателям науки и техники,
которая разработала так называемое Руководство
Фраскати («Предлагаемая стандартная
практика для обследований исследований
и экспериментальных разработок»).
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена в динамическом и статическом аспектах. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но отнюдь не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на повышение конкурентоспособности, создание новшества, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в конечный результат – научно-технические инновации (НТИ). Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а НТИ – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Свойства инноваций
Непременными свойствами инновации являются:
1) научно-техническая новизна;
2) производственная применимость.
Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Различают три логические формы инновационного процесса:
1) простой внутриорганизационный (или натуральный);
2) простой межорганизационный (или товарный);
3) расширенный.
Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте. Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:1) создание новшества и его распространение;2) диффузия нововведения.
Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п. , являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов: