Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32
А) Разработать причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34
Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива…………………………………………………………………………35-38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

                                                       Содержание

 
Введение………………………………………………………………………………………..2-3 
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.

1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6

1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9

1.3. Структура  социально-психологического климата в организации…………………10-11

1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12

1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19

Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.

2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27

2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29

Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32

А) Разработать  причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34

Б) Разработать  анкету выявляющую мнение сотрудников  о социально-психологическом климате  коллектива…………………………………………………………………………35-38

Заключение……………………………………………………………………………………...39

Список  используемой литературы…………………………………………………………….40 
Введение
 

     В условиях организации современного  общества постоянно растет интерес  к явлению социально-психологического  климата коллектива. Актуальность  данной проблемы диктуется прежде  всего возросшими требованиями  к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

     Совершенствование социально-психологического  климата коллектива - это задача  развертывания социального и  психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

     Эффективность совместной деятельности  во многом зависит от оптимальной  реализации личностных и групповых  возможностей. Благоприятная атмосфера  в группе не только продуктивно  влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности.

     В работе я использовала  методику  «Экспресс-диагностики социально-психологического  климата в коллективе», разработанную  санкт-петербургскими психологами О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, методику определения групповой сплоченности Сишора  и собственную разработанную методику.

     Объектом исследования явился коллектив организации.

     Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.

     Основной целью данной курсовой  работы является изучение  социально-психологического климата коллектива современной организации.

     Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты социально-психологического климата в организации;
  2. Изучить методы исследования социально-психологического климата в организации;
  3. Сформулировать критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе;
  4. Разработать методику изучения социально-психологического климата коллектива.

Всестороннее  изучение природы социально-психологического климата в коллективе позволит выявить  проблемы во взаимоотношениях членов коллектива и подобрать методы развития благоприятного социально-психологического климата. 
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации 
Понятие социально-психологического климата
 

   Эффективность профессиональной деятельности сотрудников организации во многом зависит от таких социально-психологических явлений, как психологический климат в коллективе, эмоциональная окраска взаимоотношений между работниками, степень согласованности формальных и неформальных структур в организации, сплоченность трудового коллектива. Особую роль в этом перечне занимает социально-психологический климат.

   В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии.Сейчас это устоявшееся понятие, которое характеризует психологическую  сторону взаимоотношений между людьми.

   В настоящее время существует множество  определений социально-психологического климата, психологического климата, морально-психологического климата, которые часто взаимоперекликаются или подменяются.  

Для того чтобы  сориентироваться в этих терминах, рассмотрим более подробно понятие «психологический климат» и его компоненты.

   Психологический климат — это комплексное эмоционально- психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.

   В психологическом климате выделяются два основных компонента: социальный и моральный.

   Социальный компонент определяется особенностями социальных связей между сотрудниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом, является результатом характера взаимодействия и взаимоотношений, в том числе неофициальных между работниками.

   Моральный компонент определяется отношением сотрудником к выполняемой ими деятельности, установленным нормам и правилам, а также  общей удовлетворенностью сотрудников условиями и результатами труда.

   Соответственно, психологический климат условно разделяется на социально-психологический и морально-психологический. В упрощенном виде можно сказать, что первый определяется преимущественно межличностными отношениями в коллективе, создающими стойкие групповые настроения; в то время как второй- общей удовлетворенностью сотрудников условиями труда и самой деятельностью.

  Несмотря  на то что на практике понятия «социально-психологический  мтат» и «морально-психологический  климат» часто не разделяются  или Изменяются, следует понимать, что это не тождественные, хотя и взаимопроникающие феномены и понятия, которые являются составляющими психологического климата в целом, но формируются под влиянием различных факторов. Соответственно, возможны варианты, когда социально-психологикий климат в коллективе может сохраняться как в общем благоприятный (у сотрудников хорошие взаимоотношения друг с другом, они готовы к взаимопомощи и поддержке друг друга), в то время как морально-психологический климат в этом же коллективе может быть неблагоприятный, подавленный( например, в случаях, когда сотрудники устойчиво не удовлетворены условиями осуществления деятельности, полученными результатами или формой поощрения). В этом случае проводить такие часто рекомендуемые мероприятия по оптимизации социально-психологического климата, как сплочение коллектива, оптимизация взаимодействия и взаимоотношений, не эффективно.

  При диагностике психологического климата, а также при организации мероприятий по его формированию полезно учитывать, что психологиче- кий климат проявляется на двух уровнях: глубинном и поверхностном. Глушимый (относительно статичный) уровень — это отражение устойчивых взаимоотношений членов коллектива и их удовлетворенности работой, которые являются результатом «прошлого опыта» взаимодействия и совместной деятельности членов коллектива. Поверхностный (динамический) уровень — актуальное эмоциональное настроение сотрудников или психологическая атмосфера в коллективе.

  Иными словами, глубинный уровень психологического климата — это устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформиро- ишись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность. Психологическая атмосфера» — более динамичная, эмоциональная характеристика, она формируется, с одной стороны, на основе влияния актуальных ситуативных условий, а с другой стороны — устойчивых взаимоотношении в коллективе, отношения сотрудников к работе и результатам деятельности являющихся составляющими глубинного уровня. При этом полезно понимать, что в каждый момент времени человек преимущественно ощущает влияние именно актуальной в настоящее время психологической атмосферы в колективе. Ежедневная психологическая атмосфера в коллективе как общий эмоцианальный  фон влияет на настроение и работоспособность каждой личности в отдельности в течение рабочего дня.

  Ситуативное изменение психологической атмосферы  в коллективе возможно при предъявлении достаточно значимых для сотрудников  внешних факторов (приятное или неприятное известие). Однако при угасании влияния  этих ситуативных факторов психологическая атмосфера обычно возвращается в состояние, соответствующее глубинному состоянию психологического климата. И лишь продолжительное, устойчивое сохранение  определенной психологической атмосферы в коллективе способно изменять психологический климат на глубинном уровне.

  Итак, психологический  климат-это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации.  Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач, как собственных, так и коллег, организации в целом.  Социально-психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к  полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими.

  Психологический климат является комплексной психологической характеристикой отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности персонала различными факторами жизнедеятельности коллектива  
 
 

Сущность  социально-психологического климата

     Существует  несколько основных подходов, которые раскрывают понятие сущности социально-психологического климата в коллективе.

     В отечественной  социальной  психологии впервые термин «психологический  климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадении характеров, интересов, склонностей.

    Одним из первых раскрыл содержание  социально-психологического климата В.М. Шепель. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников, как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

     В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

     Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирован™. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

     Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Информация о работе Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации