Использование информационных технологий в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования в управлении промышленным предприятием современных информационных систем и технологий.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении;
2. Изучить и проанализировать опыт использования информационных технологий на примере ОАО «Лидагропроммаш»;
3. Дать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Понятие и классификация информационных технологий управления 6
1.2. Значение использования информационных систем и технологий для обеспечения эффективного управления предприятием 9
1.3. Характеристика современных информационных технологий и стратегии их использования 12
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОАО «ЛИДАГРОПРОММАШ» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидагропроммаш»………….. 17
2.2. Использование информационных технологий в управлении ОАО «Лидагропроммаш» 20
3.РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

 

     Коммуникации  играют сегодня важную роль. Именно современные информационные технологии, с одной стороны, упростили нашу жизнь, с другой - резко повысили ее ритм. Более того, достижение нынешних успехов в белорусской экономики  во многом определила телекоммуникационная отрасль.

     Тенденции развития современной экономики  нашей страны, ее включение в систему мировых хозяйственных связей диктуют необходимость внедрения информационных технологий в процесс функционирования отечественных предприятий.

     Актуальность темы заключается в том, что главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

     В современных условиях эффективное  управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление.

     Бурное  развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

     Целью написания данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования в управлении промышленным предприятием современных информационных систем и технологий.

     Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть теоретические аспекты применения информационных технологий в управлении;

     2. Изучить и проанализировать опыт использования информационных технологий на примере ОАО «Лидагропроммаш»;

     3. Дать рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения управления предприятием.

     Предметом исследования являются информационные системы и технологии управления.

     Объектом  исследования является ОАО «Лидагропроммаш».

     В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический и экспертный.

     Информационными источниками для написания курсовой работы послужили: данные бизнес-планов развития ОАО «Лидагропроммаш», труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, данные периодической печати.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

     В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты применения информационных технологий в управлении.

     Во  второй главе дана краткая характеристика объекта исследования и проанализирован  опыт использования информационных технологий на примере ОАО «Лидагропроммаш».

     В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения управления предприятием и рассчитан экономический эффект от их внедрения.

 

1. Теоретические  основы формирования  системы экономической  информации для  управления в условиях  рыночной экономики

     1.1. Понятие и классификация  информационных технологий управления

 

     Информационные  технологии (ИТ) – совокупность методов  и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а так же повышения их надежности и оперативности.

     Информационные  технологии в сфере экономики  управления – это комплекс методов  переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную  информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

     По  сути под информационной технологией  на практике понимается технологическое  применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и т.п.), способы их взаимодействия, а так же определенные методы организации работы с информацией.

     Информационная  система (ИС) – упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий. Проектирование и эксплуатация информационных систем обеспечиваются следующими средствами: программными (программы для компьютеров, различного назначения); техническими (аппаратные средства, вычислительной техники и связи, обеспечивающие размещение и обработку информационных ресурсов на персональных компьютерах, в локальной сети, в региональной сети, в сети международного информационного обмена); лингвистическими (словари, классификаторы, тезаурусы); правовыми (положения, уставы, должностные инструкции); организационными (инструкции, методики, схемы, описания и другая эксплуатационная документация); кадровыми (квалифицированными специалистами отдела информационных технологий, привлекаемые специалисты) [10, c. 35].

     Все виды информационных систем и сетей, технологии и средств их обеспечения  составляют специальную отрасль  экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы можно сформулировать из 4 этапов: разработка (техническое задание, технический проект, рабочая документация), ввода в эксплуатацию (предэксплуатационное накопление данных, испытание информационных технологий, сертификация, установка на объекте), эксплуатации (эксплуатационное накопление данных и ситуационное изменение данных, использование на объекте, услуги заказчикам), списания.

     В качестве основного классификационного признака автоматизированных информационных систем (АИС) целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности - процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системы.

     В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие АИС:

     - автоматизированные системы управления (АСУ);

     - системы поддержки принятия решений (СППР);

     - автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);

     - автоматизированные системы обучения (АСО);

     - автоматизированные информационно справочные системы (АИСС).

     Автоматизированная  система управления представляет собой  автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС).

     Системы поддержки принятия решений –  это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализированные базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятия решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям определенным образом ставить ряд вопросов типа "что, если", получая в интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты действий.

     Искусственный интеллект (ИИ) – это информационная технология, конечная цель которой состоит в создании компьютера, умеющего думать, видеть, слушать и чувствовать подобно человеческому существу. Наибольшее организационное воздействие ИИ оказывает в области экспертных систем. Экспертная система (ЭС) пытается копировать мыслительные процессы, свойственные в ходе процесса принятия решений профессионалам и менеджерам. ЭС разрабатывается посредством кодирования знаний специалиста из области правил принятия решений, которые записываются в компьютерную программу, моделирующую определенную стратегию решения задач. ЭС имеют значительное сходство с системами поддержки принятия решений. По существу, обе они обеспечивают высокий уровень, поддержки занятых решением рабочих задач пользователям. Однако ЭС применяются, как правило, для работы с повторяющимися проблемами в узких сферах деятельности и предлагают рекомендации, тогда как системы поддержки решений используются в решении уникальных, имеющих сложную природу проблем [10, c. 28].

     1.2. Значение использования  информационных систем и технологий  для обеспечения эффективного  управления предприятием

 

     Сегодня положение дел в рассматриваемой области характеризуется крайней неопределенностью.

     Во-первых, это связано с непрерывным  увеличением объема технологических предложений, требующих высоких инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения). Внутрифирменные ассигнования на нужды ИТ растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия. При этом высший менеджмент мало осведомлен об общих расходах в сфере ИТ. Так, компетентные решения фирменного руководства охватывают примерно лишь 5% соответствующих затрат.

     Во-вторых, изменяется роль ИТ в хозяйственной  деятельности многих предприятий. При  выполнении внутрифирменных процессов  функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей. Хозяйственные риски в настоящее время во многом определяются рисками в данной сфере. Реализация же современных высокопроизводительных организационных проектов (например, "виртуальных организаций" без жесткой привязки производственных участков к определенному месту), требует полного использования потенциала ИТ с помощью телекоммуникационных средств [6, c. 96].

     Не  способствует стабилизации быстрый  рост издержек в сфере ИТ. Чтобы  контролировать их увеличение и добиться большей гибкости в решении информационно-технологических проблем, многие предприятия идут в основном двумя путями. Первый заключается в том, что фирма создает внутрифирменный информационно-технологический участок, который предлагает услуги и рынку, доказывая тем самым возможность рентабельного использования своих мощностей.

     Чаще  предприятия выбирают другой путь, когда большая часть собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными информационно-технологическими партнерами предприятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском предприятии остается небольшая группа сотрудников, на которую возлагаются функции информационного менеджмента.

     Высший  менеджмент начинает осознавать, какое  важное воздействие оказывают информационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы вне фирменных информационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизма относительно эффективности решения указанных проблем. В этой связи возникают следующие ключевые вопросы:

Информация о работе Использование информационных технологий в управлении