Иновации менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей. З

Содержание

Содержание:
Введение 3
I глава: Инновации в современном менеджменте 8
1. Основные понятия инновационного менеджмента 8
2. Инновации в современном мире и системный подход в инновационном менеджменте 16
3. Роль государства в стимулировании инноваций и и понятие организации инноваций 20
II глава: Технология и методы инновационного менеджмента 26
1. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта 26
2. Стратегический этап управления в инновационной деятельности и типы организационных структур инновационных предприятий 30
3. Технология и методы инновационного менеджмента 41
Заключение 44
Список использованной литературы: 47

Работа состоит из  1 файл

курсач МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     - безвозвратное бюджетное финансирование  заменить предоставлением на  выгодных для предприятий условиях  под 2 – 3% годовых кредитов  на развитие инноваций с четкой целевой направленностью, что позволит заинтересовать предпринимателей и обеспечить поступление средств в инвестиционную деятельность;

     - обеспечить имущественное обеспечение  взятых кредитов, что выступало бы гарантией для государства по их возврату;

     - обеспечить привлечение к обучению  управленческих кадров и специальностей опытных сотрудников, способных создать основу для практического применения умений и способностей молодых специалистов;

     - повысить заинтересованность предпринимателей  в разработке новых идей путем  предоставления государственных  гарантий по ограничению распространения иностранных инноваций на отечественном рынке;

     - обеспечить увеличение государственных  заказов на инновационную продукцию  (продукцию военного, транспортного  и иных секторов промышленности), что будет способствовать росту их предложения и финансирование инновационной деятельности;

     - увеличить государственные заказы  на продукцию военного, транспортного и иных секторов промышленности, что обеспечит рост их предложения и финансирование инновационной деятельности.

     Для ускорения процесса утверждения  в России инновационной модели развития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитие инновационной деятельности. Прикладное применение указанных мероприятий находится в руках государства, которое может реально обеспечить эффективное развитие инноваций и обеспечить поддержку их развития малыми и средними предприятиями. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности, требует некоторых корректировок в законодательстве относительно налогообложения предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, для чего нужно время. Особенно необходимо развитие инновационного мышления и инновационной толерантности элит и представителей делового мира.

     Понятие организации инноваций:

     Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

     Инновация— это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез слов investio (одеваю) и novatio (обновляю). Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена

     Общее определение инноваций:

     Инновация—  это результат инвестирования в  разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д. ) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом необходим процесс: инвестиции— разработка— процесс внедрения— получение качественного улучшения. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инноваионная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости— бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

     Инновация—  это такой процесс или результат  процесса, в котором:

  • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень.

     Инновации рассматриваются с разных точек  зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. . В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение— или использует что-то уже существующее новым образом— для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.  

 

      II глава: Технология и методы инновационного менеджмента 

     1. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

     Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений  и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий. Что представляет собой инновационная политика предприятия и с чего начать ее разработку? Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России. Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия проанализируйте следующие факторы:

  • состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям;
  • место Вашего предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов;
  • экономическое положение Вашего предприятия, его финансовое состояние;
  • сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;
  • льготы, получаемые Вами от государства (если таковые есть);
  • условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

     Каковы  этапы разработки инновационной  политики? Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта:

     1. Выбор направления инновационной политики.

     На  данном этапе Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать Ваши возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что Вам в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого Вы должны сформировать ваши идеи в альтернативные цели, которые бы Вы хотели реализовать.

     главным методом принятия решения остается Ваше интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т. е. методы выбора инновационной политики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.

      2. Стратегическое планирование инноваций.

     На  этом этапе Вы должны разработать  варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных Вами на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросьте все лишние варианты и выработайте окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

     3. Оперативное планирование инновации.

     Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов Вы должны запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной Вами стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т. д. Таким образом, в результате оперативного планирования Вы получаете подробный последовательный план Ваших действий по осуществлению инновации.

     Какие методы выбора инновационной политики существуют?

       существует несколько методов выбора направления инновационной политики:

     1. Метод написания сценариев.

     Данный  метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий— это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

     2. Метод игр.

     Игра  представляет собой особый вид моделирования  ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

     Для принятия инновационных решений  используются стратегические игры, в  т. ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

     В процессе игры прорабатываются различные  ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т. е. разрабатывается инновационная политика.

     3. Метод Дельфи.

     Представляет  собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т. д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов внесколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок. Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария— формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей».  

     2. Стратегический этап управления в инновационной деятельности и типы организационных структур инновационных предприятий

Информация о работе Иновации менеджмента