Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа
Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.
Роль и значение повышения качества продукции на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
ВВЕДЕНИЕ
Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.
Роль и значение повышения качества продукции на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Высокое качество продукции расширяет
возможности потребления
Необходимо отметить, что созданный ранее механизм государственного воздействия на качество продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост качества продукции, требует коренной перестройки и обновления. Выдвигая задачу стабилизации экономики нашей страны, а в последующем и экономического развития, должно быть четкое представление, что центральным звеном экономической политики и всей практической работы по решению этой задачи становится всемерное повышение технического уровня и качества продукции.
В курсовой работе объектом исследования является система управления качеством продукции на ОАО «Лидский мясокомбинат».
Предметом исследования является процесс формирования путей повышения качества продукции и необходимые мероприятия для их реализации.
Основной целью работы является разработка ряда предложений по повышению качества продукции на ОАО «Лидский мясокомбинат», как инструмента повышения эффективности производства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
– изучить понятие и показатели качества продукции,
– определить сущность и задачи управления качеством,
– дать оценку качества продукции на предприятии,
– разработать мероприятия по повышению качества продукции на ОАО «Лидский мясокомбинат».
При написании работы были использованы законодательные, нормативные и методические материалы по вопросам качества в Республике Беларусь; статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Основным источником практического материала, использованного при написании работы, являются отчетные данные, плановые и фактические расчеты по вопросам качества продукции.
1. Качество продукции и пути его повышения
Качество продукции – это совокупность потребительских свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.
Для выражения превосходной степени
в сравнительном или
Составляющими качества товара являются:
– функциональное соответствие (способность товара правильно выбрать базовую функцию);
– дополнительные функции (диапазон возможностей товара помимо базовой функции);
– соответствие (соблюдение норм и стандартов на заявленном уровне);
– надежность (отсутствие поломок или дефектов в работе в течение заданного срока);
– долговечность (полезный срок службы товара или частота его использования до выхода из строя);
– сервис (диапазон, скорость и эффективность услуг, обеспечиваемых до, во время и после продажи);
– технологичность (затраты материала и труда на единицу продукции);
– эргономичность (степень приспособленности к человеку, удобство использования, соответствие параметрам человека);
– эстетичность (дизайн, вид, цвет, вкус и т.п.);
– безопасность;
– экономичность;
– воспринимаемое качество (репутация, имидж товара или марки).
Применительно к качеству услуг выделяют:
– компетентность (фирма обладает требуемыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу);
– надежность (стабильность работы фирмы);
– отзывчивость (система не выходит из строя при непривычных запросах);
– доступность (легкость контакта с сотрудниками фирмы);
– понимание (понимание специфических потребностей клиентов);
– коммуникация (своевременное и доходчивое информирование клиентов);
– доверие (репутация фирмы);
– безопасность (защита от риска физического и морального);
– обходительность (вежливость, внимательность, дружелюбие);
– осязаемость (материальная привлекательность помещений и формы персонала) [2, с.142].
Контроль качества – определение соответствия свойств и характеристик продукции (услуг) установленным требованиям. При этом сравниваются объективные данные, полученные в ходе измерений, испытаний или проверок. Контроль не способствует достижению качества на предшествующем этапе процесса, а только проверяет его.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества (концептуальной модели взаимозависимых видов деятельности) для достижения экономической эффективности.
Обеспечение качества – планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет удовлетворять требованиям по качеству. Различают внутреннее и внешнее обеспечение качества. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность у руководства, внешнее – уверенность у потребителя. Обеспечение качества включает пять базовых элементов: определение требований к выполняемой работе; обеспечение знания требований лицами, выполняющими работу; обеспечение поддержки, необходимой для соблюдения требований; контроль за соблюдением требований; обеспечение пересмотра и обратной связи.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только часть системы, относящуюся к этим требованиям. Система качества – это система «хорошего» управления предприятием, отвечающая определенным требованиям, установленным в стандартах по обеспечению качества. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством предприятия.
Всеобщее руководство качеством (total quality management) – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов организации и общества. Целенаправленное руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации весьма существенны для успешной реализации всеобщего руководства качеством.
Общее руководство качеством (административное управление качеством) – аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.
Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов систем качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программы качества и предложений по улучшению качества.
Модель для обеспечения
Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или ее часть. Оно обычно содержит политику в области качества, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, методики системы качества и инструкции, положение по пересмотру и корректировке руководства. Оно может состоять из нескольких документов.
Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту, контракту. Программа качества содержит ссылки на отдельные пункты руководства по качеству.
Петля качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях (от определения потребностей до оценки их удовлетворения).
Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью проверки выполнения требований качества.
Анализ системы качества – обязательная оценка руководством состояния системы качества и ее соответствия политике в области качества.
Проверка (аудит) качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их соответствие поставленным целям. Проверка качества выполняется лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки работы.
Между качеством и эффективностью
производства существует прямая зависимость.
Они дополняют друг друга. Качество
не является приоритетом конструкторско-
С позиций потребителя качество
изделия – это степень
Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа [16, c. 208].
Показатели качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях [16, c.211].
Уровень качества продукции – относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:
– обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общей выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества [4, c.11].