Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа
Качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.
Роль и значение повышения качества продукции на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Улучшение
качества продукции – важнейшее
направление интенсивного развития
экономики, источник экономического роста,
эффективности общественного
Каждый изготовленный продукт должен соответствовать требованиям покупателей, в противном случае, предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественная продукция – залог долгого и успешного функционирования предприятия.
2. Анализ системы повышения качества продукции
ОАО «Лидский мясокомбинат»
2.1 Общая характеристика предприятия
История Лидского мясокомбината берет
свое начало с 1939 года, когда на бойне,
размещенной возле обувной
Датой основания предприятия
В последующие годы предприятие неоднократно подвергалось реконструкции и расширению, рос объем производства и расширялся ассортимент выпускаемой продукции.
В 1947 году была проведена первая реконструкция мясокомбината, в 1949 – построен холодильник емкостью 130 тонн, в 1950 - колбасный цех, в 1953 – проведено переоборудование убойного цеха на вертикальный способ разделки скота. В 1953 году численность работников предприятия составляла 46 человек.
1960-1970-е годы
До 1990 года мясокомбинат работал на полную мощность, продукция реализовывалась своевременно в полном объеме. Однако после распада в 1991 году Советского Союза сложились неблагоприятные условия не только для развития производства и внедрения новых технологий, но и для развития стабильной работы мясокомбината. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) республики находился в крайне тяжелом положении. Хроническая нехватка финансовых средств позволяла проводить техническое перевооружение и обеспечивать предприятие необходимыми ресурсами.
Анализируя работу Лидского мясокомбината за 1990-2001 годы, необходимо отметить снижение объемов производства основных видов продукции. Это обусловлено падением объемов производства животноводческого сырья, разрывом хозяйственных связей, сокращением потребления мясной продукции на внутреннем рынке и изменением конъюнктуры внешнего рынка, и, как усугубляющее следствие, отсутствием у предприятия средств на закупку нового оборудования и внедрение передовых технологий. Но, несмотря на это, за этот период были освоены десятки наименований колбасных изделий и полуфабрикатов. Обновленный ассортимент продукции составил 15,2%.
С 2002 года предприятие постепенно начало выходить из финансового кризиса, но многие проблемы до сих пор остались нерешенными. В связи с отсутствием сырья, цех по переработке птицы оказался невостребованным. Руководством предприятия было принято решение о реконструкции и перепрофилировании данного цеха под мясоперерабатывающее производство.
На протяжении всей работы предприятия не оставалась без внимания социальная сфера. В настоящее время на балансе предприятия состоит столовая, медицинский пункт, два общежития для работников, физкультурно-оздоровительный комплекс. Имеется актовый зал, библиотека, комнаты для кружковой работы.
Производственная деятельность ОАО «Лидский мясокомбинат» ориентирована на закупку и переработку скота с массовым выпуском продуктов питания (готовая мясная продукция и полуфабрикаты).
В настоящее время производственные мощности предприятия по видам продукции составляют:
− мясо и субпродукты, всего - 36 т/смену;
− колбасные изделия - 4 т/смену.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, одной из приоритетных целей и задач социально-экономического развития республики и укрепления агропромышленного комплекса остаются обеспечение населения продуктами питания и, на этой основе, укрепления продовольственной безопасности страны.
ОАО «Лидский мясокомбинат» предлагает потребителям насыщенный ассортимент мясной и колбасной продукции. Ассортиментный перечень мясной и колбасной продукции мясокомбината включает в себя около 200 товарных позиций (приложение А).
Кроме пищевых продуктов, мясокомбинат реализует сухие животные корма, технический и кормовой жир, кишечное сырье, эндокринно-ферментное сырье, шкуры КРС и свиней, в том числе на экспорт в дальнее зарубежье.
Наибольший удельный вес в объёме производства продукции занимает такая продукция, как мясо и субпродукты, колбасные изделия, о чем свидетельствует график, изображенный на Рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура выпускаемой продукции ОАО «Лидский мясокомбинат»
Удельный вес мяса и субпродуктов в общем объеме производства продукции составил 66,1%, колбасных изделий − 21,9%, сухие корма − 4,8% и полуфабрикаты − 3,9%. На предприятии ведется работа по расширению ассортимента, созданию новых видов продукции. Объем производства продукции и их удельный вес в общем объеме за 2010-2011гг. представлен в Таблице 2.1 (приложение Б).
Таким образом, как показывает Таблица 2.2, производство продукции на предприятии за 2010-2011 годы увеличилось на 37,2%, а план по производству выполнен на 110,3%. Однако по некоторым наименованиям произошло снижение производства. Основной причиной снижения объема производства явилось снижение спроса на котлеты, выпуск которых в 2010 году составил 17 т, а в 2011 году – 15 т.
Таблица 2.1 – Объем производства продукции ОАО «Лидский мясокомбинат» за 2010-2011 годы
Наименование продукции |
2010 год |
2011 год | ||||
план |
факт | |||||
объем выпуска, т |
уд. вес, % |
объем выпуска, т |
уд. вес, % |
объем выпуска, т |
уд. вес, % | |
1. Мясо и субпродукты |
7397 |
71,5 |
7340 |
65,9 |
8785 |
66,1 |
2. Жиры топленые пищевые |
325 |
3,1 |
322 |
2,9 |
399 |
3 |
3. Сухие корма |
509 |
4,9 |
547 |
4,9 |
643 |
4,8 |
4. Колбасные изделия |
1626 |
15,7 |
2365 |
21,2 |
2909 |
21,9 |
- вареные |
675 |
6,5 |
1038 |
9,3 |
1359 |
10,2 |
- сосиски и сардельки |
348 |
3,4 |
493 |
4,4 |
639 |
4,8 |
- полукопченые |
170 |
1,6 |
253 |
2,3 |
269 |
2 |
- твердокопченые |
5 |
0 |
42 |
0,4 |
47 |
0,4 |
- копчености |
50 |
0,5 |
132 |
1,2 |
153 |
1,2 |
- прочие |
378 |
3,7 |
407 |
3,7 |
442 |
\3,3 |
5.Полуфабрикаты,в том числе |
447 |
4,3 |
499 |
4,5 |
519 |
3,9 |
- фарш |
65 |
0,6 |
75 |
0,7 |
86 |
0,6 |
- котлеты |
17 |
0,2 |
24 |
0,2 |
15 |
0,1 |
-крупнокусковые и мелкокусковые |
365 |
3,5 |
400 |
3,6 |
418 |
3,1 |
6. Жир кормовой и технический |
36 |
0,3 |
61 |
0,5 |
39 |
0,3 |
Итого |
10340 |
100 |
11134 |
100 |
13294 |
100 |
Источник: данные приложения Б
Для характеристики экономических показателей предприятия ОУП «Лидский мясокомбинат» за 2010-2011 гг. используем данные Таблице 2.2 (приложение В).
Таблица 2.2 – Основные показатели ОАО «Лидский мясокомбинат» за 2010-2011 гг.
Наименование показателей |
Год |
Отклонение | ||
2010 |
2011 |
+,- |
в % | |
Выручка от реализации, млн. руб. |
29166 |
49528 |
+20362 |
+69,8 |
Себестоимость реализованных товаров |
25984 |
41764 |
+15780 |
+60,7 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
387 |
3567 |
+3180 |
+821,7 |
Прибыль отчетного года, млн. руб. |
162 |
3245 |
+3083 |
+1903,1 |
Среднесписочная численность, чел. |
391 |
435 |
+44 |
+11,3 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
1,5 |
8,5 |
+7,0 |
+466,7 |
Примечание. Расчеты автора по данным отчетов
Как показывают данные Таблицы 2.2, выручка от реализации в 2011 году составила 49528 млн. рублей, что выше, чем в 2010 году на 69,8%. Прибыль отчетного периода и прибыль от реализации увеличились значительно: на 3083 млн. и 3180 млн. рублей соответственно. Рентабельность продукции в 2011 году составила 8,5%, что выше предыдущего года на 7%.
В целом работа ОАО «Лидский мясокомбинат» за 2011 год улучшилась значительно, т. к. по большинству показателей наблюдается рост.
Потребителями продукции ОАО «Лидский мясокомбинат» являются розничные предприятия торговли, предприятия общественного питания, рестораны, дома отдыха, санатории и другие заведения.
Основной стратегической целью ОАО «Лидский мясокомбинат» является перспективное развитие предприятия, которое заключается в создании прибыльного производства с сохранением занятых позиций на внутреннем и внешнем рынках сбыта, за счет проведения реконструкции и технического перевооружения отдельных производств предприятия.
В рамках мероприятий по финансовому оздоровлению ОАО «Лидский мясокомбинат» наиболее значимыми мероприятиями являются:
− увеличение оборачиваемости финансовых средств;
− наращивание объемов экспорта продукции;
− сокращение непроизводственных расходов;
− увязка планов производства, снабжения и сбыта с целью сокращения производственных запасов на складах;
− разработка планов доходов и расходов и установление ежедневного контроля за их исполнением;
− пересмотр графиков и маршрутов доставки сырья от хозяйств сырьевой зоны с целью исключения неэффективных транспортных затрат;
− реализация программ по энергосбережению и техперевооружению.
2.2 Анализ качества продукции на предприятии
С каждым годом ОАО «Лидский мясокомбинат» расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Изменение ассортиментного перечня мясной и колбасной продукции мясокомбината за 2010-2011гг. представлено в Таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Структура ассортимента продукции ОАО «Лидский мясокомбинат» за 2010-2011гг.
Ассортиментная группа |
Количество позиций (глубина) |
Изменение, +,- | |
2010 год |
2011 год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Мясо и субпродукты | |||
1. Мясо, всего, в том числе: - говядина 1,2 кат и тощая - свинина 1,2,3,4кат., б\ш и в\ш - конина 1,2 кат. и тощая |
14 |
14 |
- |
2. Субпродукты, всего, в том числе: - говяжьи 1 кат - говяжьи 2 кат. - свиные 1 кат. - свиные 2 кат |
19 7 2 6 4 |
19 7 2 6 4 |
- - - - - |
Итого |
33 |
33 |
- |
2. Колбасные изделия | |||
1. Вареные, всего из них: - высший сорт - первый сорт - второй сорт - бессортовые |
31 15 5 4 3 |
32 15 6 4 3 |
+1 - +1 - - |
2. Сосиски |
4 |
4 |
- |
З. Сардельки |
3 |
4 |
+1 |
4. Полукопченые |
12 |
13 |
+1 |
5. Варено-копченые |
5 |
5 |
- |
6. Сырокопченые, сыровяленые |
3 |
4 |
+1 |
7. Копчености, всего в том числе: -с\к - к\в |
14 4 10 |
16 4 12 |
+2 - +2 |
- вареные |
3 |
3 |
- |
8. Нефондовые |
15 |
15 |
- |
Итого |
90 |
96 |
+6 |
3. Полуфабрикаты | |||
1. Комплексная разделка - говядина - свинина |
15 9 6 |
15 9 6 |
- |
2. Крупнокусковые, всего, из них: - говяжьи - свиные |
10 4 6 |
11 5 6 |
+1 +1 - |
3. Мелкокусковые, всего, из них: - наборы - шашлык свиной |
6 6 - |
9 7 2 |
+3 +1 +2 |