Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата малой группы, их динамика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации.
1.1. Понятие социально-психологического климата………………………………………...4-6
1.2. Сущность социально-психологического климата в организации……………………..7-9
1.3. Структура социально-психологического климата в организации…………………10-11
1.4. Модели социально-психологического климата…………………………………………12
1.5. Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации……13-19
Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации.
2.1. Методы изучения социально-психологического климата…………………………...20-27
2.2. Критерии благоприятного и неблагоприятного климата в коллективе…………….28-29
Глава 3. Разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………..30-32
А) Разработать причинно-следственную диаграмму низкой эффективности социально-психологического климата в организации………………………………………………...32-34
Б) Разработать анкету выявляющую мнение сотрудников о социально-психологическом климате коллектива…………………………………………………………………………35-38
Заключение……………………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 936.00 Кб (Скачать документ)

Характер  выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Выделяют  три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  1. Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.
  2. Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.
  3. Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию. Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Характер  коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:

Демократический стиль развивает общительность  и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК. Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как, например, в спорте или в армии. Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

     Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции. Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект.         Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя. Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

     Таким образом, руководитель может  существенно повлиять на характер  межличностных отношений в рабочем  коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

   Эти факторы оказывают комплексное  влияние на психологический климат в организации, который принято оценивать по шкале «благоприятный - неблагоприятный». При этом  процессе изучения психологического климата обычно рассматриваются и анализируются лишь те факторы, на которые можно повлиять. Поэтому для различных организаций и коллективов разрабатываются (подбираются) соответствующие методики.

 

Глава 2. Изучение социально-психологического климата в организации. 

Методы  изучения социально-психологического климата. 

     Существует несколько методов  изучения социально-психологического климата в коллективе организации. Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

 - наблюдение – самый главный метод работы психолога;

 - интервью с руководителями подразделений организации и их работниками;

 - опрос работников по специально разработанной анкете;

 - анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда;

 - тестирование сотрудников коллектива;

 - метод социометрических измерений (социометрия);

 - «экспресс – методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

     В своей курсовой работе я  более подробно раскрою содержание  наиболее распространенных методов  изучения СПК.

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ)

     Термин "социометрия" означает  измерение межличностных взаимоотношений  в группе. Основоположник социометрии  известный американский психиатр  и социальный психолог Дж. Морено  не случайно так назвал этот  метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

      Социометрическая техника применяется  для диагностики межличностных  и межгрупповых отношений в  целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

      Вместе с официальной или формальной  структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

      Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

      Наиболее общей задачей социометрии  является изучение неофициального  структурного аспекта социальной  группы и царящей в ней психологической  атмосферы.

 МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА 

      Групповая сплоченность - чрезвычайно  важный параметр, показывающий степень  интеграции группы, ее сплочения  в единое целое, - можно определить  не только путем расчета соответствующих  социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

      I. Как Вы оценили бы свою  принадлежность к группе?

      1. Чувствую себя ее членом, частью  коллектива (5).

      2. Участвую в большинстве видов  деятельности (4).

      3. Участвую в одних видах деятельности  и не участвую в других (3).

      4. Не чувствую, что являюсь членом  группы (2).

      5. Живу и существую отдельно  от нее (1).

      6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

     

      П. Перешли бы Вы в другую  группу, если бы предоставилась  такая возможность (без изменения прочих условий)?

      1. Да, очень хотел бы перейти  (1).

      2. Скорее, перешел бы, чем остался  (2).

      3. Не вижу никакой разницы (3).

      4. Скорее всего, остался бы  в своей группе (4).

      5. Очень хотел бы остаться в  своей группе (5).

      6. Не знаю, трудно сказать (1).

     

      III. Каковы взаимоотношения между  членами Вашей группы?

      1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

      2. Примерно такие же, как и в  большинстве коллективов (2).

      3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

      4. Не знаю, трудно сказать (1).

     

      IV. Какие у Вас взаимоотношения  с руководством?

      1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

      2. Примерно такие же, как и в  большинстве коллективов (2).

      3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

      4. Не знаю (1).

     

      V. Каково отношение к делу (учебе  и т.п.) в Вашем коллективе?

      1. Лучше, чем в большинстве  коллективов (3).

      2. Примерно такие же, как и в  большинстве коллективов (2).

      3. Хуже, чем в большинстве коллективов  (1).

      4. Не знаю (1).

      
 
 

   "ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА" ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 

Информация о работе Изучение социально-пихологического климата коллектива в организации