Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
Демократизация привнесла в политику ряда стран, в том числе и в российскую, дух соревновательности, плюрализма и породила особую социально-экономическую, культурную и политическую среду, в которой рождаются альтернативные концепции государственного строительства и управления. Конкурентная борьба вышла за рамки сугубо экономических явлений и стала неотъемлемым атрибутом политической жизни современного общества. Для более успешного продвижения в массы политического «товара», для оптимизации деятельности политических структур необходим всесторонний теоретический и практический анализ сегментов политического рынка.
Политико-административный маркетинг - деятельность, осуществляемой органами государственной власти и управления с целью повышения эффективности принимаемых решений, организации работы, достижения целей организации, а также воздействия на поведения граждан и подготовки общественного мнения относительно действий или бездействия властей посредством использования рыночных теорий и технологий с учетом особенностей политической сферы жизни общества. Данный термин ещё называют политическим менеджментом. [15, с 30]
Одной из главных качественных характеристик политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении является то, что при маркетинговой деятельности основная арена конкурентной борьбы смещается от стимулирования спроса и сбыта в сторону производства товаров, ориентированных на спрос.
Сущность политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении проявляется преимущественно в двух главных аспектах. Первый – политический маркетинг предполагает тщательное изучение политического рынка, характера и содержания тенденций развития политического спроса и предложений, существующих на этом рынке, а также производство политического «товара». Второй – политический маркетинг в избирательной компании и государственном политическом управлении предусматривает активное воздействие на политический рынок, на формирование и развитие требуемых политических потребностей, ориентаций и предпочтений.
В РФ технологии электорального маркетинга начали использоватья в 1995 году в ходе выборов в Государственную Думу. Сегодня на российском политическом рынке действует тенденция существенного сокращения числа «политических игроков». Так, в выборах в Государственную Думу в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 году – 43, в 1999 году – 26, в 2003 году –23, а в 2007 году – 11. В избирательной кампании по выборам Президента РФ в 1996 году участвовало 10 кандидатов, в 2000 г. – 11, в 2004 г. – 6, в 2008 г. - 4. Данная тенденция проявляется и на региональном уровне. [28]
О
сужении масштаба российского политического
рынка, а вместе с ним и возможностей
политического маркетинга в избирательной
компании и государственном политическом
управлении свидетельствуют также
последние изменения в
Действие данной тенденции обуславливается как целенаправленным вытеснением малочисленных партий из участия в избирательном процессе путем повышения проходных барьеров, так и несформированностью в стране зрелого гражданского общества с устойчивыми группами интересов, устоявшимися идеологическими и электоральными взглядами и предпочтениями.
Как показывают исследования, и свидетельствует политическая практика, многие общественно-политические движения, политические партии и общественно-политические организации не играют сегодня значительной роли в национальном политическом процессе. Это связано как с общим падением интереса россиян к политике, так и со снижением мобилизационных возможностей политических партий, многие из которых «зациклены» на предвыборной деятельности, что не способствует развитию их региональных структур и формированию «собственного» электората. В результате избиратели слышат о большинстве этих партий только в период подготовки и проведения выборов.
Тенденция к сокращению числа участников политического рынка в случае ее закрепления приведет к свертыванию политического маркетинга.
К
особенностям современного российского
политического рынка, проявляющимся
наиболее рельефно на региональном уровне,
относятся его
2.2
Менеджериальный подход
управления в российских государственных
органах
Как указывалось ранее, в государственных органах управления России проблема бюрократизации стоит довольно остро. Бюрократизация органов власти ведет к их неэффективному функционированию, что порождает рост недоверия и неудовлетворенности ими со стороны граждан, а это свидетельствует о необходимости налаживания надежной «обратной связи» между государством и обществом (см. приложение №2).
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению были американские ученые Дэвид Осборн и Тэд Геблер. Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. [23, с. 8]
Сравним
бюрократическую и
Россия должна учитывать тенденции развития государственной службы развитых стран, и, прежде всего, мировых лидеров – США и Японии. Очевидно, что во многом благодаря именно высокому качеству государственных чиновников, эти страны заняли ведущие роли в мировом сообществе. Что касается современной японской государственной службы, то она базируется на двух ключевых показателях: минимальной стоимости и максимальной эффективности. Показатель минимальной стоимости достигнут в результате строгого ограничения числа административных органов, включая и министров (как правило, чуть больше десятка), а также численности персонала каждого государственного органа. Существует правило, согласно которому партия или коалиция партий у власти могут назначить в министерство в результате смены правительства не более трех своих сторонников (министр и два заместителя).
Высокая эффективность государственного аппарата Японии достигнута в том числе за счет создания элитарной государственной службы. Это стало возможным благодаря организации конкурсных экзаменов при замещении госдолжностей на основе их полной открытости. А для того чтобы гарантировать и поддерживать высокий уровень эффективности своих работников, государственные органы предоставляют зарплаты и пенсионные льготы, которые конкурентоспособны с аналогичными выплатами в частном секторе. Следует обратить также внимание и на то, что в Японии менеджмент государственной службы почти на всех уровнях, включая набор, продвижение, повышение, санкции и пенсии, поручен органу, не зависящему от правительства — Национальному управлению по кадрам. [20, с. 16]
Эти и другие факты говорят о том, что если Россия желает войти в круг цивилизованных государств, то ей предстоит создать элитарную государственную службу, в которую стремились бы лучшие представители российского общества. Как показывает мировая практика, наилучшим способом гарантирования элитарной государственной службы является организация конкурсных экзаменов на основе их прозрачности. В этой связи Россия нуждается в законе о конкурсном отборе государственных служащих. Конкурсный отбор и продвижение государственных служащих позволит провести масштабную ротацию политической элиты, оказавшейся неспособной провести в жизнь политику эффективной модернизации страны.
Менеджмент в государственной службе имеет свои особенности, проявляющиеся в: целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
1)
планирование и прогноз в
2)
организация государственной
3)
мотивация в государственной
службе в меньшей мере
4) контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации. [9, с 46]
«Администрирование» и «бюрократия» – данными терминами часто обозначается специфика традиционного менеджмента в государственной службе РФ. Эти термины обозначают тяготение традиционного менеджмента в государственной службе к автократической модели управления, основополагающими характеристиками которой являются: следование инструкциям; разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет; концентрация власти и политической воли; ограничение свободы действий; административный контроль; авторитарный стиль управления.
Cегодня,
в сферах государственной службы России,
в которых преобладают рутинные функции
и решение повторяющихся стандартных
задач, преобладают традиционные бюрократические
методы управления. Более того, авторитарное
управление в этом случае оказывается
наилучшим. Однако во все большем числе
конкретных сфер государственной службы
требуются нестандартные решения постоянно
возникающих новых задач. В этих сферах
и должно происходить реформирование
согласно новым веяниям времени.
2.3.
Проблемы использования
маркетинг-менеджмента
в российских государственных
структурах
Проведенный в 2010 году статистическо-социологический анализ позволяет выявить особенности кадрового состава Администрации Самарской области и общие тенденции динамики его развития, а также оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время в кадровом корпусе государственной службы области, и на этой основе выявить уровень профессионализма и компетентности органов исполнительной власти Самарской области.
Проведенные
исследования показали, что общая
численность чиновников, занятых
в территориальных органах
Из этого можно сделать вывод, что в аппарате, как и в прежние годы недостает юристов, социологов, психологов, специалистов по работе с персоналом, организаторов государственной службы. Отсюда понятно, какое значение может иметь переподготовка и повышение квалификации.
Значительный интерес представляет возрастной состав государственных служащих районных администраций области. Занятые в территориальных органах Администрации распределяются следующим образом:
1) до 40 лет - 80%,
2) от 50 лет и старше - 25%.
По стажу работы на соответствующей занимаемой должности можно выделить:
1) до 1 года - 20%. Этот факт свидетельствует о необходимости работы по адаптации кадров.
2) до 5 лет - 65%
3) свыше 5 лет - 15% - для этой категории работников необходима переподготовка для новых условий и требований. Государственные служащие, имеющие стаж работы в органах исполнительной власти:
Информация о работе Использование маркетинг менеджмента в государственном управлении