Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32
А) Разработать причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34
Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива…………………………………………………………………………35-38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)
 

         В этом тесте надо сначала  прочитать каждое утверждение  слева, затем – справа и  дать оценку по шкале: +3 +2 +1 0 -1 -2 -3

    Эти оценки обозначают:

    +(-)3 – свойство, указанное слева (справа), проявляется всегда;

    +(-)2 – свойство, указанное слева (справа), проявляется в большинстве случаев;

    +(-)1 – свойство, указанное слева (справа), проявляется нередко;

    0 – свойства, указанные слева и справа, проявляются в одинаковой степени

    Я провела данное тестирование в группе. В нем приняли участие 21 человек из 24. Результаты получились следующие:

    - у 8 человек результаты свыше  +10 баллов;

    - 7 человек с результатами от 0 до +10 баллов;

    - 3 человека имеют результат 0 баллов;

    -у  1 человека результат -1 балл;

    - у 1 человека результат -2 балла;

    - у 1 человека получился результат  -16 баллов.

    По  полученным результатам видно, что  взаимоотношения в группе сложные  и неоднозначные. Интервал набранных баллов от -16 до +25 включительно. Особенно резко выделяются результаты теста одного из студентов. Они очень сильно отличаются от других, даже отрицательных результатов. Этот человек расценивает климат в группе как крайне неблагоприятный. 5 студентов расценивают климат как неустойчивый неблагоприятный.

    Но, несмотря на это, большинство студентов  оценили климат в группе как благоприятный  и крайне благоприятный.

    Я думаю причиной таких результатов  можно считать распад коллектива на неформальные группы, каждая из которых занимает своё определённое место в группе. Члены этих групп выказывают разную заинтересованность к коллективным делам группы. К разным студентам члены коллектива относятся по-разному. Также причиной может являться психологическая несовместимость отдельных студентов. В нашей группе больше половины студентов являются холериками, этот тип темперамента значительно преобладает над другими. Это также указывает на излишнюю эмоциональность группы, которая может нередко приводит к мелким стычкам и конфликтам, что в свою очередь усугубляет обстановку в коллективе.

    Также я считаю, что к основной причине  можно отнести неоднозначность  результатов. На результаты могло повлиять настроение отдельных студентов  на момент тестирования, в целом  обстановка в группе на определенный момент времени. Проведение тестирование было в конце семестра, студенты были заняты заботами в связи с исправлением задолженностей по предметам, мыслями о предстоящей сессии и сдаче курсовой.  К тому же некоторые студенты отнеслись к тесту достаточно несерьезно, отвечали, особо не задумываясь.  

  А) Разработка причинно-следственной диаграммы низкой эффективности социально-психологического климата в организации.

     В моей курсовой работе причинно-следственная  диаграмма нужна для того, чтобы выявить какие факторы влияют на низкую эффективность социально-психологического климата в коллективе. Диаграмма позволяет представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. 

 

     Для того чтобы повысить социально-психологический климат можно составить дерево целей. Дерево целей предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели. С помощью графического представления дерева целей можно точно определить главную цель, которой является повышение СПК в коллективе и подцели, необходимые для осуществления главной цели.

 
 

 
 

Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива.

     Для выявления социально-психологического  климата коллектива,  отношений  сотрудников друг к другу, я  разработала анкету.

Цель  исследования:

От психологического климата в трудовом коллективе зависит  как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. Данная анкета позволяет выявить, насколько сотрудники довольны работой в трудовом коллективе. Анкетирование необходимо проводить анонимно. В зависимости от задач исследования, полученные результаты можно обсудить либо только с руководителями коллектива, либо со всеми его членами.

Инструкция  и анкета:

 

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие  в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:

1)  внимательно  прочитать варианты ответов 

2) выбрать  один из них, наиболее соответствующий  вашему мнению и поставить  знак «+» напротив него 

3) если  ответ не предлагает вариантов,  напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк 

  1. Ваш пол:

А) мужской

Б) женский

  1. Образование:

А) незаконченное  среднее

Б)  среднее

В)  среднее  специальное

Г)  высшее

  1. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди

Б) в  нашем коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает

  1. Вам нравится работать в нашем коллективе?

 А)  да, меня все устраивает

Б) не знаю, не задумывался над этим

В) меня многое не устраивает

  1. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

А) дружеская

Б) атмосфера  взаимного уважения

В) деловая  атмосфера

Г) «каждый  сам за себя»

Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера  

 

  1. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

А) как  можно чаще

Б) 1-2 раза в год

В) я  не люблю подобных мероприятий

  1. Считаете ли вы, что было бы лучше, если бы члены нашего коллектива жили близко друг от друга?

А) да, конечно

Б) скорее да, чем нет

В) не задумывалась над этим

Г) скорее да, чем нет

Д) нет

  1. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?__________________________________________
  2. Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?

А) да, конечно

Б) затрудняюсь  ответить

В) нет

  1. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?

А) проведение совместного отдыха

Б) совместное решение производственных проблем

В) совместное решение личных проблем

Г) увеличение зарплаты

  1. Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?

А) профессиональные

Б) личные

В) никакие

  1. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?

 А)  я с удовольствием общаюсь со всеми

 Б)  со всеми понемногу

 В)  с теми, с кем непосредственно  работаю

 Г)  только с начальством по производственным  вопросам

 Д)  стараюсь свести общение со  всеми к минимуму 

 

  1. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?

А) достаточно легко

Б) они  долго держаться особняком

В) не знаю, не задумывалась над этим

  1. Могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) не знаю, не задумывалась над этим

Г) пожалуй, нет

Д) нет

  1. Оцените сплоченность коллектива нашей организации по 5-ти бальной шкале. Min 1________2________3________4________5max
  2. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов нашего коллектива?

А) никогда

Б) редко, от случая к случаю

В) с  определенными людьми

Г) стараюсь избегать людей, с которыми может  возникнуть конфликт

Д) постоянно

  1. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.

А) до 25 лет

Б) 26-40 лет

В) 41-55

Г) старше 55 лет

  1. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.

А) менее  года

Б) 1-3 года

В) 4-10 лет

Г) более 10 лет

  1. Устраивают ли вас отношения с вашим непосредственным руководителем?

А) да

Б) пожалуй, да

В) не знаю, не задумывалась над этим 

Г) пожалуй, нет

Д) нет

  1. Достаточно ли ваша работа для вас интересна и разнообразна?

А) да

Б) пожалуй, да

В) не знаю, не задумывалась над этим

Г) пожалуй, нет

Д) нет 

Благодарим  за участие! 

Заключение

 

       В ходе курсовой работы мною была проведена систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по теме «Социально-психологический климат в коллективе». Также я развила навыки самостоятельной работы и овладела методикой проведения исследований по теме «Социально-психологический климат в коллективе». Произвела анализ литературы по выбранной мною теме.

    При написании работы провела анализ социально-психологического климата в своей группе ГМУ-31. Результаты показали, что в целом климат в группе благоприятный. Большинство студентов считает атмосферу в коллективе благоприятной, но отдельные студенты расценили климат, как неустойчивый неблагоприятный, а один студент посчитал климат крайне неблагоприятным.

    Также я разработала причинно-следственную диаграмму низкой эффективности  социально-психологического коллектива, которая показывает, насколько важен благоприятный социально-психологический климат в коллективе насколько он влияет на  работоспособность сотрудников удовлетворение работой

Информация о работе Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации