Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета и анализа затрат на качество.………………...4
1.1 Экономическая сущность и определение понятия затрат на качество……4
1.2 Методы учета и анализа затрат на качество продукции…………………....8
1.3 Анализ брака и потерь от брака………………………………………….…19
2.1 Информационная база для учета и анализа затрат на качество продукции………………………………………………………………………...22
2.2. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………………..23
3. Повышение уровня качества продукции на предприятии………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

менеджмент качества - курсовая.docx

— 75.32 Кб (Скачать документ)

       1.2 МЕТОДЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

       В зависимости от целей, задач анализа  затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных, аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождения продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент (рис.1.1).

       На  этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Основными принципами применения ФАС являются:

  • функциональный подход к объекту исследования;
  • системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
  • исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях;
  • жизненного цикла изделия;
  • соответствие качества и полезности функций про продукции затратам на них;
  • коллективное творчество.

       Выполняемые изделием и его составляющими  функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.

  • По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые выполняют какие - либо элементы объекта и их связи в границах объекта.
  • По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают главные и второстепенные. Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.
  • По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные. Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.
  • По характеру появления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные. Номинальные – задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких - либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это фактически выполняемые объектом функции.

       Все функции объекта могут быть полезными  и бесполезными, а последние нейтральными и вредными. 
 

         Главные  Номинальные Полезные

        Внешние

         Второстепенные Потенциальные

         Основные 

        Внутренние

         Вспомогательные Действительные Бесполезные

         

             Нейтральные      Вредные 

       Рис. 1.1. Взаимосвязь функций 

       Цель  функционально-стоимостного анализа  состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА можно записать следующим образом: 
 
 

ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств ( ПС = ån *ci );

З –  издержки на достижение необходимых  потребительных свойств. 

       Функционально-стоимостной  анализ проводят в несколько этапов.

       На  первом, подготовительном этапе, уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор  и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию  значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

       На  втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму “шпоры” (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Модель информационной сети ФСА 

       В нее информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его  производство поступает из конструкторских (К), экономических (Э) подразделений  предприятия и от потребителя (М) к руководителям соответствующих  служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом  отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в  соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта (А).

       На  третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость  и возможности ее уменьшения путем  отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его  деталей, узлов.

       На  четвертом исследовательском этапе  оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

       На  пятом рекомендательном – отбираются наиболее приемлемые для данного  производства варианты разработки и  усовершенствования изделия. С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы (табл. 1)

       Табл. 1 Решения по вариантам выбора изделий для производства

Варианты  управленческих решений Предпочтительный А

Значимость функции:

высокая

Затраты: низкие

Рентабельность  изделия:

высокая

В

Значимость функции:

высокая

Затраты: средние

Рентабельность  изделия:

средняя

С

Значимость функции:

высокая

Затраты: высокие

Рентабельность  изделия:

средняя

Проблематичный D

Значимость функции:

средняя

Затраты: низкие

Рентабельность  изделия:

высокая

E

Значимость функции:

средняя

Затраты: средние

Рентабельность  изделия:

средняя

F

Значимость функции:

средняя

Затраты: высокие

Рентабельность  изделия:

низкая

Нежелательный G

Значимость функции:

низкая

Затраты: низкие

Рентабельность  изделия:

средняя

H

Значимость функции:

низкая

Затраты: средние

Рентабельность  изделия:

низкая

I

Значимость функции:

низкая

Затраты: высокие

Рентабельность  изделия:

низкая

 

       С учетом значимости функций изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь  на знании спроса на продукцию определяется уровень ее рентабельности. Все это  в совокупности служит цели принятия решения о выборе конкретного  изделия к производству или направлений  и масштаба его усовершенствования.

       Модель PAF ("Предупреждение – оценка – отказы") легко применяется при анализе затрат на качество продукции в промышленности, но в меньшей степени применима при анализе затрат на процессы и услуги. Модель PAF основана на вычислении конкретных расходов, связанных с "количеством" конкретного продукта.

       Классификация затрат на качество. Классификация затрат на качество, используемая в модели PAF, приведена на рис. 1.3. Общие затраты на качество по этой модели делятся на две группы:

− затраты на достижение соответствия по качеству (их следует рассматривать как инвестиции, полезные затраты);

− затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери, вредные и бесполезные затраты).

       Первая  группа "Затраты на достижение соответствия по качеству" делится на 2 категории:

       А. Затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества. В эту группу затрат входит стоимость контроля, испытаний и т.п., проводимых в процессе производства и после его завершения, например, затраты на:

а) входной  контроль;

б) выбор  способа контроля;

в) проведение лабораторных приемочных испытаний;

г) контроль и испытание;

д) контрольное  и испытательное оборудование;

 

 
 

Рис. 1.3. Классификация затрат на качество по модели PAF

е) поверку  приборов и средств измерений, используемых в отделе технического контроля (ОТК);

ж) материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний;

з) анализ и доклад о результатах контроля и испытаний;

и) утверждение  и одобрение доклада;

к) оценку (инвентаризацию) запасов материалов, сырья, комплектующих.

       В. Затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение дефектов и отказов, например, затраты на:

а) планирование качества;

б) разработку и конструирование измерительного и испытательного оборудования;

в) анализ качества и проверку конструкции;

г) поверку  средств измерений, используемых для  оценки качества в производственных цехах;

д) техническое  обслуживание производственного оборудования;

е) подготовку кадров в области качества;

ж) анализ и доклад о характеристиках качества;

з) утверждение  и одобрение доклада;

и) программы  по совершенствованию качества.

       Вторая  группа "Затраты, связанные с несоответствием  по качеству" подразделяется на следующие 2 категории:

       С. Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет производственная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации до отправки продукции потребителю), например, затраты на:

а) брак;

б) замену, переделку и ремонт;

в) поиск  и устранение неисправностей;

г) анализ дефектов и отказов;

д) повторные  испытания и контроль;

е) разрешения на отклонения, модификацию и уступки;

ж) понижение  класса качества;

з) простои (упущенная выгода).

       D. Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации – внешние затраты, возникающие запределами производственной организации (после смены владельца) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с:

Информация о работе Качество продукции