История развития организационно — управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Содержание

Аннотация..........................................................................................1
Введение.............................................................................................3
1.Исторические этапы зарождения управленческой мысли...........4
1.1 Древние века....................................................................................4
1.2 Средние века....................................................................................5
1.3 Новое время......................................................................................5
2.Развитие управленческой мысли с позиции научных школ........8
2.1 Школа научного управления........................................................8
2.2 Административная (классическая) школа................................9
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.......10
2.4 Школа науки управления (количественная школа).............12
3.Основные подходы в теории и практике управления.................13
3.1 Процессный подход к управлению...........................................13
3.2 Системный подход к управлению............................................14
3.3 Ситуационный подход к управлению......................................14
4.Развитие управленческой мысли в России...................................15
4.1 Современные российские менеджеры.....................................26
4.2 Современные теории менеджмента и сферы возможных решений...................................................................................................29
5.Анализ системы управления на предприятии
ЗАО «Славянка»....................................................................................32
5.1 Применение школы менеджмента в компании
ЗАО«Славянка»....................................................................................33
5.2 Предложения по совершенствованию
системы управления.............................................................................34
Заключение.....................................................................................36
Список используемой литературы.............................................37
Приложение 1....................................................................................38
Приложение 2....................................................................................39
Приложение 3....................................................................................40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ТО!.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

Принципиальный выход  здесь видится в переориентации человеческой активности в сферу  «священных игр» (Платон), играя в  которые человек мог бы укреплять  свой дух и получать радость жизни  как подлинно свободное существо. В частности, было бы полезно подумать о восстановлении и укреплении обрядовой стороны жизни, об использовании религиозных ритуалов и традиций, отработанных веками, о массовых праздничных действах, о спортивном движении и т. д.

В целом же речь должна идти о построении цивилизации, где гармонично сочетались бы основные разновидности деятельности -- деятельность для себя (эгодеятельность), деятельность для другого (служебная) и игра. При этом самоутверждение человека происходило бы преимущественно в сфере духа. Пусть в своем окончательном воплощении эта цивилизация была бы недостижима. Но, двигаясь в направлении ее, человек мог бы, самоограничиваясь в материальной сфере, реализовывать себя как духовно-социальное существо.

Подчеркнем, подобная перспектива -- всего лишь абстрактная возможность. Воплотить ее в жизнь неимоверно трудно. Но другого выхода, по-видимому, нет, поскольку длительное существование рыночной цивилизации весьма сомнительно. Кортенко Л. Социально-экономическое развитие общества и эволюция понятия "оценка персонала" // "Управление персоналом" N 11, июнь 2009 г. С.9

4.1 Современные российские менеджеры

Каждая организация - живой  организм. Работа организации - это  ее жизнь. У всех она складывается по-разному. Несмотря на большое количество работ, анализирующих причины успехов и неудач в бизнесе, практически невозможно сказать точно, отчего расцвела или, наоборот, закончила жизнь та или иная фирма. Опыт показывает: глубокие знания специалистов и профессионализм управленцев являются необходимыми, но недостаточными условиями постоянно эффективного бизнеса. Для стабильно успешной работы нужна некая жизненная энергия, получаемая из другого, во многом неведомого, источника. И зачастую, чтобы найти его, надо выйти за узкопрофессиональные рамки, стремясь к формированию более широкого видения мира и своего места в нем. Для компаний это воплощается в особенностях корпоративной культуры. В растущем количестве фирм склонны считать, что состояние души играет важную роль в успехе организации и во многих случаях является не только конкурентным преимуществом, но и фундаментом всей деятельности компании.

Сейчас в России работает первое поколение отечественных  менеджеров. Многие из них сделали  достаточно быструю карьеру в  условиях слабой конкуренции. Они занимают высокие посты просто потому, что подобно многим бизнесменам "первой волны" вовремя сориентировались и достаточно случайно попали в ту или иную быстро развивающуюся компанию.

С бизнесменами жизнь уже  многое расставила по своим местам. На смену персонажам авантюристического толка уже практически везде пришли более адекватные предприниматели. Аналогичные процессы происходят сейчас и в среде менеджеров. Для развития бизнеса необходимо осваивать эффективные технологии работы, модернизировать производство и т.д. В этом заинтересованы как собственники, так и наемные менеджеры. Бизнесу все больше требуются эффективные руководители, способные целенаправленно внедрять рациональные технологии управления и повышать результативность компаний.

Важнейшим фактором стабильно  эффективного бизнеса становится профессионально грамотный конструктивный менеджмент. В России, как и во всем цивилизованном мире, постоянное наращивание знаний и навыков менеджеров стало необходимым условием успешного бизнеса. Руководитель любого уровня должен быть обучаем и обязан повышать свое профессиональное мастерство. Ему также должен быть присущ творческий подход к управлению. Все это становится неотъемлемыми чертами отечественного топ-менеджера. Этого требует бизнес, этого требует жизнь. Руководители, не понявшие сути происходящих перемен и не начавшие осваивать рациональные технологии управления, столкнулись с большими трудностями.

В итоге процесс пошел: отечественные руководители все  более отчетливо осознают необходимость "регулярного" менеджмента, внедрения  эффективно-конструктивных управленческих технологий в своих компаниях. Современный топ-менеджер почувствовал острую потребность расширять и углублять свои базовые знания и навыки. В начале XXI в. стало заметно, как быстро отечественные управляющие освоили стандартные западные учебники. Безусловно, само по себе знакомство россиян с лучшими образцами теории и практики мирового менеджмента является положительным фактором развития отечественного бизнеса. Также позитивно и стремление применить зарубежный опыт в своих организациях. Однако попытки внедрения западных управленческих технологий сопряжены с большими проблемами. Очень часто эффект оказывается незначительным. Компании либо разочаровываются и теряют желание что-то изменить, либо продолжают тратить ресурсы на поиски все новых "правильных" решений. Шныренкова Л. Стандарты совершенства или разработка критериев оценки деятельности персонала // "Управление персоналом" N 14, июль 2009 г. С.40

Еще одна важная составляющая эффективно-конструктивного  менеджмента связана с ключевым параметром - эмоциональным состоянием персонала. Практика показывает, что зачастую разница в производственных успехах лишь отчасти зависит от знаний и навыков сотрудников. Кроме профессионализма важнейшим качеством руководителя оказывается не таранный, агрессивно-истеричный напор, а житейская мудрость и умение создать позитивный настрой.

Самые великолепные планы  и проекты часто губит отсутствие энтузиазма и хорошего настроения. Любые стратегические и тактические  проблемы решают люди, и если их чувства не соответствуют масштабу поставленных задач, то эффективность бизнеса резко снижается. Поэтому конструктивный менеджер должен быть эмоционально зрелым и компетентным. Согласно достаточно распространенной точке зрения работа не место для развлечений, а офис - территория "без эмоций".

В реальной жизни эффективность  работы во многом зависит от того, что  люди чувствуют, выполняя ее. Любую, даже самую тягомотную, работу можно делать весело, с огоньком. И наоборот, даже самой творческой деятельностью  можно заниматься со злобно-звериной серьезностью и агрессивной истеричностью. Корпоративное чувство юмора, взаимное внимание, множество ежедневных взрывов смеха на каждого сотрудника - важнейший стратегический ресурс любой компании. В конечном счете успех любого бизнеса зависит в том числе и от эмоционального настроя сотрудников.

Подавление и отсутствие эмоций - отнюдь не синонимы их рационализации. Подавление означает, что человек  силой воли заставляет себя не чувствовать  возникающих эмоций. Но при этом теряется информация, сообщаемая эмоциями. Более того, рано или поздно подавленные эмоции все равно найдут выход, и вполне вероятно, что восприятие ситуации будет искажено: люди начнут раздражаться, обвинять во всех неудачах фирму, других сотрудников, обстоятельства или, наоборот, заниматься самобичеванием. Эмоции в конечном счете влияют на все наши решения и действия. Эмоциональная компетентность - это способность определить свое состояние и оценить его влияние на наше поведение.

Если мы адекватно понимаем эмоциональные импульсы, то способны "подсказать" своему мозгу, что делать. Результатом становятся не только рациональные действия, но и спокойствие, внутренний баланс, устойчивость. Задача эмоционально зрелого, конструктивного руководителя - научиться предугадывать эмоции, направлять их в нужное русло, а не подпадать под их влияние. Эмоциональная компетентность - это отнюдь не исключительно "подавление и сокрытие" эмоций. Как и не свобода всегда выражать свои эмоции "без тормозов".

Понимая природу своих  эмоций, люди способны уберечь свои ощущения и восприятие действительности от искажения. Реальная оценка ситуации приводит к правильным действиям. Все это открывает большие перспективы и создает весомые конкурентные преимущества эмоционально разумным менеджерам и компаниям. Специалисты уже отмечали, что, по данным исследований успешных руководителей и компаний, эмоционально разумные и компетентные лидеры достигают лучших результатов, чем те, кто опирается исключительно на интеллект и знания в области менеджмента. Эмоциональная компетентность оказывается не только важным фактором гармонии в жизни людей, но и существенным конкурентным преимуществом в бизнесе. "Эмоционально разумные компании", стремящиеся понимать людей, по своим результатам все чаще и чаще превосходят компании, где такому пониманию не уделяется должного внимания. Удалова И. Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала в Российской Федерации: положительные и отрицательные аспекты // "Управление персоналом" 2008, N 6. С.23

Одним из аспектов такой разумности является эмоциональное понимание ключевых компетентов - людей, являющихся мозгом вашего бизнеса. Это может быть вашим важнейшим конкурентным преимуществом. Определив у себя людей, уход которых приведет к очень значимым, практически невосполнимым потерям для бизнеса, разумный руководитель начинает конкурировать за этот ценнейший трудовой ресурс. Зачастую такие работники больше всего ценят возможности роста и самовыражения. Элита любит перспективу. С ними нужно уметь договариваться. Иначе за вас это сделают другие. Эмоциональный контакт может сыграть в этом решающую роль. Не стоит жалеть усилий в этом направлении. Но еще раз подчеркнем: значительные затраты эмоционально-энергетических ресурсов оправданны, лишь когда речь идет о действительно элитных кадрах, обладающих уникальным для вас сочетанием квалификации, креативности и надежности. Шаповалов В. Проблема конкурентоспособности в управлении персоналом организации // "Управление персоналом" N 18, сентябрь 2008 г.С.31

4.2 Современные теории менеджмента и сферы возможных решений

Единственно правильных управленческих технологий не существует по определению, а здравый смысл является важнейшей  составляющей всех менеджерских действий. При всей очевидности и кажущейся  простоте таких утверждений на практике именно здесь возникает немалое количество проблем. Причем не только в России. Один из классиков менеджмента - П. Друкер еще в 1954 г. писал: "Оживленные дискуссии, которые ведутся сегодня о целях менеджмента на предприятии, в основном сводятся к поиску одной единственно правильной цели. Однако этот поиск не только может оказаться столь же бесплодным, как поиски "философского камня", но и причинить вред или направить усилия менеджеров по ложному пути. Управлять бизнесом - значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями. Для этого необходим здравый смысл. Поиск же единой цели - это, по существу, поиск магической формулы, которая сделает здравый смысл ненужным. Попытки заменить здравый смысл формулой всегда неразумны; единственно правильный путь управления бизнесом - это понять, что здравый смысл возможен и обязателен в этом процессе". Написано более 50 лет назад, но вполне актуально и сегодня.

Управленческие технологии несут в себе и широкие возможности, и серьезные опасности. Суть вопроса - кто, когда и как их применяет. Российские практики, с одной стороны, успешно используют менеджмент здравого смысла, с другой - тянутся к знаниям и разработкам мировой менеджерской мысли. Однако есть дистанция огромного размера между потребностями российского руководителя и западными трудами по проблемам управления. Они написаны в совсем иной среде, для людей с другой ментальностью и зачастую отражают реалии другого этапа эволюции общества и бизнеса.

Руководитель российского предприятия зачастую вынужден свой "совково-ленивый" или "интеллигентно-разболтанный" персонал, а также нетрезвую рабочую силу "дрессировать" в духе системы Тейлора или жестких методов, практикуемых в современных быстро развивающихся азиатских странах типа Гонконга, Сингапура, Тайваня или Южной Кореи. Но для повышения квалификации ему предлагают передовые разработки шведско-швейцаро-немецкого происхождения, воспевающие особенности методов формирования взаимоотношений австро-бельгийско-норвежских специалистов. В результате наш руководитель, с одной стороны, ощущает острую нехватку менеджерских знаний и навыков, с другой стороны, он всем своим существом чувствует неприменимость к своему реальному бизнесу большей части написанного о технологиях современного менеджмента.

Существенные различия трудовой этики разных социальных групп, населения различных территорий и работников разных отраслей имеются  практически везде. Одна из форм их проявления в России - широкое распространение  взглядов на взаимоотношения на производстве, соответствующих западным взглядам второй половины XIX в. Одновременно в новых рыночных организациях, занятых, прежде всего, в высокоинтеллектуальных сферах бизнеса, рабочая атмосфера напоминает западные "образцы" последней четверти ХХ в. Сафаров С. Социокультурные основы управления развитием кадрового потенциала // "Управление персоналом" N 15, август 2008 г. С.19

Конечно, знать историю  изменений в отношениях сторон, участвующих  в бизнесе, весьма полезно. Однако при  этом необходимо очень тщательно оценивать, на какой стадии эволюции находитесь вы и ваш персонал. Ошибки в данной сфере чреваты серьезными последствиями. Поэтому внедрение любых менеджерских технологий должно сопровождаться повышенной осторожностью. В одном случае использование элементов современного западного менеджмента вполне оправданно, в другом - явно преждевременно и неуместно. Например, сомнительно, что эффективность бизнеса существенно повысится, если американская компания попытается привить российским рабочим настоящую японскую культуру массового производства.

Бизнес вообще и каждое предприятие в частности проходит все стадии, но своего - национального - развития. Главное - понять, на каком  этапе находитесь вы и ваша рабочая  сила в компании, отрасли и регионе. В зависимости от этого можно, например, оценить, что сейчас важнее: развивать творческое начало или наводить элементарный порядок. Порой необходимо заниматься жестким менеджментом, направленным на выбивание духа "совка" и разгильдяйства. Но важно не пропустить момент, когда целесообразно начать внедрение элементов коллективного творчества, командообразования и т.д.

Информация о работе История развития организационно — управленческой мысли