Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32
А) Разработать причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34
Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива…………………………………………………………………………35-38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

     Авторами методики являются О.С.  Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика  разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.

      Опыт показывает, что проводимые  исследования психологического  климата, как правило, преследуют  две цели:

      1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи  между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

      2) выработку конкретных рекомендаций  по оптимизации психологического  климата в коллективе.

      Если для решения второй группы  задач необходимо создание в  каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает  практика, возникает потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

      Психологический климат первичного  трудового коллектива понимается  авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Тестовый  материал

      Инструкция: "Просим Вас принять  участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".

      Для ответа на предлагаемые  вопросы необходимо:

      а) внимательно прочитать варианты  ответа;

      б) выбрать один из них, наиболее  соответствующий Вашему мнению;

      в) поставить знак "+" в пустой  клетке против выбранного Вами  ответа.

      1. Отметьте, пожалуйста, с каким из  приведенных ниже утверждений  Вы больше всего согласны?

 

     Обработка результатов 

     

      Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +!;-!; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

      - положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак);

      - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

      - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие  случаи: на все три вопроса  дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

      Полученные по всей выборке  данные можно свести в таблицу  следующего вида.  

      

где  (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

(-) - количество  отрицательных ответов,

n - число  членов коллектива, принявших участие  в исследовании.

     Очевидно, что для любого компонента  средние оценки могут располагаться  в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.

      Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными.

      Произведенные вычисления позволяют  вывести структуру отношения  к коллективу для рассматриваемого  подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

      1) полностью положительное; 

      2) положительное; 

      3) полностью отрицательное;

      4) отрицательное; 

      5) противоречивое, неопределенное.

      В первом случае психологический  климат коллектива трактуется  как весьма благоприятный; во  втором - как в целом благоприятный;  в третьем - как совершенно  неудовлетворительный;

     в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

      В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному  компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

      Обследование по данной методике  может проводиться как индивидуально,  так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов  дает возможность быстрого их  получения. 
 
 
 

      
 
 

     

Критерии  благоприятного и  неблагоприятного климата  в коллективе 

     В  качестве показателей благоприятного  и неблагоприятного социально-психологического  климата в коллективе можно  привести следующие:

     Показатели благоприятного социально-психологического климата:

  • В коллективе преобладает деловое, творческое настроение в течение рабочего дня: бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении.
  • Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, высказывается добрая конструктивная критика.
  • В коллективе хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, принято поддерживать слабых, выступать в их защиту, помогать новичкам.
  • Сотрудники организации активны, полны энергии, быстро откликаются, проявляется взаимопомощь и взаимовыручка сотрудников, готовность «прикрыть» коллегу при необходимости.
  • Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации, в случаях успеха сотрудники испытывают чувство гордости за коллег и свою организацию, неудачи переживаются как собственные.
  • В отношениях между структурными подразделениями внутри организации (участками, отделами, бригадами и т. п.) или между микрогруппами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание и сотрудничество.
  • Низкая текучесть кадров. Сотрудники отказываются переводиться в другие подразделения на равнозначные, а порой и вышестоящие должности.
  • В трудные для организации времена происходит сплочение и эмоциональное единение коллектива («один — за всех, и все — за одного»).

     Показатели неблагоприятного социально-психологического климата:

  • В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу.
  • Отношения строятся на принципах конкуренции и подавления, сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом и нежелание участвовать общих корпоративных мероприятиях (праздниках, совместных поздравлениях юбиляров и т. п.); в коллективе принято распространение слухов и сплетен друг о друге, критические замечания носят характер явных или скрытых выпадом.
  • Проявляются скрытая критика руководителя и обсуждение его указаний в «кулуарах», отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях; коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», проявляются элементы мобинга, равнодушное или агрессивное отношение к новичкам.
  • Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело — каждый думает только о своих интересах и не стремится добиваться общих высоких показателей в труде.
  • Успехи коллег оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть, неудачи не находят эмоционального отклика у ее членов или вызывают злорадство.
  • Высокая текучесть кадров, частые переходы сотрудников в другие подразделения на равнозначные должности.
  • В трудные для организации времена в коллективе возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты, значительно повышается текучесть кадров.
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе 

     Для  изучения социально-психологического  климата в коллективе я разработала  собственную методику.

     Объектом исследования для своей  курсовой работы я выбрала  свою группу ГМУ-31. Это коллектив  студентов, обучающихся по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» уже третий год.  Студенты активно взаимодействуют  между собой и со студентами из других групп. В коллективе образованы неформальные группы, их состав периодически меняется, данные группы также взаимодействуют, общаются между собой. Большинство членов неформальных групп поддерживают отношения и за пределами института.

     Психологический климат в коллективе  обычно рассматривается как атмосфера,  которая создается в коллективе, или как настрой. Для оценки  климата можно использовать следующий  тест.

Позитивные

характеристики

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Негативные

Характеристики

1.преобладает  добрый жизнерадостный тон настроения               Преобладает подавленное  настроение
2.доброжелательность  во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия
3. членам коллектива нравиться  быть вместе               Члены коллектива не любят совместную работу
4.успех  и неудачи товарищей вызывают  сопереживание               Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
5.члены  коллектива с уважением относятся  друг к другу               Каждый нетерпим к мнению сослуживца
6.один  за всех, все за одного               Каждый сам  за себя
7. чувство гордости за коллектив               Равнодушие  друг к другу
8. каждый активен и энергичен               Каждый инертен  и пассивен
9. совместные дела всех увлекают               Коллектив невозможно поднять на совместное дело
10. в коллективе справедливо относятся  друг к другу               Коллектив распадается  на привилегированных и отверженных

Информация о работе Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации