Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета и анализа затрат на качество.………………...4
1.1 Экономическая сущность и определение понятия затрат на качество……4
1.2 Методы учета и анализа затрат на качество продукции…………………....8
1.3 Анализ брака и потерь от брака………………………………………….…19
2.1 Информационная база для учета и анализа затрат на качество продукции………………………………………………………………………...22
2.2. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………………..23
3. Повышение уровня качества продукции на предприятии………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

менеджмент качества - курсовая.docx

— 75.32 Кб (Скачать документ)
 
 

 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы учета и анализа затрат на качество.………………...4

1.1 Экономическая сущность и определение понятия затрат на качество……4

1.2 Методы учета и анализа затрат на качество продукции…………………....8

1.3 Анализ брака и потерь от брака………………………………………….…19

2.1 Информационная база для учета и анализа затрат на качество продукции………………………………………………………………………...22

2.2. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………………..23

3. Повышение уровня качества продукции на предприятии………………….28

Заключение…………………………………………………………………….....32

Список  использованной литературы……………………………..…………….33 

 

      Введение

       Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

       Качество  продукции относится к числу  важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей  неценовой конкуренции. Повышение  технического уровня и качества продукции  определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности  производства в целом, оказывает  существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность  отечественных товаров и жизненный  уровень населения страны.

       При одинаковой группе товаров на рынке  организация может иметь продукцию  более высокого качества, но по цене такой же как у конкурента, или  такого же качества как у конкурента, но по цене ниже. Данный подход позволяет  предприятию выживать и развиваться  в условиях свободной конкуренции. При прочих равных условиях реальные возможности увеличения финансовых результатов для любого хозяйствующего субъекта обеспечиваются за счет снижения затрат, при этом важную роль играют затраты на качество, как перспективное  направление в решении данной проблемы.

       Комплексность процесса управления качеством в  современных условиях предполагает воздействие на объект управления со стороны производственных, управленческих отделов и служб предприятия, что требует полного информационного  обеспечения. В связи с чем  представляется актуальным организация  учетно-аналитической системы, обеспечивающей сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков для взаимодействия всех функций управления качеством на предприятии.

       Научная новизна исследования заключается в решении важных теоретико-методологических и организационно- методических проблем учета и анализа затрат на качество, имеющих существенное значение для повышения конкурентоспособности организаций в современных условиях хозяйствования.

       В процессе работы использовались общенаучные  методы исследования — анализ и  синтез, индукция и дедукция, конкретизация  и абстрагирование, сравнение и  аналогия.

       Целью курсовой работы является разработка теоретических основ учета и анализа затрат на качество, разработка путей повышения качества продукции.

       В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

       - уточнить базовые определения и раскрыть экономическую природу и сущность затрат на качество;

       - определить методы учета и анализа затрат на качество;

       - уточнить сведения о анализе брака и потерях от брака;

       - определить факторы и резервы  снижения себестоимости продукции;

       - разработать предложения повышения  уровня качества продукции на предприятии.

       Объектом  исследования является учетно-аналитическая система, обеспечивающая сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков для взаимодействия всех функций управления качеством на предприятии.

       Предметом исследования является комплекс теоретических  и методических вопросов организации  учета и анализа затрат на качество, связанных с необходимостью обоснования  экономической и сущности затрат на качество, совершенствования системы  учета затрат на качество.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

      1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

       По  мере развития рыночных отношений успешный выход из экономического кризиса, формирование эффективной рыночной экономики, интегрирование в мировое хозяйство российских предприятий и организаций невозможно без радикального решения проблемы качества. В настоящее время конкурентоспособность  любого предприятия, независимо от формы  собственности и размеров, зависит  в первую очередь от качества выпускаемой  продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, то есть от того, в какой степени предприятие  удовлетворяет запросы потребителя. Более высокое качество и такая  же цена, как у конкурента, или  такое же качество и более низкая цена, чем у конкурента - вот формула  конкурентоспособности организации, поэтому качество продукции (работ, услуг) является основной целью действующего хозяйственного механизма организации  и основным орудием борьбы с конкурентом. Одним из важнейших инструментов достижения поставленной цели, по нашему мнению, является построение учетно-аналитической системы, аккумулирующей информацию о затратах на качество, как составляющей себестоимости продукции (работ, услуг) и тем самым влияющей на цену. При этом бухгалтерский учет затрат на качество не должен ограничиваться простым отражением величины затрат на качество. Он должен активно воздействовать на затраты на качество, посредством регулирования хозяйственной деятельности, проведения экономического анализа, предупреждения возникновения диспропорций и сбоев в производстве и реализации продукции (работ, услуг).

       Эффективность организации учета и анализа  любого объекта во многом зависит  от правильного понимания его  содержания и специфических особенностей. В связи с чем необходимо уточнить понятие “качество” (в соответствии с СТБ ИСО 9000: 2006 Основные положения и словарь) и его классификацию.

       Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

       Обеспечение качества продукции связано с  определенными затратами. Они образуются на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от разработки продукции  до ее реализации и послепродажного  обслуживания. Укрупнено все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

  • Научно-технические и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.
  • В общем случае управленческие затраты связаны с гарантией качества изделия. Они включают:
  1. транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;
  1. снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные – соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;
  2. затраты на подразделение, контролирующие производство;
  3. затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
  4. затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
  • Производственные затраты, в свою очередь, можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету.

       Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через  заработную плату).

       С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, необходимо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции  и существуют до момента снятия ее с производства, и дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием  продукции, восстановлением утерянного уровня качества. Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат. Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

       К первой группе относятся расходы, которые  предприятие несет для того, чтобы  определить, отвечает ли продукция  запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их не трудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное  оборудование для измерений и  накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют затраты на информацию о рынке, изучение мнения потребителя о качестве продукции. Эти затраты связаны с разработкой, организацией и проведением специальных выборочных обследований, включая затраты на инструментарий и оплату труда персонала.

       Ко  второй группе относятся расходы  на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям  покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и  технологии, а в отдельных случаях  — и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы  управления качеством, в том числе  ее техническое и программное  обеспечение, разработку стандартов, расходы  на сертификацию, метрологию, персонал (подбор, подготовка, оплата труда и  т.д.).

       Существует  еще одна группа издержек, которые  следует относить либо к базовым, либо к дополнительным затратам, в  зависимости от новизны продукции. Речь идет о затратах на брак (рекламации) и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять, например, из расходов на производство забракованной продукции (при наличии неисправимого брака) или дополнительных затрат на исправление брака. Данная группа издержек иногда включает оплату морального или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными. Брак - продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, Используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования. Затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, и имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние). Поэтому в этом случае необходим их глубокий качественный и количественный анализ. 

Информация о работе Качество продукции