Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. З
Содержание:
Введение 3
I глава: Инновации в современном менеджменте 8
1. Основные понятия инновационного менеджмента 8
2. Инновации в современном мире и системный подход в инновационном менеджменте 16
3. Роль государства в стимулировании инноваций и и понятие организации инноваций 20
II глава: Технология и методы инновационного менеджмента 26
1. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта 26
2. Стратегический этап управления в инновационной деятельности и типы организационных структур инновационных предприятий 30
3. Технология и методы инновационного менеджмента 41
Заключение 44
Список использованной литературы: 47
а) формы принятия решения;
б) способа передачи информации;
в) свойств социальной системы;
г) свойств самого нововведений.
Свойствами нововведений являются:
1) относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
2) совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;
3) сложность;
4) накопленный опыт внедрения и др.
Один из главных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты;
3) раннее большинство;
4) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций. Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. К. Маркс и Й. Шумпетер считали ожидание сверхприбылей (предпринимательского дохода) главной движущей силой принятия нововведений. Предприниматель, осуществляя нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую в связи с этим дополнительную прибыль. Его временная монополия на использование новшества, защищенная коммерческой тайной или патентом, обеспечивает предпринимателю получение избыточной прибыли вплоть до достижения экономикой нового состояния равновесия. Обладая временной монополией, предприниматель использует ее в конкурентной борьбе, имея возможность снизить цены на свою продукцию, чтобы вытеснить конкурентов, и за счет расширения масштабов производства увеличить массу прибыли даже при снижении ее доли в единице товара. Г. А. Краюхин отмечает, что помимо предпринимательского дохода, поводом к созданию малых инновационных фирм выступает возможность получения учредительского дохода. Первоначальный капитал венчурного предприятия формируется за счет собственных средств учредителей (инженеров-изобретателей, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних займов. Учредители фирм выступают и в качестве их основных сотрудников. На этапе завоевания рынка предприятие имеет право выпустить на фондовый рынок свои акции с целью привлечения дополнительных ресурсов для расширения деятельности. Эмиссия акций и приносит основателям предприятий учредительский доход. На ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка. Внедрение нововведений – это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации. Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Но со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела распространения. Таким образом, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих. Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации большую роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. Следовательно, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
2. Инновации в современном мире и системный подход в инновационном менеджменте
Повышенное внимание к инновациям и инновационному управлению продиктовано самой жизнью современного общества, ведь воплощение инновационных процессов в новых продуктах и новой технике являются основой его социально-экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное изменение –инновация. Для осуществления инновационного процесса огромное значения имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер, что необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.
Инновационное управление чрезвычайно сложно. Для анализа закономерностей развития инновационных процессов, необходимы специалисты – инновационные менеджеры, которые занимаются различными организационно-экономическими аспектами нововведений. Их главная задача в управлении инновациями – продвижение инновационного процесса, прогнозирование возможных препятствий и определение путей их преодоления.
Для
рыночной экономики характерна конкуренция
самостоятельных фирм, заинтересованных
в обновлении продукции, наличие
рынка конкурирующих
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академиях наук, вузах, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро, инжиниринговых компаниях и др. ), создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшенств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные исследования. Все это предъявляет высокие требования к квалификации инновационных управленцев: они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, качествами как традиционного менеджера, так и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений и управления инновациями.
Отечественная экономика в последнее время претерпевает глубокий кризис. Поэтому непростой этап ее реформирования в современной России требует подготовки специалистов по инновационному управлению, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, а также способными активно работать на рынке нововведений.
Работа предстоит исключительно большая. Для этого достаточно ознакомится с некоторыми данными об инновационной системе России, исходящих с самых высших уровней власти. Они свидетельствуют о состоянии нашей экономики, отнюдь не соответствующем статусу великой страны.
За последние тяжелые годы большинство успешных отечественных, в т. ч. уральских предприятий прошли «детство» и даже «юность». Они стоят на пороге продуманного и энергичного рынка, но для этого им нужно как собственное понимание управленческой механики, так и поддержка управленческой науки со стороны. Однако, к великому сожалению, ни содержательно, ни организационно эти потребности мало кто может удовлетворить. В печати отмечается содержательная нищета (при всем обилии различных теорий!) современной науки управления и почти полное господство в ней эпигонства – бездумной пересадки западного управленческого опыта на российскую почву.
Системный подход – это совокупность методов, используемых при изучении объектов инновационной деятельности в виде системы.
Система представляет собой два элемента:
1)внешнее
окружение, в свою очередь
а)вход системы;
б)выход системы;
в)связь с внешней средой;
г)обратная связь;
2)внутренняя структура – это связанные между собой компоненты, которые способствуют влиянию субъекта управления на предмет управления, т. е. преобразуют вход в выходы для получения цели системы. В социально-экономической системе она представлена:
а)научным сопровождением подсистемой;
б)целевой подсистемой;
в)обеспечивающей подсистемой;
г)управляемой подсистемой;
д)управляющей подсистемой.
Вход системы – это все необходимое фирме для производства инновации. Органы управления обеспечивают конкурентоспособный вход системы при помощи маркетинговых исследований и выбора конкурентоспособных поставщиков.
Главные цели выхода системы – это создание конкурентоспособности изделий и услуг на внешнем и внутреннем рынках и получение в результате этого прибыли. Конкурентоспособность выхода системы основывается на высоком качестве стратегических маркетинговых изучений.
Связь с внешней средой:
1)
макросреда – это
2)инфраструктура – это система отраслей региона;
3)микросреда
– это непосредственные
Обратная связь системы – требования, рекламации клиентов, новая информация от потребителей, новые сведения об инновациях.
Подсистема научного сопровождения включает:
1)научные
подходы – маркетинговый,
2)функции
– это стратегический
3)методы – побуждения и принуждения, сетевые, анализ, прогнозирование.
Целевая подсистема системы содержит:
1)портфель новшеств;
2)портфель инноваций. Обеспечивающая подсистема – это определение объемов, сроков и времени, средств, нужных для осуществления целей целевой подсистемы.
Управляемая подсистема включает:
1)стратегический маркетинг;
2)НИОКР;
3)организационно-
4)производство;
5)сервис.
Управляющая подсистема включает:
1)управление персоналом;
2)определение управленческого решения;
3)координацию при реализации проекта
3. Роль государства в стимулировании инноваций и и понятие организации инноваций
В тезисах представлены результаты анализа инновационной активности предприятий и роли государства в развитии ими инноваций. Предложены направления политики государства в области стимулирования развития инноваций предприятиями. На сегодняшний момент для России, остро значимой стала проблема внедрения и развития инноваций малыми и средними предприятиями, это проявляется в отсутствии заинтересованности предпринимателей в ней, в недостаточном внимании правительства к развитию данной сферы экономики и ненадлежащей расстановке приоритетов. На основании анализа, рассмотрения и систематизации различных публикаций, законов, статей, посвященных инновационной деятельности, выделим основные направления действий государства и предприятий по развитию инноваций. В настоящее время можно выделить ряд факторов, тормозящих инновационную деятельность. Это - отсутствие финансирования (89% обследованных предприятий), отсутствие денежных средств у заказчика (54%), высокие кредитные ставки банковских учреждений (44%), значительные расходы, связанные с нововведениями (39%), несовершенство законодательной базы в налоговой сфере (37%), трудности с сырьем (32%). Значимыми для страны являются также такие факторы как отсутствие законодательной защиты интеллектуальной собственности, слабая заинтересованность предпринимателей во внедрении инноваций за счет низко оплачиваемого труда их работников. С целью определения направлений выхода из сложившейся ситуации нами было проанализировано законодательство в данной области, сложившаяся ситуация на рынке труда и затраты на инновации предприятий. На основании исследования можно сделать вывод, что среди порядка 20 законов и законодательных актов, которые регулируют инновационную деятельность, реально направлен на ее стимулирование закон «Об инновационной деятельности». Однако отдельные статьи (21, 22), посвященные стимулированию инновационной деятельности, данного закона не были реализованы, за счет недостатка государственных средств, которые можно было бы направить на развитие инноваций, поскольку из запланированных 1,7% ВВП, на инновации было направлено только 0,4% ВВП созданного в стране. На данный момент, в виду экономического кризиса, наблюдается отсутствие заинтересованности у предпринимателей в развитии инноваций и вложении в них средств. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием оборотных средств и недостаточностью инновационных ресурсов, сокращением государственных заказов и законодательными ограничениями по привлечению иностранных заказов на инновационную продукцию предприятий (например: сокращение заказов российских предприятий на тепловозную продукцию). Сегодня у предприятий нет стимулов для развития инноваций, так как гораздо выгоднее нанять дополнительное число работников, с оплатой труда порядка 3000-5000 тысяч в месяц, которые будут выполнять тяжелые работы. При таком варианте затраты предприятий гораздо меньше, чем, если нанимать квалифицированные кадры, которые будут разрабатывать программы внедрения инноваций. В связи с ограниченностью бюджетного финансирования государство «опускает руки», старается не замечать имеющиеся проблемы. Более детально рассмотрим такое направление решения проблемы отсутствия заинтересованности предпринимателей в осуществлении инновационной деятельности, как снижение налогового бремени на предприятия, занимающихся инновационной деятельностью. Государство, посредством его непрямого участия в стимулировании инновационной активности предприятий, в виду недостатка бюджетных средств, для осуществления такой поддержки прямыми методами, может предоставлять предприятиям, которые принимают участие в инновационной деятельности, и зарегистрировали такое направление деятельности в установленном порядке, налоговые и кредитные льготы, право на ускоренную амортизацию. Налоговые льготы в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, являются наиболее рациональным решением сложившейся проблемы. Льготы необходимо увязывать, прежде всего, с ускорением . Налог должен существенно снижаться в зависимости от объема затрат на разработку и освоение новой высокоэффективной продукции, которые должны включаться в валовые затраты производства и обращения и таким образом снижать налогооблагаемую прибыль. Целесообразно также активней применять налоговый кредит, при использовании которого общая налоговая база изменяется в зависимости от годового прироста затрат на НИОКР, то есть чем выше будут затраты, тем соответственно выше будет размер налогового кредита. Также для решения имеющихся проблем можно предложить следующие мероприятия: