История развития организационно — управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Содержание

Аннотация..........................................................................................1
Введение.............................................................................................3
1.Исторические этапы зарождения управленческой мысли...........4
1.1 Древние века....................................................................................4
1.2 Средние века....................................................................................5
1.3 Новое время......................................................................................5
2.Развитие управленческой мысли с позиции научных школ........8
2.1 Школа научного управления........................................................8
2.2 Административная (классическая) школа................................9
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.......10
2.4 Школа науки управления (количественная школа).............12
3.Основные подходы в теории и практике управления.................13
3.1 Процессный подход к управлению...........................................13
3.2 Системный подход к управлению............................................14
3.3 Ситуационный подход к управлению......................................14
4.Развитие управленческой мысли в России...................................15
4.1 Современные российские менеджеры.....................................26
4.2 Современные теории менеджмента и сферы возможных решений...................................................................................................29
5.Анализ системы управления на предприятии
ЗАО «Славянка»....................................................................................32
5.1 Применение школы менеджмента в компании
ЗАО«Славянка»....................................................................................33
5.2 Предложения по совершенствованию
системы управления.............................................................................34
Заключение.....................................................................................36
Список используемой литературы.............................................37
Приложение 1....................................................................................38
Приложение 2....................................................................................39
Приложение 3....................................................................................40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТО!.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Права и финансов»

Кафедра «Экономика и  управление проектами»

 

 

 

История развития организационно — управленческой мысли.

 

Пояснительная записка  к курсовой работе

По дисциплине «Теория организации»

ЮУрГУ – 080502.2012.1913 ПЗ КР

 

 

 

 

Руководитель работы

______________/ Р.Ш.Закиров 

_____________________/2012г.

Автор работы

студент группы ПиФ-350

____________/К.О.Наконечная

_____________________2012г.

Работа защищена

с оценкой

__________________________

_____________________2012г.

 

 

 

                                                   

                                                    Челябинск 2012

Аннотация

Наконечная К.О

История развития организационно-управленческой мысли.-Челябинск: ЮУрГУ, ПиФ-350, 40с., 1рис., 2табл.,библиогр. cписок- 4  наим.

 

Большой интерес  представляет собой рассмотрение исторического  аспекта развития систем управления. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров и услуг и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и закономерности, методы.

Изучение этапов развития систем управления имеет большое  значение для развития современного производства, так как эффективная  деятельность любой организации  неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.


   В первой главе я покажу зарождение организационно-управленческой мысли с древних времен по настоящее время

 Во второй главе рассмотрю развитие организационно-управленческой мысли со стороны различных управленческих школ

В третьей главе рассмотрю различные подходы к управлению

 

В четвертой главе рассмотрю развитие российской модели управления.

 

В пятой главе  рассмотрю влияние развития организационно – управленческой мысли на ЗАО “Славянка„

Оглавление

 

 

 

   Аннотация..........................................................................................1                                       

        Введение.............................................................................................3

1.Исторические этапы зарождения управленческой мысли...........4

   1.1 Древние века....................................................................................4

   1.2 Средние века....................................................................................5

   1.3 Новое время......................................................................................5

2.Развитие управленческой  мысли с позиции научных школ........8

   2.1 Школа научного управления........................................................8

   2.2 Административная (классическая) школа................................9

   2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.......10

   2.4  Школа науки управления (количественная школа).............12

3.Основные подходы в теории и практике управления.................13

    3.1 Процессный подход к управлению...........................................13

    3.2 Системный подход к управлению............................................14

    3.3 Ситуационный подход к управлению......................................14

4.Развитие управленческой  мысли в России...................................15

    4.1 Современные российские менеджеры.....................................26

    4.2 Современные теории менеджмента и сферы возможных решений...................................................................................................29

5.Анализ системы управления на предприятии 

ЗАО «Славянка»....................................................................................32

    5.1  Применение школы менеджмента в компании

 ЗАО«Славянка»....................................................................................33

    5.2  Предложения по совершенствованию

 системы управления.............................................................................34

    Заключение.....................................................................................36

    Список используемой литературы.............................................37

Приложение 1....................................................................................38

Приложение 2....................................................................................39

Приложение 3....................................................................................40

   

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического  опыта. Анализируя исторический опыт можно  избежать противоречий и ошибок, встречавшихся  на ранних этапах развития науки.

Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что - второстепенным.

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

Искусство управления формируется  на историческом фундаменте, знание истории  стимулирует поиск разнообразных  вариантов решений, из которых легче  выбрать наиболее удачный.

Все это в полной мере относится к современной науке управления. Она утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.

Не существует никаких  универсальных приемов или твердых  принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако существуют подходы, которые помогают руководителям  повысить вероятность эффективного достижения целей.

Искусство управлять - врожденное, ему практически невозможно научить, но возможно его грамотное использование, анализируя уроки истории, учиться не только на своих ошибках, но и использовать многолетний опыт других управленцев.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить цель работы:

Цель данной работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории управления. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ управления. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

1. Исторические этапы  зарождения управленческой мысли

1.1 Древние Века

В развитии теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов зарождения и развития исторической мысли:

- первые, самые простые,  зачаточные формы упорядочения  и организации совместного труда  существовали на стадии первобытно-общинного  строя. В это время управление  осуществлялось сообща всеми  членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности;

- переход к производящей  экономике стал точкой отсчета  в зарождении управления, вехой  в накоплении людьми определенных  знаний в этой области. Полагают, что возникновение письменности в Шумере (около 5000 лет до н.э.) объяснялось, главным образом, управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением большого количества имущества;

- египетское искусство  по возведению пирамид и гробниц  (между 4000 и 525 гг. до н.э.) свидетельствовало не только о достижениях строительной механики и техники, но и управления производством, огромным количеством работников (до 100 тыс. человек) в течении 20 лет. Очевидно, что люди которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали как планировать, но и проявляли способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления; Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006.

- кодекс вавилонского царя Хаммурапи установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Во времена другого вавилонского царя Навуходоносора применялось цветное кодирование при контроле продукции и выплата прогрессивной заработной платы;

География зарождения управленческой мысли в Древние века не ограничивалась одним каким-то регионом. Идеи эффективного управления государством, строительством, сельским хозяйством и т.д. высказывались  мыслителями не только Древнего Вавилона, но и Египта (Птаххотеп), Китая (Конфуций, Лао-Цзы), Греции (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Лукреций, Кар), Индии (Артхашастра), Древнего Рима (Теренций Варрон, Катон, Калумелла, Диоклетиан) и других государств. Наиболее зрелыми с точки зрения научной обоснованности высказываемых управленческих идей явились работы древнегреческих философов. Сократ считал, что правители, способные мудро и справедливо управлять государством, - это не те, кто выбран или получил власть путем обмана, а те, кто умеет это делать. Другой греческий философ Платон, может быть, один из первых среди ученых, исследовавших вопросы управления, обратил внимание в своем труде «Государство» на то, что управление (правление) не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена, и давал советы по управлению социальными общностями. Вслед за Платоном его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. /Ин-т организационных систем. -- М., 2000.

1.2 Средние века

В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими  после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Н. Макиавелли - основоположник новой науки - науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства - это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость - фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила - личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.-- 5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

1.3 Новое время

Период с ХVII в. по ХIХ  в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики. Томас Гоббс в своей работе «Левиафан…» утверждал, что естественное состояние человека было основано на правиле «Человек человеку - волк», отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998. Однако присущий человеку инстинкт самосохранения и способность здраво рассуждать позволили людям определить условия, при которых можно было избежать неприятностей естественного состояния. Эти условия - естественные законы: стремление к миру, отказ от чести своих прав ради мира и безопасности, соблюдение заключенных договоров и др. Однако естественные законы должны быть подкреплены властью государства, что обеспечит их выполнение. Государство обязано обеспечить безопасность граждан, поощрять торговлю, гарантировать свободу, которая есть право делать все, что не запрещено законом, бороться с идеологией, ведущей к распаду государства. Джон Локк также посвятил свои работы проблемам государственного устройства и управления. Соглашаясь с Т. Гоббсом в том, что люди по общему согласию создают государство, далее, в отличие от него, утверждал, что они же определяют и границы полномочий государства, которые должны быть достаточными для реализации гражданских интересов индивидов - главной цели всякого политического сообщества. Средствами для этого должны послужить законность, разделение властей, оптимальная форма правления и даже право народа на восстание при злоупотреблении властью. Государственное управление должно строиться на провозглашенных народом и известных ему законах. Идею разделения властей в дальнейшем развил французский мыслитель Ш.Л. Монтескье. Его учение оказало существенное влияние на развитие теории и практики правовой государственности. Мощным толчком к развитию управленческой мысли стала промышленная революция, начавшаяся в середине ХVIII в. в Англии. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Здесь необходимо назвать имена англичан-предпринимателей, инженеров, ученых, которые обратили внимание не только на инженерно-технические аспекты производства, но и социально-психологические: М. Болтона, Д. Уатта, Р. Аркрайта, Э. Юра, Ч. Бэббиджа. Одним из первых примеров комплексного научного подхода к управлению производством имел место в компании М. Болтона и Д. Уатта, где рабочий процесс стал осуществляться по заранее составленному проекту. Были изучены скорости каждой машины, с тем, чтобы узнать их производительность. После этого трудовые операции расчленили на более мелкие элементы, проанализировав которые, отбросили лишнее и составили новые, но уже более рациональные. По сути дела, был применен хронометраж, который позднее получил завершение у Тейлора. Кроме этого были осуществлены и другие инновации: стандартизированы и разбиты по группам производственные задачи, благодаря чему удалось осуществить тарификацию оплаты труда в зависимости от его содержания; введено дополнительное вознаграждение рабочих за превышение выработки; организован экономический учет. Большое внимание было уделено поддержанию высокой трудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всей производственной сферой: на выгодных для рабочих условиях строили жилые дома, практиковался так называемый заботливый стиль управления. Ряд идей научного подхода к управлению производством были высказаны также Р. Аркрайтом, Ч. Бэббиджем и Э. Юром. Англичанин Р. Аркрайт, официально считавшийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы прядильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, рационального размещения оборудования, координации работы машин и работников, обеспечения дисциплины труда ему удалось добиться непрерывности технологических процессов, что, в свою очередь, позволило существенно снизить издержки производства и добиться значительных успехов в борьбе с конкурентами. В сущности, Р. Аркрайт заложил основы того, что в современном менеджменте называется организацией производства. Ч. Бэббидж в своей книге «Экономика машин и промышленных предприятий», явившейся фактически первой в мире публикацией в области управления, обосновал необходимость разделения труда и специализации. Надо отметить, что Ч. Бэббидж в этом отношении не был пионером. Более чем за полвека до него А. Смит в своем труде “Богатство народа” достаточно убедительно доказал преимущества разделения физического труда. Ч. Бэббидж развил эту идею дальше, применив ее к сфере умственного труда. Его соотечественник Э. Юр в книге “Философия производства” изложил общие принципы, на основе которых должно быть организовано материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Таким образом, соглашаясь с необходимостью специализации, обоснованной А. Смитом и Ч. Бэббиджем, Э. Юр пошел дальше, обосновывая необходимость замены ручного труда специалистов машинами. Особо следует сказать о Р. Оуэне, который больше известен как представитель последней волны социалистов-утопистов, хотя с точки зрения его вклада в теорию и практику социального управления - это выдающаяся фигура. Он стал первым реформатором во взглядах на управление организацией. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были приличное жильё, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости, запретил труд детей не достигших 10 лет, сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов, развивал материальную заинтересованность с помощью дополнительных выплат за хорошую работу. Гончарова Н. Е. Теория управления: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006. В период бурного развития в ХХ в. капиталистического строя динамично рождались и развивались параллельно общественно-политические идеи в социальной сфере и организационные - в экономической.

Информация о работе История развития организационно — управленческой мысли