Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета и анализа затрат на качество.………………...4
1.1 Экономическая сущность и определение понятия затрат на качество……4
1.2 Методы учета и анализа затрат на качество продукции…………………....8
1.3 Анализ брака и потерь от брака………………………………………….…19
2.1 Информационная база для учета и анализа затрат на качество продукции………………………………………………………………………...22
2.2. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………………..23
3. Повышение уровня качества продукции на предприятии………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

менеджмент качества - курсовая.docx

— 75.32 Кб (Скачать документ)
justify">а) жалобами;

б) гарантийным  ремонтом или возвратом;

в) отвергнутой  и возвращенной продукцией;

г) уступками;

д) потерями продаж (упущенной выгодой);

е) расходами  на отзыв продукции;

ж) ответственностью за продукцию.

       Сбор  данных и составление отчета о  затратах, связанных с качеством, должен входить в обязанности  экономического отдела, однако, инициировать начало работы по учету затрат на качество, несомненно, должен отдел управления качеством.

       Исторически сложилось так, что до сих пор  затраты, связанные с качеством, не рассматривались как требующие  особого внимания со стороны руководства. Поэтому данные о затратах не представлялись в той форме, которая определена моделью "Предупреждение – оценка – отказ" (PAF). Может оказаться, что представлять данные о затратах по качеству в подобной форме (используя  традиционные методы сбора, обобщения  и представления информации) будет  сложно. Более того, до тех пор, пока в организации не начнет работать эффективная система менеджмента  качества, установить порядок сбора  информации о затратах, связанных  с качеством, может оказаться  невозможным.

       Согласно  модели PAF, рекомендуются пять этапов сбора данных о затратах:

       1. Этап вычисления затрат, непосредственно  связанных с функцией качества:

− оплата труда сотрудников отдела управления качеством (включая начисления на зарплату, отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.п.);

− затраты, связанные с использованием помещений (арендная плата, отопление, освещение, охрана и т.п.);

− отчисления на содержание вспомогательного персонала, канцелярские и другие административные расходы;

− амортизационные отчисления на специальное оборудование для контроля качества (включая компьютеры);

− стоимость расходуемых материалов.

       2. Этап вычисления затрат, связанных  с качеством и относящихся  к функциям, выполняемым сотрудниками организации вне отдела управления качеством, например:

− часть (х %) зарплаты сотрудника отдела обслуживания потребителей, который занимается возвратом отказавшей продукции от потребителя;

− другие накладные расходы, перечисленные в п. 1.

       3. Внутренние затраты, связанные  с "заложенными в бюджет" затратами, например, если запуск материала, необходимого для изготовления 100 штук продукции, составляет 110 единиц, то стоимость 10 единиц должна быть включена во внутренние затраты, связанные с отказами.

       4. Внутренние затраты, связанные  с "непредвиденными отказами", например, те затраты, которые не были запланированы при запуске материалов в производство (подобные затраты возникают в результате повторного контроля и переделки продукции, при отвлечении людей на оформление отчетов и на анализ брака, при утилизации отходов, при заказе новых материалов, при задержке отгрузки и т.п.).

       5. Расходы, связанные с отказами  после смены владельца, т.е.  после доставки продукции к  потребителю, а в некоторых случаях после приемки продукции потребителем.

       Существенную  помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования . Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

       Если  предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество () будут определяться разностью между затратами на старую () и новую () продукцию:  
 
 

       Если  предприятие усовершенствует качественные параметры производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим норам и направлениям.

       Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с  изменением качества продукции является индексный метод. Сложность его применения к данному предмету исследования заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же, не всегда имеет количественное значение и может описываться словесно, например: продукция пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.

       Если  показатели качество имеют числовые характеристики, при построении индексов их можно использовать как весы затрат. В противном случае весами может  служить количество элементов конструкции  изделия, количество деталей, узлов, изделий.

Данный индекс затрат рассчитывается: 

  – индекс затрат  с учетом качества;

. – расход нового  по качественным  характеристикам  сырья, натур. ед.;

. –расход старого  по качественным  характеристикам  сырья, натур. ед.;

. –затраты (стоимость)  нового сырья,  ден. ед.;

  –затраты (стоимость)  старого сырья,  ден. ед.;. 

       Для оценки качества и конкурентоспособности  изделия возможно применение метода бальной оценки. В соответствии с ним каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-ти, 10-ти, 100-бальной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла (): 

Р – цена изделия;

  – средний балл  изделия с учетом  параметров его  качества. 

       Подобный  расчет целесообразно проводить  при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований. К параметрам качества можно относить как технико-экономические параметры, так и эстетические, органолептические свойства, соответствие моде и т. п. для расчета цены новой продукции можно использовать следующую формулу: 

  – цена новой  продукции, ден.  ед.;

  – цена базовой  продукции, ден.  ед.;

  – сумма баллов, характеризующих  параметры качества  базовой продукции;

  – сумма баллов, характеризующих  параметры качества  новой продукции;

– средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой продукции. 

       Аналогичен  балльной оценке метод  удельной цены. Он заключается в определении цены на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества: мощности, производительности и т. д. Для расчета используется формула: 
 

  –значение основного  параметра качества  базового изделия  в баллах;

  – значение основного  параметра качества  нового изделия  в баллах;

– соотношение (преимущество) основных параметров качества

нового  и базового изделия; 

       На  практике, для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производстве должны проводиться все виды проектного анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический для чего следует применять все доступные в каждой конкретной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения. 

1.3 АНАЛИЗ БРАКА И ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

     Политика  предприятия должна изначально иметь  целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

     Брак  может быть обнаружен на самом  предприятии-производителе и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

     Рекламации  сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости  от объема производства. Появление  рекламации наносит производителю  не только материальный, но и моральный  ущерб, сказываясь на его репутации.

       При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов. Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

     Менеджеры должны рекомендовать руководству  фирмы найти предприятие, поставляющее более качественное сырье для  производства. Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции. Однако затраты, связанные с решением проблем по возникновению, предотвращению брака, иногда могут превышать затраты, которое несет предприятие, если брак не устранен. Для этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополнительные графики, отражающие издержки, связанные с этими дефектами, оценки издержек, связанных с решением проблем, и оценки времени, требующегося для решения проблем.

     Издержки  контроля качества и издержки брака  могут быть нанесены на один и тот  же график, как это сделано на рис. 1.4. 

     

     Рис. 1.4. Экономическая эффективность управления качеством 

     Точка пересечения этих двух кривых обычно является точкой минимальных издержек. Но на практике нелегко получить даже приблизительную оценку, поскольку  приходится учитывать много других переменных. Тем не менее эта задача является самой важной задачей для  руководства. На многих фирмах такие  расчеты не производятся, хотя расчет затрат на качество может служить  источником огромной экономии. 

 

       2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

       Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная  информация. Но прежде чем начать ее собирать, следует определить, каково ее назначение. Цели сбора данных в  процессе стоимостного анализа качества могут состоять в следующем:

  • Снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;
  • Снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств;
  • Повышение удельных затрат, позволяющее добиться высокого уровня качества, дающего преимущества по сравнению с конкурентами;
  • Определение величины издержек по видам для изменения их структуры, но сохранение прежнего объема затрат на продукцию, позволяющего поддержать сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству;
  • Увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
  • Анализ отклонений от установленных требований;
  • Контроль продукции;
  • Установление цены на продукцию.

       Отсюда  видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии - изготовителе, другая – на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т. е. во внешней среде.

       Одним из внутренних видов данных, позволяющих  определить структуру затрат на изделие  и обладающих большим преимуществом  перед другими благодаря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достоверности  и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для  поиска направлений их снижения и  минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета. Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит определить мнение различных социальных, возрастных и т.д. групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации. 

Информация о работе Качество продукции