Искусство убеждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:23, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение и выявление особенностей манипуляции и способности убеждения в деловой сфере.

Содержание

Введение 3
1. Искусство убеждения 4
1.1. «Правила убедительности» 5
1.2. Методы убеждающего воздействия 9
2. Понятие «Манипуляция» 15
2.1. Виды манипуляции 17
2.2. Общая схема манипулирования 19
2.3. Разновидности манипуляторов 21
2.3. Как распознать манипулятивное воздействие 22
2.3. Манипуляции, от которых не следует защищаться 25
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Искусство убеждения 2.docx

— 52.90 Кб (Скачать документ)

 

 Метод убеждения задействуется  для:

 

 долговременного изменения  представлений и установок человека  в требуемом направлении; 

 

 привлечения к сотрудничеству;

 

 побуждения объекта к нужному  поступку.

 

 По техническому исполнению  убеждение представляет собой  явную, иной раз и скрытую  дискуссию, дополняемую неким  стимулирующим воздействием. Каждый  человек имеет свой настрой  в отношении к чему-либо или  кому-либо. Существуют три градации  подобного настроя:

 

 

 явная симпатия (склонность  к принятию чего-либо);

 

 безразличие (с легким смещением  в ту или иную сторону);

 

 отрицание (неприятие).

 

 Всякая попытка грубо навязать  желаемое мнение приведет лишь  к отрицательному результату, ибо  человек всегда сопротивляется  ограничению свободы выбора. Для  изменения отношения индивида  к чему-либо нужно переориентировать  его настрой. Следует учитывать,  что:

 

 в поединке разума и установки  чаще побеждает установка; 

 

 в ходе перемены установок  человеку надо показать направленность  и содержание необходимых изменений;  все это должно быть им воспринято  и понято;

 

 изменения произойдут тем  успешнее, чем созвучнее они потребностям  и мотивациям объекта; 

 

 проще всего перестраиваются  установки, которые не имеют  принципиального (жизненно важного)  значения для человека;

 

 в случае полностью негативной  установки ее переориентация  обычно требует специальных усложненных  методов перепрограммирования психики  («промывания мозгов») персоны. 

 

 В зависимости от условий  ситуации и конкретных особенностей  объекта, его можно попытаться  убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные  акции), действуя при этом:

 

 акцентированно-логично; 

 

 императивно (категорично);

 

 эксцитативно (растравливанием  эмоций);

 

 альтернативно (сведением проблемы  к выбору «или-или»).

 

 Всякое воздействие содержит  в себе элементы внушения и  убеждения, но в разных пропорциях.

 

 Проще убеждать тех, кто  имеет:

 

 яркое живое воображение; 

 

 ориентацию скорее на других, чем на себя;

 

 несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие  своему собственному мнению субъекты).

 

 Трудно поддаются убеждению  лица с:

 

 явной враждебностью по отношению  к другим (проявляемое сопротивление,  кстати, часто может возникать  как следствие желания доминировать  над окружающими);

 

 сильным духом критицизма;

 

 неизменной готовностью к  переиначиванию своих взглядов (проще  говоря, стремлением всегда иметь  еще одну позицию про запас).

 

 Перед проведением активной  акции следует добротно подготовить  человека рядом подводящих предварительных  бесед с тем, чтобы последующее  акцентированное воздействие не  явилось для него неприятной  неожиданностью

 

^ ПОНЯТИЕ «МАНИПУЛЯЦИЯ»

 

 Особенность манипуляции состоит  в том, что манипулятор стремится  скрыть свои намерения. Поэтому  для всех кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее  как результат реконструкции,  истолкования тех или иных  его действий, а не непосредственное  усмотрение. В связи с этим  возникает резонный вопрос: является  ли манипуляция феноменом, то  есть явлением, постигаемым в  чувственном опыте, объектом чувственного  созерцания?

 

 Выделяется три источника  информации о существовании манипуляции:

 

1. Позиция манипулятора.

 

2. Позиция жертвы манипуляции.

 

3. Позиция внешнего наблюдателя.

 

 В переносном значении, Оксфордский  словарь определяет манипуляцию  как «акт влияния на людей  или управления ими или вещами  с ловкостью, особенно с пренебрежительным  подтекстом, как скрытое управление  или обработка». Именно в таком  наполнении слово «манипуляция»  заменило в политическом словаре  ранее бытовавший термин «макиавеллианизм».

 

 В психологической литературе, по мнению Леонтьева А. А,  термин «манипуляция» имеет три  значения. Первое полностью заимствовано  из техники и используется  преимущественно в инженерной  психологии и психологии труда.  Во втором значении, заимствованном  из этологии, под манипуляцией  понимается «активное перемещение  животными компонентов среды  в пространстве» (в противоположность  локомоции -- перемещению в пространстве  самих животных) «при преимущественном  участки передних, реже задних  конечностей, а также других  эффекторов». В этих двух значениях  термин манипуляция можно встретить  в психологической литературе, начиная  с 20-х годов. А с 60-х годов  он стал использоваться еще  и в третьем значении, на этот  раз заимствованном из политологических  работ. Постепенно - уже практически  без доработки - слово «манипуляция»  начало использоваться и в  контексте межличностных отношений.

 

 Для того чтобы представить  себе, что понимает под термином  «манипуляция» психология, рассмотрим  мнения различных авторов:

№ 

Авторы 

Определения 

 

 

 

 

Бессонов Б. Н. 

Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем. 

 

 

 

 

Волкогонов Д. А. 

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего  мира. 

 

 

 

 

Гудин Р. 

Скрытое применение власти (силы) вразрез  с предполагаемой волей другого. 

 

 

 

 

Йокояма О. Т. 

Обманное косвенное воздействие  в интересах манипулятора. 

 

 

 

 

Прото Л. 

Скрытое влияние на совершение выбора. 

 

 

 

 

Рикер У. 

Такое структурирование мира, которое  позволяет выигрывать. 

 

 

 

 

Рудинов Дж. 

Побуждение поведения посредством  обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого. 

 

 

 

 

Сагатовский В. Н. 

Отношение к другому как к  средству, объекту, орудию. 

 

 

 

 

Шиллер Г. 

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения. 

 

 

 

 

10 

Шостром Э. 

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей. 

 

 

 

 

11 

Робинсон П. У. 

Мастерское управление или использование. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Основной сущностный признак  манипуляции - стремление манипулятора  к получению одностороннего выигрыша. Манипуляция возникает тогда,  когда манипулятор придумывает  за адресата цели, которым тот  должен следовать, и внедряет  их в его психику. Поэтому  в определение в качестве сущностного  признака необходимо ввести момент  привнесения манипулятором намерений,  которые адресат считает своими. Поскольку обязательным условием  действенности манипуляции является  сокрытие, как факта воздействия,  так и намерений манипулятора, необходимо отметить эту ее  особенность. По возможности следует  указать и искусность, и мастерство, обеспечивающие эффективность манипуляции.  И наконец, следует обозначить  основной эффект внесения изменений  в мотивационные структуры адресата - побуждение к совершению определенных  манипулятором действий.

 

 С учетом этих поправок  можно рассмотреть следующие  определения:

 

^ Манипуляция – это скрытое  управление против воли управляемого  человека, при котором манипулятор  получает одностороннее преимущество  за счет управляемого.

 

^ ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИИ

 

 Существует множество классификаций  видов манипуляции. В начале  рассмотрим наиболее распространенную: вербальная и невербальная манипуляция.

 

 По вербальному каналу передается  менее 33%, и более 65% информации  передается с помощью невербальных  средств общения. При вербальной (словесной) манипуляции средством  воздействия на собеседника служит  речь манипулятора, то есть все  слова и звуки, произносимые  им в ходе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется  при помощи невербальных знаков, то есть это позы, жесты, взгляды,  мимика, территориальное расположение  и т. д. Невербальная манипуляция  развивается на востоке, вербальная  манипуляция развивается на западе. Например, в древнем Китае мало  внимания уделяли изучению приемов  аргументации, риторическим построениям  и анализу частей речи, следовательно,  плохо развиваются вербальные  приемы воздействия. Вместо того  чтобы убеждать других в споре  люди учились, еще до того  как начался разговор, склонить  собеседника на свою сторону.  Акцент делайся не на построении  речи, а на создании таких отношений  с другим человеком, чтобы любое  ваше предложение было принято  без всяких сомнений. В Риме, наоборот, широко распространился такой  вид искусства как ораторство; даже существовали школы для  ораторов, то есть шло развитие  вербальной манипуляции.

 

 Так же следует различать  манипуляцию осознаваемую и неосознаваемую  самим манипулятором. Осознаваемая  субъектом манипуляция может  быть социально желанной или,  наоборот, не одобряемой. В первом  случае речь идет о манипуляции,  которую человек совершает из  лучших побуждений, желания помочь  ближнему, во втором - манипуляция  направлена исключительно на  получение собственной выгоды. Иногда  человек должен манипулировать  другими для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так только потому, что не видит другого выхода. Примером такой манипуляция может служить мама, которая уговаривает дочерей надеть в прохладную погоду пусть менее красивую, но более теплую одежду. "Корыстная манипуляция" неоднократно описана в работах, авторы которых изучают технологии скрытого принуждения человека в межличностных взаимодействиях и массовых информационных процессах. Примером корыстной манипуляции можно считать поступок Тома Сойера, который, не желая красить забор, побудил своих приятелей выполнить работу за него.

 

 Неосознаваемая манипуляция  проявляется в самых разных  ситуациях, например, таком межличностном  общении, когда один яз собеседников  врет другому. Вранье отличное  по своим механизмам ото лжи  и обмана, нередко оказывается  внешним проявлением защитных  механизмов личности. Последнее  направлено на устранение чувства  тревоги, дискомфорта, вызванного  неудовлетворенностью субъекта  взаимоотношениями с окружающими.  Вранье можно рассматривать как  защитную манипуляцию другими  в межличностном общении. Защитная  манипуляция представляет собой  совокупность не выражаемых вслух,  скрытых способов воздействия  на собеседников, направленных на  предупреждение таких возможных  их слов и действий, которые  потребуют от субъекта актуализации  защитных механизмов личности.

 

 Также существует классификация  видов манипуляции НЛП. Она  напрямую зависит от того, какая  из сенсорных систем человека  развита лучше, то есть при  помощи чего можно манипулировать  человеком.

 

 По этому параметру собеседников  можно разбить на 4 типа:

 

1. аудиалов: аудиальный (слуховой) тип

 

 Тип характеризуется тем,  что человек беседуя, жестикулирует,  как бы изображая то о чем  говорит. В разговоре часто  употребляет фразы: «Представьте  себе...»? «Посмотрите...», «Обратите  внимание, это выглядит так…»,  при этом часто заглядывая  собеседнику в гла-за. Более половины  людей относится преимущественно  к этому типу людей.

 

2. визуалов: визуальный (зрительный) тип

 

 Тип любит употреблять выражения:  «Это звучит гак», «Послушайте». При воспоминании аудиал взор  обращает влево. При разговоре  часто поворачивается к собеседнику  боком (ртом), в глаза смотрит  достаточно редко.

 

3. кинестетиков: кинестетический  (двигательный) тип

 

 Часто употребляет слова  связанные с тяжестью - легкостью,  теплом - холодом. Например, «мороз  по коже», «облился холодным  потом», «холодная голова» и т.  п. Вспоминая, кинестик смотрит  прямо перед собой или вниз.

 

4.дигиталов: мыслительный тип  (люди «компьютеры»)

 

 Люди этого типа проявляются  словами, связанными с информацией,  интересами, понятиями. Их любимые  слова: «интересно», «следовательно»,  «знаю». Для них самым важным  является внутренний диалог. Наибольшее  число представителей дигиталов  - среди программистов, шахматистов  и юристов.

 

 В каждом из нас представлены  в определенном соотношении все  4 типа, но только один является  доминирующим. Так, например, при  слове «телефон» аудиал услышит  звонок, визуал увидит аппарат,  кинестик почувствует тяжесть  трубки, дигитал подумает об информации  получаемой по телефону.

Информация о работе Искусство убеждения