Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа
Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.
Введение………………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32
А) Разработать причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34
Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива…………………………………………………………………………35-38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………….40
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического
климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава
3. Разработка методики изучения социально-психологического
климата в коллективе……………………………………………………
А) Разработать
причинно-следственную диаграмму низкой
эффективности социально-
Б) Разработать
анкету выявляющую мнение сотрудников
о социально-психологическом
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение
В условиях организации
Совершенствование социально-
Эффективность совместной
В работе я использовала методику
«Экспресс-диагностики
Объектом исследования явился коллектив организации.
Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.
Основной целью данной курсовой работы является изучение социально-психологического климата коллектива современной организации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Всестороннее
изучение природы социально-
Глава 1. Теоретические
аспекты социально-психологического
климата в организации
Понятие социально-психологического
климата
Эффективность профессиональной деятельности сотрудников организации во многом зависит от таких социально-психологических явлений, как психологический климат в коллективе, эмоциональная окраска взаимоотношений между работниками, степень согласованности формальных и неформальных структур в организации, сплоченность трудового коллектива. Особую роль в этом перечне занимает социально-психологический климат.
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии.Сейчас это устоявшееся понятие, которое характеризует психологическую сторону взаимоотношений между людьми.
В
настоящее время существует множество
определений социально-
Для того чтобы сориентироваться в этих терминах, рассмотрим более подробно понятие «психологический климат» и его компоненты.
Психологический климат — это комплексное эмоционально- психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.
В
психологическом климате
Социальный компонент определяется особенностями социальных связей между сотрудниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом, является результатом характера взаимодействия и взаимоотношений, в том числе неофициальных между работниками.
Моральный компонент определяется отношением сотрудником к выполняемой ими деятельности, установленным нормам и правилам, а также общей удовлетворенностью сотрудников условиями и результатами труда.
Соответственно, психологический климат условно разделяется на социально-психологический и морально-психологический. В упрощенном виде можно сказать, что первый определяется преимущественно межличностными отношениями в коллективе, создающими стойкие групповые настроения; в то время как второй- общей удовлетворенностью сотрудников условиями труда и самой деятельностью.
Несмотря
на то что на практике понятия «социально-
При диагностике психологического климата, а также при организации мероприятий по его формированию полезно учитывать, что психологиче- кий климат проявляется на двух уровнях: глубинном и поверхностном. Глушимый (относительно статичный) уровень — это отражение устойчивых взаимоотношений членов коллектива и их удовлетворенности работой, которые являются результатом «прошлого опыта» взаимодействия и совместной деятельности членов коллектива. Поверхностный (динамический) уровень — актуальное эмоциональное настроение сотрудников или психологическая атмосфера в коллективе.
Иными
словами, глубинный уровень
Ситуативное
изменение психологической
Итак, психологический климат-это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом. Социально-психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими.
Психологический
климат является комплексной психологической
характеристикой отражающей состояние
взаимоотношений и степень удовлетворенности
персонала различными факторами жизнедеятельности
коллектива
Существует несколько основных подходов, которые раскрывают понятие сущности социально-психологического климата в коллективе.
В отечественной социальной
психологии впервые термин «
Одним из первых раскрыл
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирован™. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Информация о работе Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации