Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 09:38, курсовая работа
Данная тема актуальна, так как если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.
Введение 3
1 Теоретическая часть 4
1.1 Понятие коммуникации 4-5
1.2 Виды коммуникаций 6-8
1.3 Коммуникативный процесс 9-12
1.4 Коммуникативные барьеры 13
2 Анализ системы коммуникаций управления фирмы «Артёмпищевик» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 14-16
2.2 Анализ коммуникативной политики предприятия 16-24
3 Проектная часть 24
3.1 Этапы подготовки к разработке программы совершенствования коммуникаций в менеджменте 24-30
Заключение 31-32
Список используемой источников 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Шавша
Алексей Валерьевич
Коммуникации в менеджменте
Специальность «Менеджмент организации»
Курсовая
работа студента 3-го курса очной формы
обучения
Научный руководитель к.т.н, доцент _______________
В.А. Уженцев |
Владивосток 2011
Содержание
Введение
1 Теоретическая
часть
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Виды коммуникаций
1.3 Коммуникативный
процесс
1.4 Коммуникативные
барьеры
2 Анализ системы коммуникаций управления фирмы «Артёмпищевик» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 14-16
2.2 Анализ коммуникативной политики предприятия 16-24
3 Проектная
часть
3.1 Этапы
подготовки к разработке программы совершенствования
коммуникаций в менеджменте
Заключение
Список
используемой источников 33
3
Введение
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными
представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками.
Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Данная тема актуальна, так как если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.
В работе были поставлены следующие задачи:
4
Понятие коммуникации
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
Главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности - они отражают одну из ценностей человека[4,с.48]. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:
1)сообщения информирующего характера;
2)сообщения инструктирующего характера;
3) сообщения мотивирующего характера.
Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.
Информация
- это необходимое условие
5
коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или
информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.
Эти два аспекта коммуникации - информационный и личностный - необходимо обязательно учитывать в менеджменте[4,с.67].
Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.
При
формировании и управлении коммуникациями
необходимо определить, к какому виду
относятся коммуникации.
6
Виды коммуникаций
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации[3,с.38]..
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Одноканальные и многоканальные коммуникации. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой
7
специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом, напротив, неустойчивые. Всё зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения.
Конечно, понятие устойчивости коммуникаций носит условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро и безболезненно исчезнуть.
Коммуникации формальные и неформальные. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами» [5,с.143].. В этом случае доверенным лицом выступает обычно секретарь или ассистент: известно, что во время неформального общения после работы или в перерывах, в «курилках», секретари часто обмениваются информацией, особенно, когда речь идет о вопросах, касающихся изменения внутрифирменной организации деятельности или перемещениях в штате. Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, то есть слухи, чаще оказывается точной; 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности, как правило, меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально
8
окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.
Формальные коммуникации - коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения[5,с.159]..
По
условию возникновения и
9
Коммуникативный процесс