Использование маркетинг менеджмента в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание

Демократизация привнесла в политику ряда стран, в том числе и в российскую, дух соревновательности, плюрализма и породила особую социально-экономическую, культурную и политическую среду, в которой рождаются альтернативные концепции государственного строительства и управления. Конкурентная борьба вышла за рамки сугубо экономических явлений и стала неотъемлемым атрибутом политической жизни современного общества. Для более успешного продвижения в массы политического «товара», для оптимизации деятельности политических структур необходим всесторонний теоретический и практический анализ сегментов политического рынка.

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая Непроверенная.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

     Политико-административный маркетинг - деятельность, осуществляемой органами государственной власти и управления с целью повышения эффективности принимаемых решений, организации работы, достижения целей организации, а также воздействия на поведения граждан и подготовки общественного мнения относительно действий или бездействия властей посредством использования рыночных теорий и технологий с учетом особенностей политической сферы жизни общества. Данный термин ещё называют политическим менеджментом. [15, с 30]

     Одной из главных качественных характеристик политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении является то, что при маркетинговой деятельности основная арена конкурентной борьбы смещается от стимулирования спроса и сбыта в сторону производства товаров, ориентированных на спрос.

     Сущность  политического маркетинга в избирательной  компании и государственном политическом управлении проявляется преимущественно  в двух главных аспектах. Первый – политический маркетинг предполагает тщательное изучение политического рынка, характера и содержания тенденций развития политического спроса и предложений, существующих на этом рынке, а также производство политического «товара». Второй – политический маркетинг в избирательной компании и государственном политическом управлении предусматривает активное воздействие на политический рынок, на формирование и развитие требуемых политических потребностей, ориентаций и предпочтений.

     В РФ технологии электорального маркетинга начали использоватья в 1995 году в ходе выборов в Государственную Думу. Сегодня на российском политическом рынке действует тенденция существенного сокращения числа «политических игроков». Так, в выборах в Государственную Думу в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 году – 43, в 1999 году – 26, в 2003 году –23, а в 2007 году – 11. В избирательной кампании по выборам Президента РФ в 1996 году участвовало 10 кандидатов, в 2000 г. – 11, в 2004 г. – 6, в 2008 г. - 4. Данная тенденция проявляется и на региональном уровне. [28]

     О сужении масштаба российского политического  рынка, а вместе с ним и возможностей политического маркетинга в избирательной  компании и государственном политическом управлении свидетельствуют также  последние изменения в избирательном  законодательстве, выразившиеся в отмене выборов губернаторов, в запрете избирательных блоков, в отмене в бюллетенях для голосования графы «против всех». Кроме этого затруднено попадание партий в Думу и в региональные парламенты в связи с повышением проходного барьера до 7% , хотя с 2016 года этот барьер и будет снижен до 5%.

     Действие  данной тенденции обуславливается  как целенаправленным вытеснением  малочисленных партий из участия  в избирательном процессе путем  повышения проходных барьеров, так  и несформированностью в стране зрелого гражданского общества с устойчивыми группами интересов, устоявшимися идеологическими и электоральными взглядами и предпочтениями.

     Как показывают исследования, и свидетельствует  политическая практика, многие общественно-политические движения, политические партии и общественно-политические организации не играют сегодня значительной роли в национальном политическом процессе. Это связано как с общим падением интереса россиян к политике, так и со снижением мобилизационных возможностей политических партий, многие из которых «зациклены» на предвыборной деятельности, что не способствует развитию их региональных структур и формированию «собственного» электората. В результате избиратели слышат о большинстве этих партий только в период подготовки и проведения выборов.

     Тенденция к сокращению числа участников политического рынка в случае ее закрепления приведет к свертыванию политического маркетинга.

     К особенностям современного российского  политического рынка, проявляющимся  наиболее рельефно на региональном уровне, относятся его несформированность, сегментарность, однообразие и невнятность предлагаемых политических программ и альтернатив решения социально-значимых проблем. К специфическим особенностям отечественного политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении можно добавить его ограниченный, суженный, мозаичный характер, существенно различный по регионам уровень востребованности, сохраняющаяся слабая адаптированность к социально-политическим условиям конкретных регионов. Спецификой является его имиджевый характер, т.е. ориентация на создание и продвижение на политическом рынке политического продукта в виде имиджей политических лидеров и кандидатов, а не политических программ партий и движений, а также сравнительная молодость политического маркетинга в избирательных компаниях и невысокий профессиональный уровень отечественных маркетологов, особенно в регионах. Эти особенности обусловлены спецификой политической жизни регионов России, несформированностью и неоднородностью политической культуры, менталитета их населения, низким уровнем его политической самоидентификации. [14, с. 56] 

     2.2 Менеджериальный подход управления в российских государственных органах 

     Как указывалось ранее, в государственных  органах управления России проблема бюрократизации стоит довольно остро. Бюрократизация органов власти ведет к их неэффективному функционированию, что порождает рост недоверия и неудовлетворенности ими со стороны граждан, а это свидетельствует о необходимости налаживания надежной «обратной связи» между государством и обществом (см. приложение №2).

     Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению были американские ученые Дэвид Осборн и Тэд Геблер. Под  менеджментом в государственной  службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. [23, с. 8]

     Сравним бюрократическую и антрепренерскую, или менеджериальную модели государственного управления (см. приложение №1).

     Россия  должна учитывать тенденции развития государственной службы развитых стран, и, прежде всего, мировых лидеров – США и Японии. Очевидно, что во многом благодаря именно высокому качеству государственных чиновников, эти страны заняли ведущие роли в мировом сообществе. Что касается современной японской государственной службы, то она базируется на двух ключевых показателях: минимальной стоимости и максимальной эффективности. Показатель минимальной стоимости достигнут в результате строгого ограничения числа административных органов, включая и министров (как правило, чуть больше десятка), а также численности персонала каждого государственного органа. Существует правило, согласно которому партия или коалиция партий у власти могут назначить в министерство в результате смены правительства не более трех своих сторонников (министр и два заместителя).

     Высокая эффективность государственного аппарата Японии достигнута в том числе за счет создания элитарной государственной службы. Это стало возможным благодаря организации конкурсных экзаменов при замещении госдолжностей на основе их полной открытости. А для того чтобы гарантировать и поддерживать высокий уровень эффективности своих работников, государственные органы предоставляют зарплаты и пенсионные льготы, которые конкурентоспособны с аналогичными выплатами в частном секторе. Следует обратить также внимание и на то, что в Японии менеджмент государственной службы почти на всех уровнях, включая набор, продвижение, повышение, санкции и пенсии, поручен органу, не зависящему от правительства — Национальному управлению по кадрам. [20, с. 16]

     Эти и другие факты говорят о том, что если Россия желает войти в круг цивилизованных государств, то ей предстоит создать элитарную государственную службу, в которую стремились бы лучшие представители российского общества. Как показывает мировая практика, наилучшим способом гарантирования элитарной государственной службы является организация конкурсных экзаменов на основе их прозрачности. В этой связи Россия нуждается в законе о конкурсном отборе государственных служащих. Конкурсный отбор и продвижение государственных служащих позволит провести масштабную ротацию политической элиты, оказавшейся неспособной провести в жизнь политику эффективной модернизации страны.

     Менеджмент  в государственной службе имеет  свои особенности, проявляющиеся в: целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.

     Реализация  каждой функции менеджмента в  государственной службе обладает соответствующей спецификой:

     1) планирование и прогноз в государственных  учреждениях обычно исходят из  целей, устанавливаемых вышестоящими государственными органами, а в конечном счете – народом, гражданским обществом на основе демократического выбора руководства страны;

     2) организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую  структуру и соответствующие  этой иерархии управленческие процедуры. В связи с этим в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

     3) мотивация в государственной  службе в меньшей мере основывается  на денежном вознаграждении и  в большей мере – на стимулах  не денежного характера (престиж,  выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры);

     4) контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации. [9, с 46]

     «Администрирование» и «бюрократия» – данными терминами  часто обозначается специфика традиционного  менеджмента в государственной  службе РФ. Эти термины обозначают тяготение традиционного менеджмента в государственной службе к автократической модели управления, основополагающими характеристиками которой являются: следование инструкциям; разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет; концентрация власти и политической воли; ограничение свободы действий; административный контроль; авторитарный стиль управления.

     Cегодня, в сферах государственной службы России, в которых преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, преобладают традиционные бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается наилучшим. Однако во все большем числе конкретных сфер государственной службы требуются нестандартные решения постоянно возникающих новых задач. В этих сферах и должно происходить реформирование согласно новым веяниям времени. 

     2.3. Проблемы использования  маркетинг-менеджмента  в российских государственных  структурах 

      Проведенный в 2010 году статистическо-социологический  анализ позволяет выявить особенности  кадрового состава Администрации Самарской области и общие тенденции динамики его развития, а также оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время в кадровом корпусе государственной службы области, и на этой основе выявить уровень профессионализма и компетентности органов исполнительной власти Самарской области.

      Проведенные исследования показали, что общая  численность чиновников, занятых  в территориальных органах Администрации  составляет около 1700 человек. При этом 68% государственных служащих имеют  высшее образование. Вместе с тем каждый 2-ой чиновник заканчивал, как правило, технические высшие учебные заведения, каждый 7-ой имеет экономическое образование, а каждый 12-ый - юридическое.

      Из  этого можно сделать вывод, что  в аппарате, как и в прежние  годы недостает юристов, социологов, психологов, специалистов по работе с персоналом, организаторов государственной службы. Отсюда понятно, какое значение может иметь переподготовка и повышение квалификации.

      Значительный  интерес представляет возрастной состав государственных служащих районных администраций области. Занятые в территориальных органах Администрации распределяются следующим образом:

      1) до 40 лет - 80%,

      2) от 50 лет и старше - 25%.

      По  стажу работы на соответствующей  занимаемой должности можно выделить:

      1) до 1 года - 20%. Этот факт свидетельствует о необходимости работы по адаптации кадров.

      2) до 5 лет - 65%

      3) свыше 5 лет - 15% - для этой категории работников необходима переподготовка для новых условий и требований. Государственные служащие, имеющие стаж работы в органах исполнительной власти:

Информация о работе Использование маркетинг менеджмента в государственном управлении